Средний БПЛА: наш ответ

Ivan_Air

Активный участник
Сообщения
365
Адрес
Беларусь, Минск
Из темы о БПЛА:
Министерство обороны России определилось с тем, какие беспилотные летательные аппараты оно закупит для своих нужд у Израиля. По данным "Ъ", это будут три системы ближней и средней дальности компании Israel Aerospace Industries (IAI). Сумма первой сделки не так велика - порядка $50 млн. Но, по мнению экспертов, важен не ее объем, а сам факт разворота отечественных военных заказчиков в сторону иностранных поставщиков. И одной закупкой дело не ограничится.
http://uav.ru/news.php?cod=1755

Такой шаг обусловлен отсутствием приемлемых для ВС беспилотников среднего звена - типа Hermes, Pioneer.
C этим можно не соглашаться, ругать МО, но факт налицо. Долгое время на БПЛА смотрели как на игрушки, потом грянула война в ЮО, и , кажется, появился "императив" - без БПЛА нам не жить.
Не знаю, может Израиль и продавил эту сделку. Но причина может быть и в другом - многочисленные проекты наших БПЛА на поверку оказались именно проектами. Т.е. когда "час пробил", и покупатель нашелся, у продавцов не оказалось готового изделия - только полуфабрикаты. Жаль, если все обстоит именно так. :-(
Вот и решил открыть эту тему. Конечно, БПЛА в железе мы тут не построим, но создать осмысленную концепцию, довести ее до стадии 3d-модели - это вполне реально. Главное - делать все по правилам, и учиться на чужих ошибках.
Поэтому сразу картинок выкладывать не буду, начнем с "внешнего" проектирования - что надо сделать. Потом уже - как это реализовать.
Самые общие идеи таковы:
1. Создается ряд унифицированных БПЛА - от тактического с продолжительностью полета 5...6 ч до оперативно-стратегического (24ч).

2. Основная нагрузка - оптические системы, опция - РЛС бокового\кругового обзора. Вооружение пока не предусматривается.

3. Главный девиз проекта - без крайностей. Если нет подходящих отечественных комплектующих - берем зарубежные. Предпочтение отдается массовым гражданским изделиям (особенно это касается двигов).
То же самое и по ЛТХ, и по стоимости. Хорошее редко бывает дешевым.

4. Особо отмечу взлет-посадку. Желательно, чтобы БПЛА работал с любой поляны подходящих размеров. Примочки в виде катапульты, ускорителя... можно, но необязательно. А посадочный гак поставим обязательно.
Вот такие мысли...
Теперь надо четко определиться: в каких условиях будет действовать БПЛА, какие типовые задачи выполнять. Инфы нынче хватает, пойду почитаю, чем занимаются аналоги-конкуренты. :-D

Кому интересно - присоединяйтесь! :OK-) Критика и советы тоже будут приняты с благодарностью.
 

Andy

Активный участник
Сообщения
1.697
Адрес
Германия
Хотите научную фантастику? Легкий, дешевый, малозаметный, полностью автоматический БПЛА, несущий две ракеты типа MICA. Должен уметь летать в двух режимах: на сверхзвуке (чтоб гнать в заданный район) и на дозвуке с малым расходом горючего (чтоб патрулировать пространство). Сенсоры ракет должны не уступать современным ОЛС. В таком случае, от радара и сенсорики можно отказаться: они будут на ракетах. Если принять производительность против Ф-22 как 10:1, то 10 таких БПЛА будут все равно в несколько раз дешевле, чем один Ф-22.
 

РС-24

Активный участник
Сообщения
4.023
Адрес
Коломна
Да не купить нам нормальный БПЛА(hermes не в счет)! А построить-растеряли весь штат, который у нас был при Совке :(
 

Ivan_Air

Активный участник
Сообщения
365
Адрес
Беларусь, Минск
Andy написал(а):
Хотите научную фантастику?
Это прекрасно, но чтобы такое чудо сделать, нужен оогромный опыт и финансирование.
Сейчас цель более простая: разведчик вроде тех, что уже есть в США и Израиле. Сориентирован на локальные конфликты. И главное - реальный аппарат: все комплектующие уже есть, постройка, обучение операторов и обслуживание просты. Бери и делай.
РС-24 написал(а):
Да не купить нам нормальный БПЛА(hermes не в счет)!
Да, выбора нет. Современную технику надо только самим делать - ее никто не продаст.
РС-24 написал(а):
А построить-растеряли весь штат, который у нас был при Совке
А при Совке похожие БПЛА и не строили. Так или иначе начинаем с нуля. :think:
 

РС-24

Активный участник
Сообщения
4.023
Адрес
Коломна
Ivan_Air написал(а):
А при Совке похожие БПЛА и не строили. Так или иначе начинаем с нуля
Но ведь были специалисты, которые могли строить хоть какие то БПЛА!

Пожалуйста, обратите внимание на название раздела, в котором находится данная тема. Admin
 

Ivan_Air

Активный участник
Сообщения
365
Адрес
Беларусь, Минск
Ну, продолжим...
Основное назначение такого БПЛА - воздушная разведка в районах с пересеченным и горным рельефом. И в основном - в конфликтах низкой интенсивности. Т.е. когда ПВО противника состоит не из Рэпторов, Иджисов и Пэтриотов :-D Без крайностей.

Поэтому основная нагрузка - ОЭПС с ТВ-камерой с большим увеличением, ИК -каналом. Нужен бы и лазерный дальномер, но лучше предусмотреть 2 варианта - с ним и без него.
Среди отечественных "шариков" можно выделить ГОЭС-320 и -640 пр-ва УОМЗ. Да, и еще ОЛС с МиГ-35 надо примерить. Все-таки вещь - на уровне :cool:

Хорошо бы поставить систему радиоперехвата, которая бы засекала момент выхода противника в эфир и выдавала координаты излучающего объекта.

Вместо "прослушки" может стоять РЛС кругового\ бокового обзора. Но откуда ее взять? :???: ЕМНИП единственная подходящая по размерам - Арбалет, но сколько она весит? Масса РЛС "Линкс" на Предейторе - около 55 кг. В общем, на 60-65 кг можно ориентироваться.

Способ действия - полет в автомате или полуавтомате (курс задает оператор, устойчивость обеспечивает автопилот). В горах связь бывает проблематична, поэтому потолок БПЛА в 6-7 км, чтобы обойтись без ретрансляторов. Потому и писал выше, что оптика нужна мощная.
Ну и устойчивость в полете должна быть высокой. Поэтому предлагаю нормальную схему, но с цельноповоротными килем и стабилизатором. Винт - толкающий, в хвосте.

Базирование - в 2-х вариантах: аэродромное и мобильное. Но взлет с катапульты я не очень одобряю. Громоздкая это вещь, а если еще и с ускорителем, то скрытно запустить БПЛА все равно не получится.
В аэродромном варианте все очень просто - выкатили из ангара и на взлет.
В мобильном - БПЛА хранится в контейнере, но разбирать его целиком не надо (без крайностей). Отсоединяем крыло и оперение, а шасси пусть остается. Фиксируем БПЛА в контейнере, чтоб не растрясло по дороге :-D - и повезли, куда следует. Привезли, выкатили, собрали - на взлет. На все про все - минут 15. Полетное задание можно ввести в дороге - это давно не фантастика.

Теперь про возможные угрозы.
Обнаружить БПЛА могут визуально, по звуку, ИК-излучению и с помощью РЛС.
Поразить - стрелковым оружием, ПЗРК и ЗРК. Можно воздействовать на него и системами РЭБ.

Ну, вот такой "внешний" этап проектирования. Теперь надо подумать, как это реализовать и как бороться с угрозами. Но ИМХО многие решения уже найдены до нас, надо их только грамотно совместить.
Продолжение следует! :OK-)
 

РС-24

Активный участник
Сообщения
4.023
Адрес
Коломна
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:421-06-w450.jpg
Вот вариант для мобильного взлета...

Добавлено спустя 1 час 10 минут 37 секунд:

Кстати, ударные БПЛА не фантастика....
Одной из наиболее интересных и неожиданных новинок авиасалона МАКС-2007 стал перспективный малозаметный реактивный боевой беспилотный летательный аппарат (ББЛА) ╚Скат╩, разрабатываемый Российской самолетостроительной корпорацией ╚МиГ╩. Показ полноразмерного макета ╚Ската╩ в третий день салона группе журналистов в одном из ангаров РСК ╚МиГ╩ на территории аэродрома ЛИИ в подмосковном Жуковском стал подлинной сенсацией выставки: до сих пор никаких подробностей о ведущейся ╚МиГом╩ разработке ББЛА известно не было, и демонстрация ╚Ската╩ на МАКС-2007, хоть и планировалась разработчиком, нигде заранее открыто не афишировалась. Официальное разрешение показать ББЛА ╚Скат╩ было получено только 21 августа специальным распоряжением Президента России Владимира Путина. В результате полноразмерный макет ╚Ската╩ демонстрировался не на территории выставочной экспозиции, а в одном из ангаров РСК ╚МиГ╩ на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова, и на презентацию было приглашено только ограниченное количество представителей телеканалов и печатных СМИ. В их числе посчастливилось быть и автору этого материала.

Сразу оговоримся: беспилотных аппаратов такого класса в России до сих пор еще не было. Разработкой тяжелых - массой более тонны - реактивных БЛА многократного применения (а именно эта возможность отличает беспилотные летательные аппараты от разного рода крылатых ракет) у нас в стране с конца 60-х гг. занимаюсь ОКБ А.Н. Туполева, спроектировавшее околозвуковые оперативно-тактический беспилотный разведчик ВР-2 ╚Стриж╩ (╚141╩ или Ту-141, взлетная масса 5,4 т) и тактический беспилотный разведчик ВР-3 ╚Рейс╩ (╚143╩ или Ту-143, взлетная масса 1,4 т). Оба выпускались серийно и состояли на вооружении Советской Армии. Кроме того, в серийном производстве и на вооружении находился дозвуковой тактический беспилотный разведчик Ла-17Р (взлетная масса около 3 т), разработанный на базе самолета-мишени Ла-17 в ОКБ СССР СА Лавочкина. Сфера применения всех этих БЛА ограничивалась только ведением воздушной разведки, а по способу взлета и посадки они мало походили на традиционные самолеты: старт их осуществлялся со специальных пусковых установок с использованием пороховых ускорителей, а приземление - на посадочных парашютах. Для решения боевых задач советские реактивные беспилотники. несмотря на ряд проектных проработок, приспособлены не были.

Вместе с тем опыт вооруженных конфликтов 80-х и 90-х гг., развитие средств ПВО и РЭБ, возрастание стоимости подготовки летного состава поставил к началу нового тысячелетия на повестку дня вопрос создания нового класса тяжелых реактивных беспилотных аппаратов, способных вести полноценные автономные и групповые боевые действия, в т.ч. поражать высокоточным оружием наземные и морские цели противника, обладая при этом характеристиками и системами бортового оборудования, подобными имеющимся у современных пилотируемых тактических самолетов.

Активные исследования по этому вопросу на рубеже нового века начались в США, а затем и в странах Западной Европы. При этом в Соединенных Штатах поспешили даже объявить боевые беспилотники "шестым поколением" боевых самолетов, которое придет на смену нынешним пилотируемым многофункциональным истребителям (в т.ч. самолетам пятого поколения F-22 и F-35), со временем едва ли не полностью их потеснив. Ведущие американские самолетостроительные компании - Боинг и Нортроп-Грумман - в 1998-2000 гг. приступили к проектированию экспериментальных прототипов-демонстраторов таких беспилотных аппаратов, названных Х-45 и Х-47, а в 2002-2003 гг. - к их оценочным летным испытаниям. Основные слагаемые концепции этих БЛА: летно-технические характеристики, близкие к характеристикам современных тактических боевых самолетов; возможность многократного применения с базированием на аэродромах тактической авиации; высокая выживаемость в условиях современного боя, реализуемая малой заметностью, специальными конструктивными решениями И наличием бортовых оборонительных систем; возможность самостоятельного распознавания целей и применения по ним высокоточного оружия, размещаемого во внутренних отсеках; ведение боевых действий как автономного, так и в составе групп, в т.ч. взаимодействуя с пилотируемыми летательными аппаратами.

В окончательной конфигурации максимальная взлетная масса демонстрационных образцов американских беспилотников достигла 16,6 т (Х-45С) и даже 19 т (Х-47В), что ставит их по сути в один размерный ряд с тактическими истребителями типа F-16. Экспериментальные БЛА Х-45 и Х-47 разрабатывались на конкурсной основе по программе J-UCAS, предусматривавшей создание единого для ВВС и ВМС США перспективного боевого беспилотника. В прошлом году, правда, от идеи единого ББЛА для двух видов вооруженных сил в Соединенных Штатах решено было отказаться, и разработка была продолжена пока только в интересах флота (программа UCAS-D). Несмотря на то, что произошло некоторое ╚отрезвление╩ умов, и беспилотники уже не рассматриваются в США как полноценная замена пилотируемым боевым самолетам, а лишь как дополнение к ним, особенно эффективное в боевых действиях в сложной тактической обстановке конфликтов высокой интенсивности, нет сомнения, что программы их создания будут продолжены в интересах как ВМС, так и ВВС.

Помимо США работы по перспективным боевым БЛА ведутся в последние годы в ряде стран Европы. Уже созданы и поступили на испытания экспериментальные демонстрационные образцы подобных аппаратов во Франции (╚Петит Дюк╩, 2000 г.). Великобритании (╚Рэйвен╩, 2003 г.).Италии(╚Скай-Х╩, 2005 г.),Швеции (╚Филур╩. 2005 г.). Германии и Испании (╚Барракуда╩, 2006 г.). Французский проект постепенно перерос в общеевропейский и получил наименование ╚Нейрон╩ (nEUROn). к нему уже присоединились Швеция, Италия и Испания, решившие использовать собственный опыт по БЛА в интересах общего дела, а также Греция И Швейцария. Британцы пока идут своим путем, осуществляя собственную программу ╚Таранис╩, являющуюся развитием программы экспериментального БЛА ╚Рэйвен╩. Как ╚Нейрон╩, так и ╚Таранис╩ выполняются по концепции, близкой к реализуемой на американских Х-45 и Х-47, но их взлетная масса пока оценивается

в 6-8 т. Совсем недавно стало известно, что после прошлогодней потери опытного образца в Германии решено отказаться от дальнейшего развития программы ББЛА ╚Барракуда╩, дебютировавшего в мае 2006 г. на авиасалоне в Берлине - теперь здесь рассматривают возможность присоединения к общеевропейской программе перспективного боевого беспилотника (скорее всего - к программе ╚Нейрон╩).

А что же в нашей стране? Одними из первых к идее создания БЛА, пригодного для боевого использования, обратились в компании ╚Туполев╩, которая с 80-х гг. вела работы по беспилотнику нового поколения, известного под индексами ╚300╩ и Ту-300 (╚Коршун╩). Этот проект развивал концепцию предыдущих туполевских БЛА ╚Рейс╩ и ╚Стриж╩ (в т.ч. по способу старта и посадки) и по размерности должен был занять промежуточное положение между ними, имея взлетную массу 3-3,5 т. Аппарат предполагалось использовать в рамках фронтового беспилотного комплекса ╚Строй-Ф╩ в нескольких вариантах, в т.ч. и в ударном: боевая нагрузка могла размещаться как на внешней подвеске под фюзеляжем, так и во внутреннем отсеке. К середине 90-х гг. было построено шесть опытных образцов, проходивших испытания. Ту-300 в 90-е гг. несколько раз демонстрировался на авиасалонах МАКС, в т.ч. в варианте с боевой нагрузкой. Затем о ╚Коршуне╩ подзабыли, но вот совсем недавно, в июле этого года, по каналам информационных агентств прошли сообщения, что ╚Туполев╩ намерен реанимировать проект, проведя его модернизацию в части повышения характеристик и применения нового оборудования. Однако, судя по всему, если программа и будет продолжена, то, скорее всего, только в традиционном для туполевских беспилотников ╚Рейс╩ и ╚Стриж╩ качестве воздушного разведчика - по своей концепции (в т.ч. по способу старта с пусковой установки и посадки на парашюте) Ту-300 далек от нынешних мировых тенденций создания перспективных ББЛА.

Гораздо ближе к ним проект ╚ОКБ им. А.С. Яковлева╩, известный под названием ╚Прорыв╩. Впервые об идее ╚Яковлева╩, имеющего богатый опыт создания малоразмерных БЛА (например, несколько типов аппаратов серии ╚Пчела╩ прошли испытания, в т.ч. в боевых условиях, выпускались серийно и состоят на вооружении), разработать перспективный боевой беспилотник в классе взлетной массы около 10 т стало известно несколько лет назад. Ударный БЛА ╚Прорыв-У╩ планировалось создать в рамках унифицированного семейства беспилотных аппаратов, которое включало бы также БЛА разведки ╚Прорыв-Р╩ и радиолокационного дозора ╚Прорыв-РЛД╩. Для снижения стоимости и сроков разработки для этого планировалось использовать отработанные на учебно-боевом самолете Як-130 системы и агрегаты, в первую очередь двигатель, систему дистанционного управления, другие самолетные системы, специальное бортовое оборудование и т.п. Согласно иллюстрации на официальном сайте ╚ОКБ им. А.С. Яковлева╩, степень унификации БЛА ╚Прорыв╩ и Я к-130 может достигнуть 40%. Достаточно подробные сведения и схемы БЛА семейства ╚Прорыв╩ были опубликованы главным конструктором ╚ОКБ им. А.С. Яковлева╩ Юрием Янкевичем в специальном юбилейном выпуске общероссийского научно-технического журнала ╚Полет╩ к 100-летию А.С. Яковлева в марте 2006 г.

В ударном варианте аппарат планируется выполнять по малозаметной схеме летающего крыла без хвостового оперения, с внутренним размещением боевой нагрузки и одним двигателем с воздухозаборником вверху головной части фюзеляжа. Взлетная масса ББЛА оценивается в Ют, масса полезной нагрузки (целевое оборудование и вооружение) - в 1-3 т, максимальная скорость может составить 1100 км/ч, потолок - 16 км, а продолжительность полета - 6 ч. Унифицированные на 60-70% с боевым вариантом модификации разведчика и аппарата РЛД отличаются от него, помимо использования других комплексов оборудования, применением консолей крыла большого удлинения и модуля хвостового оперения.

Летом 2005 г. стало известно, что входящее в корпорацию ╚Иркут╩ ╚ОКБ им. А.С. Яковлева╩ предложило вести совместные работы по перспективным беспилотным системам своему давнему партнеру по программе Як-130 - итальянской компании ╚Алениа Эрмакки╩ (входит в группу компаний ╚Финмекканика╩), Соответствующее российско-итальянское соглашение было подписано на МАКС-2005. А на недавней выставке в Ле-Бурже в июне этого года президент корпорации ╚Иркут╩ и генеральный директор ╚ОКБ им. А.С. Яковлева╩ Олег Демченко официально заявил, что стороны уже приступают к практическим работам в этом направлении. ╚Два года назад мы с итальянскими компаниями ╚Финмекканика╩ и ╚Алениа╩ подписали соглашение о создании на базе Як-130 беспилотного летательного аппарата. На сегодняшний день уже получены все разрешительные документы от министерств обороны России и Италии. Сейчас начинается практическая работа по реализации этого проекта╩, - сообщил журналистам в Париже Олег Демченко.

Разработкой беспилотных летательных аппаратов в России сейчас занимаются во многих авиастроительных компаниях. Определенных успехов в этой области в последние годы добились в корпорации ╚Иркут╩, казанском ОКБ ╚Сокол╩, на фирме ╚Эникс╩, компании ╚Новик-ХХI век╩ и ряде других организаций. Однако все создаваемые ими БЛА имеют размерность от считанных килограммов до нескольких сотен и предназначаются, главным образом, для решения задач воздушного наблюдения и разведки (об одном из немногих пока отечественных боевых проектов - разработке ОКБ ╚Сокол╩ беспилотного разведывательно-ударного комплекса ╚Дань-БАРУК╩ взлетной массой около 500 кг - можно прочесть в отдельном материале этого номера). В 2005 г. модели трех своих БЛА семейства ╚Зонд╩ взлетной массой от 2 до 12 т, предназначенных для решения задач многоспектрального мониторинга, управления воздушным движением и ретрансляции связи, представило на авиасалоне в Ле-Бурже и ╚ОКБ Сухого╩. Известно, что ╚Сухой╩ работает и по тематике боевых БЛА, но подробности этих исследований пока не публикуются.

О том, что перспективным беспилотником занимаются в РСК ╚МиГ╩, стало известно около двух лет назад. Эти работы начались вскоре после назначения генеральным директором и генеральным конструктором корпорации Алексея Федорова (ныне - председателя правления и президента OAK), тонко чувствующего конъюнктуру рынка и инициировавшего перед этим несколько программ БЛА в возглавлявшейся им корпорации ╚Иркут╩. Однако все эти два года официальные представители ╚МиГа╩ ограничивались лишь констатацией факта о ведущихся работах, без какой бы то ни было конкретики. И вот к августу этого года проект ╚миговского╩ беспилотника был доведен до такой стадии, что руководители компании решили, что пора представить некоторые результаты своих исследований публично.

К созданию ╚Ската╩ компания подошла, уже имея в своем портфеле богатый опыт работ по беспилотной технике. С конца 40-х гг. конструкторы ОКБ вели разработку первых в стране крылатых противокорабельных ракет КС и КСС (своего рода уменьшенный беспилотный истребитель МиГ-15), затем сверхзвуковых крылатых ракет К-10 и Х-20 для вооружения ракетоносцев Дальней авиации Ту-16 и Ту-95, участвовали в создании скоростной крылатой ракеты Х-22, до сих пор состоящей на вооружении самолетов Ту-22МЗ. Кроме того, в 60-е гг. велись работы по разведывательным и ударным ДПЛА (Х-155ДР, ╚Кречет╩), беспилотным перехватчикам (К-155, ╚Гюрза╩) и др. Работы по беспилотной тематике продолжались в ОКБ и в последующие годы.

Итак, что же представляет собой перспективный боевой беспилотник ╚МиГа╩? В соответствии с современными мировыми тенденциями аппарат выполняется по малозаметной схеме ╚летающее крыло╩ без хвостового оперения. Конструкция машины в значительной степени выполняется из композиционных материалов.

Несущий корпус аппарата в плане представляет собой треугольник с углом стреловидности по передним кромкам около 54╟. Такую же стреловидность имеют выполненные с нулевым сужением консоли крыла со срезанными под 90╟ к передней и задним кромкам законцовками. Вообще, во всем облике ╚Ската╩ на виде сверху и снизу прослеживается тенденция строить все внешние обводы планера, стыки панелей, створки ниш и люков вдоль всего нескольких параллельных осей, что отвечает требованиям снижения радиолокационной заметности. Основные аэродинамические управляющие органы аппарата - многофункциональные отклоняемые поверхности по задней кромке консолей крыла, с помощью которых осуществляется управление как по крену, так и по тангажу и по курсу, а также аэродинамическое торможение. Дополнительные управляющие поверхности имеются также на прифюзеляжных частях центроплана, имеющих обратную стреловидность по задней кромке (те же самые примерно 54╟, но со знаком ╚минус╩).

Силовая установка ╚Ската╩ - один бесфорсажный двухконтурный турбореактивный двигатель РД-5000Б тягой 5040 кгс, представляющий собой модификацию ТРДДФ РД-93 (вариант применяемого на истребителях МиГ-29 двигателя РД-33 для однодвигательных зарубежных боевых самолетов) и комплектуемый для снижения заметности плоским соплом. На первом этапе испытаний ╚Ската╩ двигатель может комплектоваться традиционным осесимметричным соплом (на презентации 23 августа были представлены оба варианта). Лобовой нерегулируемый воздухозаборник двигателя размешен вверху носовой части аппарата.

Внутри корпуса БЛА. по бокам воздушного канала двигателя и самой силовой установки, оборудованы два отсека боевой нагрузки длиной 4,4 м и сечением 0,65x0,75 м, внутри каждого из которых может размешаться по одной ракете класса ╚воздух-поверхность╩ или ╚воздух-РЛС╩, либо по корректируемой бомбе калибра 250-500 кг. Во время презентации ╚Скат╩ демонстрировался с противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми бомбами КАБ-500Кр. Сообщается, что максимальная масса боевой нагрузки аппарата составляет 2000 кг.

Шасси аппарата - традиционное ╚самолетное╩, обеспечивающее его взлет и посадку на обычных аэродромах. Шасси выполнено по трехопорной схеме, убирающимся. На каждой стойке имеется по одному колесу. Передняя опора с рычажной стойкой убирается назад по полету в отсек корпуса под воздушным каналом двигателя, основные, также с рычажными стойками, - в оси самолета в ниши центроплана.

Основное назначение ББЛА ╚Скат╩ - уничтожение в условиях сильного противодействия зенитных средств противника заранее разведанных стационарных наземных целей, в первую очередь средств ПВО, а также уничтожение мобильных наземных и морских целей при ведении как автономных, так и групповых действии совместно с пилотируемыми летательными аппаратами.

О составе бортового оборудования ╚Ската╩ пока не сообщается. Однако можно предположить, что помимо комплексной системы управления и системы навигации он будет оснащаться автономными прицельными системами для обнаружения и распознавания целей и применения по ним оружия, а также средствами разведки и радиоэлектронного противодействия для обеспечения собственной выживаемости в бою.

Аппарат имеет максимальную скорость полета у земли около 800 км/ч и максимальное число М полета около 0,8. Практический потолок его, согласно расчетам, составит более 12 000 км, а дальность полета - до 4000 км. По размерам ╚Скат╩ сопоставим с истребителем МиГ-29: его длина составляет 10,25 м, размах крыла - 11,5 м, а высота - 2,7 м. Максимальная взлетная масса аппарата оценивается в 10 000 кг.

Разработка ББЛА ╚Скат╩ ведется РСК ╚МиГ╩ с 2005 г. на инициативных началах. В кооперации с рядом предприятий российской промышленности и научных центров уже проведен широкий круг исследований, в ходе которых определен рациональный облик и характеристики аппарата и принята программа отработки необходимых технологий. Аэродинамическая компоновка ББЛА прошла проверку в ходе продувок в ЦАГИ, которые подтвердили правильность выбранных конструктивно-компоновочных решений.

Среди участников кооперации по программе ╚Скат╩ (их логотипы нанесены на створку отсека боевой нагрузки макета ББЛА, продемонстрированного журналистам 23 августа) - 2 ЦНИИ Минобороны, традиционно отвечающий в отечественных вооруженных силах за научно-методическое обеспечение войск ПВО, концерн радиостроения ╚Вега╩, недавно определенный правительством страны головной организацией по разработке беспилотных авиационных комплексов, ГосНИИАС - ведущий Государственный научный центр отрасли по разработке концепций развития боевой авиации, комплексов вооружения и интеграции комплексов бортового оборудования. Силовая установка для ╚Ската╩ разработана санкт-петербургским ОАО ╚Климов╩ в содружестве с Тушинским МКБ ╚Союз╩, а в случае запуска в серию будет выпускаться на ММП им. В.В. Чернышева. Входящее в корпорацию ╚Иркут╩ ОКБ ╚Русская авионика╩ отвечает за разработку систем бортового оборудования. Еще один участник кооперации - ЗАО ╚Хиус╩ из Тверской области, пока еще не известное широко в авиационной отрасли, но, по словам директора Инженерного центра им. А.И. Микояна Владимира Барковского, имеющее большой опыт разработки и изготовления изделий из композиционных материалов. ╚Хиус╩ создает для ╚Ската╩ композиционные конструкции планера.

Показанный журналистам во время МАКС-2007 полноразмерный макет ББЛА ╚Скат╩ построен в опытном производстве PCК ╚МиГ╩ летом 2007 г. Он предназначен для отработки конструктивно-компоновочных решений и оптимизации характеристик аппарата.

Следующие этапы программы предусматривают изготовление опытных летных образцов-демонстраторов - в пилотируемом (╚Скат-ПД╩) и беспилотном вариантах (╚Скат-Д╩) - и проведение их летных испытаний для окончательной доводки и демонстраций всех технологий ББЛА ╚Скат╩, включая применение оружия. Необходимость изготовления на первом этапе пилотируемого варианта ╚Ската╩ Владимир Барковский объясняет особенностями российского законодательства, которое накладывает серьезные ограничения на полеты БЛА. Нормативные акты в этой области требуют совершенствования, и такая работа уже ведется.

Руководители PCК ╚МиГ╩ пока не называют сроков начала летных испытаний прототипов ╚Ската╩. Очевидно, что это случится не в ближайшие месяцы, однако приоритет и внимание, который отдают на фирме программе, позволяют надеяться на то, что первый полет ╚Ската╩ не за горами.

В случае успеха, в котором не сомневаются разработчики аппарата, ожидается, что проект получит поддержку российского министерства обороны и сможет быть включен в государственную программу вооружений. С учетом современных тенденций развития военной авиационной техники немалые перспективы у ╚Ската╩ имеются и на мировом рынке. Не исключено, что к работам по ╚Скату╩ (или его дальнейшему развитию) могут подключиться в перспективе и зарубежные партнеры: в последнее время на Западе такие масштабные программы принято вести сообща, яркий пример тому - упоминавшийся проект ╚Нейрон╩. Так что с учетом нынешних мировых тенденций развития боевой авиации будущее у ╚Ската╩ может быть самым многообещающим.

Добавлено спустя 2 минуты 42 секунды:

skat-i.jpg

А вот и это чудо... :flag:
 

ddd

Активный участник
Сообщения
6.921
Адрес
Россия
Предложение - для начала не заморачиваться насчет модульности и универсальности (тактический или оперативно - стратегический. Все-таки разные задачи, разные условия применения, разные угрозы, да в конце концов и задачи.

Из модульности предлагаю разделить "носитель" и "начинку".

В конце концов Аппаратура может быть и подвесная.

По сему необходимо определться со следующим:
1. Потолок (выше предложен 7000)
2. Скорость
3. Время полета (выше предложено 5-6 ч)

Исходя из этого выбрать двигатель и движитель
После этого прикинуть массу топлива, двига и возможно планера. По начинке - только оговорить вес.

Имхо после ответов на эти вопросы можно попытаться прикинуть ТЗ

Далее - планер, компоновка и т.п.
 

РС-24

Активный участник
Сообщения
4.023
Адрес
Коломна
ddd написал(а):
сему необходимо определться со следующим:
1. Потолок (выше предложен 7000)
2. Скорость
3. Время полета (выше предложено 5-6 ч)

Исходя из этого выбрать двигатель и движитель
После этого прикинуть массу топлива, двига и возможно планера. По начинке - только оговорить вес.

Имхо после ответов на эти вопросы можно попытаться прикинуть ТЗ
Да уж! большой объем работ :-D
 

Ivan_Air

Активный участник
Сообщения
365
Адрес
Беларусь, Минск
ddd написал(а):
И это даже не первый шаг...
ИМХО первый шаг - определить задачи и "среду обитания" БПЛА - не только в полете, но и на земле.
Тогда можно осмысленно проектировать, а не гадать и слепо копировать аналоги.
Кое-что уже выложил. Теперь насчет нагрузки.
Она у нас тяжеловата :???: Система ГОЭС весит 90 кг, РЛС Арбалет- все 140. Для сравнения: израильские ОПС весят 26-38 кг, радар Линкс около 50 кг. И конечно, их никто не продаст, особенно радар.
Есть, конечно, и другие ОПС, но пока буду ориентироваться на эту. Там есть ИК, ТВ-каналы и дальномер.
Что до РЛС - в горных районах она тоже пригодится, погода там не всегда идеальна для оптической разведки.
Но вместе это 230 кг, многовато.
А если сделать сменную нагрузку? Подвешивать ОПС или РЛС в районе центра тяжести, в носу поставить камеру послабее (типа контроль за взлетом-посадкой, ну и немного - разведка). Тогда получаем полезную нагрузку ~150 кг. И вместе с шариком ГОЭС можно размещать аппаратуру радиоразведки. Или побольше топлива. :cool:
ddd написал(а):
По сему необходимо определться со следующим:
1. Потолок (выше предложен 7000)
2. Скорость
3. Время полета (выше предложено 5-6 ч)
Скорость патрулирования будет 130-150 км\ч.
ddd написал(а):
Исходя из этого выбрать двигатель и движитель
После этого прикинуть массу топлива, двига и возможно планера. По начинке - только оговорить вес.
О,с двигом - целая история. Вполне подошел бы поршневой, но какой? Сразу вспоминается Ротэкс, но эта игрушка довольно дорогая.
А вот здесь www.stroimsamolet.ru/068.php я нашел интересную альтернативу - двиг от VW Beetle, того самого старого Жука. И это не шутка. Двиг применяется в "малой" авиации уже 40 лет, намного дешевле аналогов, очень надежен. Вот читайте (ссылка - выше):
Он стоит совсем недорого - не дороже хорошо обработанных автомобильных б/у моторов. Он доступен, надежен, прост в обращении, аскетичен в питании. И главное - их летает в мире огромное количество, но мы о них почти ничего не знаем.

VW имеет долгоживущий алюминиевый картер. Стартер мощностью 1,04 кВт. Не имеет трамблера, зато имеет авиационное магнето Slick 4316. Свечи автомобильные Bosch W8AC с адаптерами для экранированных высоковольтных проводов Slick. Карбюратор Zenith 1821. Бензин 95-й. Масло минеральное, например фирмы Delphi, стоимостью не более 2 долларов за литр. Весит мотор со всем оборудованием и маслом не более 78 кг.

На максимальной частоте вращения 3600 об/мин мотор развивает мощность более 65 л. с. Это значение зависит от качества сборки. На частоте 3400 об/мин и соответствующей мощности несколько более 60 л. с. движок может работать всю свою жизнь без остановки. А жить ему до первого возможного капремонта назначено не менее 1000 часов. Обращаем внимание читателя - ресурс в 1000 часов и более не есть чьи-то хотелки. Данный ресурс подтвержден статистическими данными астрономического числа испытаний и наблюдений. Один из участников американского авиационного компьютерного форума сообщил, что после налета в полторы тысячи часов его взяло сомнение и он разобрал свой VW. И не знал, что с ним дальше делать. На всякий случай поменял кольца. И поверьте, это не исключение.
И при этом его можно купить в комплекте "сделай-сам" и довести до ума тут, на месте. Наши самоделкины, чай, не тупее западных. :flag: Вот такая идея по двигателю.
Что касается движителя - это 2-х или 4-хлопастный толкающий винт в кольце.
 

ddd

Активный участник
Сообщения
6.921
Адрес
Россия
Ivan_Air написал(а):
А если сделать сменную нагрузку? Подвешивать ОПС или РЛС в районе центра тяжести, в носу поставить камеру послабее (типа контроль за взлетом-посадкой, ну и немного - разведка). Тогда получаем полезную нагрузку ~150 кг. И вместе с шариком ГОЭС можно размещать аппаратуру радиоразведки. Или побольше топлива. Cool
О том и писано
ddd написал(а):
В конце концов Аппаратура может быть и подвесная.

ИТАК
Потолок - 7000
Скорость 150 км/ч
масса полезной нагрузки - до 200 кг
время полета - 6 часов,
соответственно радиус действия 400км

движитель - винтовой толкающий
двигатель - поршневой

Ничего не забыл?
 

Guron

Активный участник
Сообщения
1.494
Адрес
Siberia
А присоединиться можно? Готов нарисовать пару набросков для БПЛ уровня звена и тактического ударного :OK-)
Если интересно, сбросьте мыло в личку, пришлю наброски.
 

Ivan_Air

Активный участник
Сообщения
365
Адрес
Беларусь, Минск
Знакомлюсь с инфой на сайте www.dpla.ru
Если честно, не со всем согласен. Авторы принижают ценность зарубежных ДПЛА, причем делают это вроде и обоснованно, но все же... Те беспилотники реально летают и применяются в боевых действиях. Так что у тамошних конструкторов куда больше инфы, в каком направлении совершенствовать свои изделия.
Наблюдение может быть неэффективным потому, что "Предейтор" видит пару танков, но не замечает сотни пехотинцев - знаменитые слова :) . Но ИМХО, лучше видеть что-то, чем вообще ничего. Да и вообще, видит не БПЛА, а оператор. Надо повышать эффективность наблюдения, но это вопрос сложный, и не на данном этапе его поднимать.
А еще почитал про штурм Грозного
В армии каждого — от солдата до генерала — учат брать города. И, говоря откровенно, это очень сложная работа, требующая от армейских мотострелков умения буквально вышибать дух из любого узла обороны. Вот так: встретил сопротивление, обнаружил огневые точки, вызвал огонь своей артиллерии или авиации, ворвался на позиции и уничтожил всех, кто еще держит в руках оружие. И, не отвлекаясь на мелочи, на укрывшегося в подвалах и чердаках неприятеля, наступать дальше, пробивая тараном проход для тех, кто идет следом и чистит город от снайперских лежбищ, от оставленных в тылу диверсантов, от бандитов и мародеров, которым посчастливилось избежать встречи с бескомпромиссной армейской пехотой.
Наш БПЛА обязан найти свое место в уличных боях. Даже большие потери этих машин оправданы, если они смогут вскрыть хотя бы 30-40% огневых точек. Наверное, необходимо ставить на них по 2, а то и 3 оптические системы, пусть даже и попроще.
Даже сам факт наличия такого БПЛА отвлечет противника и облегчит задачу пехоте. А если еще и Ударники позвать на помощь - это будет :cool:

Насчет уязвимости. Основные меры защиты - пассивные, активные просто некуда пристроить :) Надо снижать заметность:
оптическую: мин. размеры, спец. окраска
акустическую: винт - в кольце, на двиге - глушители
ИК - выхлоп двига продувается сквозь винт, да и сами глушители можно совместить с устройствами снижения ИК-заметности (по аналогии с вертолетами).
РЛ - БПЛА выполнен из композитов, его формы "стелсизированы". Но - без крайностей.

Защита от поражения:
ЗРК - маловероятно поражение в "партизанской" войне. Но можно поставить в счет нагрузки какую-то станцию постановки помех, вроде Сателлита (его масса около 25 кг, мощность 200Вт).

ПЗРК, ракетами с ИК ГСН. Это самые опасные противники: это оружие массовое, и пуск куда сложнее заметить. Против них будут применяться пассивные меры защиты (см. выше). Хоть эти меры не всегда эффективны... :think:
Главные козыри таких БПЛА - малая заметность, продуманная конструкция, надежность и дешевизна.
Это что касается условий полета. Теперь обдумаю условия наземного базирования. :study: :think:
 

goluga

Активный участник
Сообщения
32
Адрес
сибирь
Отдельная тема разговора это электронная начинка управления.
Здесь можно предположить три варианта:
1) netbook или кпк с привязанной системой управления
2) Собственноручно спаянная система
3) готовые предложения для похожих задач

1) как вариант http://uti-note.ru/product104669237/
Цена: 7500 (если искать с рук то дешевле)
Масса: 1кг (с источником питания) родной источник питания держит порядка 3-4 часов минимум, питание 12V 3А (удобно), отказываться от батареи не стоит, при отказе питания может выполнит функцию резервного питания ла. К компу нужен контроллер на USB, который надо либо самим паять либо искать подходящие варианты промышленного назначения.
Недостатки: Необходим опытный инженер и программист. Также цифровой канал связи. (На первых порах можно использовать gprs через мобильник.)

2)Дешево и сердито. Можно напихать все что угодно.
Недостатки:Необходима команда радиотехников.
Нет возможности каких либо активных действий в автономном режиме если будут РЭБить.

3) Готовое решение трудно достать(если вообще существует), дорого, но надежно и без проблем.

В случае с компом очень удобно на него завязать контроль всех систем, передачу всех параметров, предусмотреть действия в случае обрыва связи вплоть до автономного возврата к месту старта, если поставить gps или глонасс то можно еще и привязку по карте попытаться сделать.

Предпочтительнее думаю схему самим собирать из радиоуправляемых игрушек и управлять как авиамоделью. Пусть РЭБ его и валит зато дешево.

В любом случае еще нужны сервоприводы, датчики, и.т.д.
 

eklmn

Активный участник
Сообщения
227
Российские беспилотники появятся в 2010 году

Российские беспилотные летательные аппараты (БПЛА), не уступающие лучшим зарубежным аналогам, появятся в российской армии в 2010 году. Об этом РИА «Новости» сообщил сегодня начальник вооружения Вооруженных сил — заместитель министра обороны РФ генерал армии Владимир Поповкин.

Проблема оснащения российской армии современными видами вооружений, в том числе беспилотниками, остро проявилась во время операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года.

«Российские БПЛА, не уступающие зарубежным образцам, появятся через год, не раньше», — сказал Поповкин, посещающий выставку оборонной промышленности «Айдеф-2009» в Стамбуле.

Он подтвердил, что Россия заключила контракт на поставку ограниченной партии беспилотных летательных аппаратов с Израилем, не уточнив количество закупленной техники. «Несмотря на это, мы не остановили никаких работ по их разработке в России. Сохранили все финансирование и сконцентрировали работу в одном месте. Я лично руковожу этим», — заявил замминистра.
 

Journeyman

Активный участник
Сообщения
19.631
Адрес
Сканд. п-ов.
Конечно ударные БПЛА это не фантастика.
США уже давно используют в Афганистане MQ-9 Reaper. Управляется он из штаба в Неваде.
А Россия будет закупать вроде как у Израиля просто разведывательные БПЛА, не ударные. У нас есть Скат, но пока далее деревянного макета он не продвинулся.
В России с БПЛА вообще плохо. Мы отстали в этой области и от Канады и от Франции, неговоря уже о Израиле и тем более США.
 

v32

Активный участник
Сообщения
3.354
Адрес
г. Киров обл.
Возможна такая схема:

БПЛА размах крыльев 6-10 м (не так много чтобы была возможность обеспечить малозаметность для РЛС) с электр. двигателями, питание - бортовые аккамуляторы (подзарядка - через спутник со специал. лазером, резерв: солнечные батареи, планирующий полёт)
Полётная масса и полезная нагрузка скорее всего получится небольшой, но такой ЛА может находиться в воздухе по 5-10 суток и более, что даст ему большие преимущества над др. БПЛА
Создание такой системы вполне реально
Конечно, финансирование понадобится большое, но оно может оправдаться на 100%

В США уже проводились опыты по передаче энергии на небольшие ЛА

В РФ есть лазер (если не в "металле", то в проекте - точно, детали не знаю) для передачи энергии с Земли на орбиту, видимо возможно создание и обратной системы
 

Ivan_Air

Активный участник
Сообщения
365
Адрес
Беларусь, Минск
v32, схема реальна и даже существует в металле. Правда, передача энергии со спутника резко усложняет систему (ИМХО). Может, выгоднее передавать энергию с наземной станции? Правда, глобальную дальность полета мы не получим, БПЛА будет висеть надо одной точкой. :???: Но иногда как раз это и требуется. Так что идея неплохая.

Journeyman написал(а):
В России с БПЛА вообще плохо. Мы отстали в этой области и от Канады и от Франции, неговоря уже о Израиле и тем более США.
Да, отстали. :-( Единственный выход - исправлять ситуацию, делать свои БПЛА. Тем более, что комплектующие есть, и многое можно производить в России. Осталось собрать из имеющегося "Лего" что-то приличное по качеству. И не очень дорогое.
goluga написал(а):
В случае с компом очень удобно на него завязать контроль всех систем, передачу всех параметров, предусмотреть действия в случае обрыва связи вплоть до автономного возврата к месту старта, если поставить gps или глонасс то можно еще и привязку по карте попытаться сделать.
Согласен. Комп на борту нужен по-любому, иначе мы получаем радиоуправляемую модель. Пусть и очень дешевую, но неудобную в использовании.
Наверное, всю архитектуру РЭО надо завязывать на комп. Что там еще будет? Автопилот, системы связи, управление двигом, целевой нагрузкой...
Думаю, многие компоненты уже есть. На память пришла фирма ТеКнол - она делает системы управления для БПЛА. Наверно, оптимальный вариант - собрать систему из отдельных компонентов. Причем сохранить открытую архитектуру: в любой момент что-то можно заменить на более продвинутое.
goluga написал(а):
Недостатки: Необходим опытный инженер и программист. Также цифровой канал связи.
Опытный электронщик все равно нужен, без него грамотно собрать комплекс бортовой электроники невозможно.

Да, чуть-чуть о наземном базировании.
Нанотехнологии берут свое. То, что вчера занимало грузовик, сегодня уместится в рюкзаке, а завтра - в кармане. Так что командный пункт для БПЛА может получиться компактным. Наверно, не стОит привязывать его к конкретному шасси, лучше выполнить в виде модулей: система связи, энергосистема, места для операторов и техников. А зтам пусть заказчик решает, на какие колеса все это ставить. :-D
Но если КП и правда окажется небольшим, можно весь комплекс разместить на одном полуприцепе: впереди - КП, сзади - 2 (а то и 4)контейнера с БПЛА. Учитывая, что у них взлет-посадка по самолетному, каких-то приспособлений для погрузки-выгрузки не понадобится. А мобильность комплекса резко возрастает.
:cool:
 
Сверху