Околоавиационные вопросы

Rand0m

Активный участник
Защита от удара в спину

Применение авиации в Сирии вскрыло определенные недостатки отечественных боевых самолетов, прежде всего их незащищенность со стороны задней полусферы от ракет как ПЗРК (типа "Стингер", "Игла"), так и класса "воздух-воздух".
Две сбитые в ходе сирийской операции машины (Су-24М, Су-25СМ) и гибель двух летчиков – наглядное подтверждение этого факта. Причем оба самолета были поражены ракетами, запущенными именно со стороны задней полусферы. Анализ действий российской авиации против формирований террористов продолжается, в конструкцию боевых машин вносятся необходимые усовершенствования. Но можно ли надеяться, что будет наконец-то устранена опасность получить "удар в спину"?

Огненная альтернатива
Средства защиты от ракетной угрозы у самолетов имеются, однако, как видим, недостаточно эффективные. Хорошо известны, например, тепловые ловушки, отстреливаемые и в переднюю, и в заднюю полусферы. Сейчас это самый распространенный способ предотвратить поражение машины ракетами с тепловыми головками самонаведения (ГСН).

“Дистанционное воспламенение приводило к возникновению за летящим самолетом огненного облака. На него и перенацеливались бы атакующие ракеты”
Но у этих ловушек есть принципиальные недостатки: они быстро тормозятся после отстрела и отстают от защищаемого объекта, не соответствуют по характеристикам интенсивности свечения факела истекающих из двигателя продуктов сгорания, в связи с чем многоспектральные ГСН отличают летательный аппарат от отстреливаемых ложных целей (ЛЦ). Зачастую суммарной мощности теплового излучения ловушек недостаточно для надежного перенацеливания на них атакующих ракет.

Эти недостатки давно известны, а потому еще в конце 70-х доктором технических наук Олегом Антоновым из ГосНИИ авиационных систем была предложена и запатентована концепция формирования ЛЦ, которая не имела перечисленных изъянов и одновременно могла выполнять функции не только тепловых ложных целей, но и сбрасываемых дипольных отражателей для защиты от ракет с радиолокационными ГСН.

Антонов предложил в выхлопную струю двигателя самолета впрыскивать немного авиационного топлива, которое выносилось бы за машину, смешивалось с атмосферным кислородом и образовывало топливовоздушную смесь. Ее дистанционное воспламенение приводило к возникновению огненного облака. На него и перенацеливались бы атакующие ракеты, поскольку температура горения тепловоздушной смеси на несколько порядков сильнее, чем у истекающих продуктов сгорания, на что срабатывают тепловые ГСН. При непрерывном впрыске топлива такое облако существовало бы постоянно и располагалось на заданном удалении от самолета, что делало бы невозможной его выявление головкой самонаведения.

Характеристики свечения облака и истекающих продуктов сгорания двигателя были идентичными: ведь и там, и там присутствовал авиационный керосин. Кроме того, при замешивании в сливаемое топливо специальных добавок формируемая ЛЦ могла отражать радиолокационные сигналы, а также излучать электромагнитные волны в лазерном диапазоне, то есть одновременно служить ложной целью и для лазерных ГСН.

Первоначально эффективность предложенного Антоновым способа защиты была подтверждена в ходе работы на наземном стенде серийного авиационного двигателя. Затем методами математического моделирования в ГосНИИАС показали, как ракеты при различных азимутах пуска перенацеливаются на огненную ЛЦ, находившуюся за самолетом. При наличии контактного взрывателя ракета пролетала мимо машины. Подрыв боевой части неконтактным взрывателем происходил на безопасном от самолета расстоянии.

Проверено, признано и... Не востребовано
Казалось бы, найдено надежное средство защиты летательных аппаратов – комбинированная ЛЦ, тем более что уже шла война в Афганистане. Однако хотя научные и экспериментальные результаты апробации новации Антонова были оперативно доведены до авиационных КБ, ни один главный конструктор не взял для реализации в своем самолете разработку ГосНИИАС. Лишь через несколько лет, в 1985 году, когда автор предложения лично рассказал о нем генеральному конструктору ОКБ Сухого Михаилу Симонову, тот решил провести натурный эксперимент на фронтовом бомбардировщике Су-24.

На самолете этого типа доработки были минимальными для того, чтобы создать огненную ЛЦ в задней полусфере. У него есть трубка аварийного сброса топлива, расположенная между двумя соплами двигателей, через которую можно сливать керосин для формирования ЛЦ. Правда, для проведения эксперимента требовалось снять запрет на режим форсажа с одного из двигателей во время слива, чтобы струя могла иметь достаточную температуру для воспламенения образующейся топливовоздушной смеси.

Первым поднял в небо Су-24, предназначенный для реальной проверки нового способа защиты самолетов, в 1985 году летчик-космонавт Игорь Волк. Он в ту пору готовился отправиться в околоземное пространство на "Буране" и ему полагалось выполнить некоторое количество полетов, которые засчитывались как пилотирование в экстремальных условиях. К таковым, несомненно, относилось опробование, насколько безопасно для самолета формирование огненной ЛЦ в его задней полусфере.

Обычно новую авиационную аппаратуру сначала испытывают, когда летательный аппарат находится на земле, и уже потом поднимаются в воздух. Однако Игорь Волк решил нарушить это правило и сразу управлять Су-24 в небе, поскольку некоторыми сотрудниками ОКБ Сухого высказывалось предположение, что возникнет некий "донный эффект" у сопла двигателя и самолет взорвется. По мнению Волка, если это произойдет в ходе летного эксперимента, то на высоте у него еще будет шанс спастись, в то время как на земле такая возможность отсутствует напрочь. В первом же полете Игорь Волк зажег ЛЦ за машиной. Никакой опасности взрыва Су-24 не возникло.

После проведения намеченного цикла экспериментов по созданию ЛЦ на разных скоростях и высотах Симонов собрал совещание всех главных конструкторов, занимающихся другими самолетами возглавляемого им ОКБ. Михаил Петрович, отметим, очень гордился тем, что именно его "фирма" впервые в мире осуществила слив топлива и его дистанционное воспламенение для формирования огненной ЛЦ.

Однако команду генерального внедрять новый способ защиты на всех самолетах ОКБ Сухого главные конструкторы дружно проигнорировали. По большому счёту "саботажников" можно понять – у каждого главного был целый список недоработок по техническому заданию на ведомый им самолет, указаны жесткие сроки их устранения, и браться за статью, отсутствующую в ТЗ, никому не хотелось.

Короче говоря, летные эксперименты в 1985 году подтвердили надежность и безопасность оригинального средства для пресечения поражения самолетов ракетами со стороны задней полусферы. Планировалось провести проверку эффективности той же ЛЦ при защите вертолетов. Появившееся понимание физики формирования и действия огненного облака, способов дистанционного поджига топливовоздушной смеси, разработанных и запатентованных Антоновым, – все позволяет утверждать, что ЛЦ поможет уберечь от гибели и винтокрылые машины.

Действительно, мощная струя воздуха вниз и в сторону от вертолета обеспечивала возникновение огненного облака на определенном расстоянии. Способы поджига были отработаны на земле еще до полета Игоря Волка на Су-24. ЛЦ под винтокрылом и немного в стороне от него, помимо защиты от ракет, помогала бы решать и другие боевые и специальные задачи. Например, накрывать огненным облаком позиции сухопутных войск противника и укрытия террористов, сжигать вражескую военную технику и посевы наркотиков.

К сожалению, набравшая силу горбачевская перестройка, распад СССР и вызванный этими процессами кризис отечественного ОПК не дали возможности внедрить новшество.

Экзотика взамен
Минуло 22 года, и австралийцы на самолете F-111A повторили наш эксперимент и даже демонстрировали аналогичную ЛЦ на нескольких международных авиационных выставках, включая салон LIMA в Малайзии.

Но мало создать огненное облако – нужно знать, в какой момент начать его формирование. То есть вовремя обнаружить пуск и приближение атакующих ракет. Данный вопрос также был проработан Олегом Антоновым еще в конце 70-х. Выяснилось, что оптимальный вариант – использование так называемой рубежной (или барьерной) радиолокационной станции.

“ЛЦ поможет решать другие боевые и специальные задачи: накрывать огненным облаком укрытия террористов, сжигать посевы наркотиков”
Это простейший радар, единственной задачей которого является выдача информации только о факте пересечения неким быстродвижущимся объектом заданного рубежа на определенном расстоянии от самолета. Причем не требовалось знать ни дальности до ракеты, ни направления, с которого она приближается, поскольку эта информация никак не влияла на параметры формируемой ЛЦ, а следовательно, на ее эффективность. Фиксировался только сам факт приближения угрозы. Был сделан и летный макет такого рубежного радиолокатора, реализовавший неочевидные ноу-хау, но и он оказался невостребованным.

К этому времени прижились некоторые системы из идеологии обороны самолетов конца 60-х. Прежде всего станция радиотехнической разведки "Береза", а затем ее модификация "Пастель". Они определяют, с какого направления машина облучается радиолокатором истребителя или ЗРК. Считалось, что оттуда же будет подлетать ракета и это позволит летчику успешно осуществить противорадиолокационный маневр, избежав поражения.

Разработчики огненной ЛЦ считали, что пилота нельзя перегружать информацией и отвлекать от выполнения боевой задачи, ему также совсем не обязательно узнавать, с какой стороны летит ракета. Война в Южной Осетии в 2008 году подтвердила, что облучение может фиксироваться с одного направления, причем в течение 1,5–2 секунд, в то время как смертоносный "гостинец" от врага стремительно приближается совершенно с другой стороны.

Столь же бессмысленно иметь в бортовом комплексе обороны датчик облучения самолета лазером. Улыбку специалистов вызывает также информация о средствах защиты на лазерной основе, которые сначала выявляют угрозу в секторе углов подхода, потом концентрируют излучение в этом направлении и якобы сжигают приблизившуюся ракету или хотя бы сбивают ее с траектории. В прекрасных метеоусловиях, действительно, обнаружить подлет реально, но уничтожить боеприпас не удастся.

Есть надежда, что излучение пройдет сквозь защитное стекло ГСН и как-то нарушит процесс наведения. Но нейтрализовать ракету с радиолокационной головкой лазер вообще неспособен, поскольку она закрыта твердым радиопрозрачным обтекателем, не пропускающим излучение. К тому же его существенно поглощает малейшая дымка в атмосфере или пыль в месте выстрела из ПЗРК.

Другое экзотическое устройство обнаружения ракетной угрозы самолету – датчик для фиксации ультрафиолетового (УФ) излучения. Тут взяли в пример средства, применяемые на космических аппаратах для выявления старта баллистических ракет. Однако двигатель БР работает длительное время, а у выпущенной из ПЗРК – две-три секунды, а далее ракета летит по инерции.

Последняя надежда
Итак, еще в 80-е было ясно, что комплекс защиты самолетов и вертолетов с помощью огненной ЛЦ и рубежной РЛС – оптимальный набор оборонительных средств для любого летательного аппарата. Это доказывают результаты системных исследований, проведенных в ГосНИИАС. Но даже такой выдающийся главный конструктор штурмовика Су-25, как Владимир Бабак, уже несколько десятилетий обеспечивающий жизнь и развитие легендарного "грача", не может ничего сделать для постановки предлагаемой ЛЦ на своей машине – нет денег. Финансирование, выделяемое на модернизацию самолета, расходуется на доработки, требуемые по техническому заданию Министерства обороны. Направить часть ассигнований на что-то иное, не входящее в ТЗ, исключено категорически – использование государственных средств под жестким контролем.

Между тем комплекс обороны для Су-25 был проработан автором ЛЦ очень детально. Поскольку сопла двигателей штурмовика находятся не в хвосте, то для него выбрали вариант слива топлива из верхней части киля машины. Такое расположение ЛЦ даже эффективнее, чем за соплами двигателей, находящимися на уровне хвоста самолета.

Автор концепции формирования огненной ЛЦ Олег Антонов готов реализовать свой метод защиты летательных аппаратов со стороны задней полусферы с применением сконструированных им устройств дистанционного поджига топливовоздушной смеси и рубежного радиолокатора.

"Последняя надежда на принятую новую Государственную программу вооружения на 2018–2027 годы. Она, возможно, позволит выделить деньги на устройства формирования огненной ЛЦ в задней полусфере и барьерного радиолокатора, которые дадут огромной прирост в боевой эффективности самолета. В этом случае летчик не будет беспокоиться, что его машина получит удар со стороны задней полусферы наиболее распространенными средствами поражения. Согласие главного конструктора Су-25 Владимира Бабака на внедрение этого способа защиты имеется, если будет соответствующее финансирование. Но решение проблем с ассигнованиями и внедрением ЛЦ на самолет – процессы не быстрые в силу существующих бюрократических правил. А российские самолеты с замечательными летчиками летают уже сейчас и каждый день подвергаются опасности быть сбитыми", – отметил ученый.

KUSp7utAX5g.jpg

https://vpk-news.ru/articles/44114
 

AlisaBerne

Новый участник
Сообщения
2
Адрес
Париж Франция
Итак доказательства, что советские конструкторы не уделяли внимания ЭПР?

Добавлено спустя 5 минут 2 секунды:


Что значит заморачивался или не заморачивался?
Имея опыт военной научной работы, смею предположить, что еще в итоговой НИР на создание 4-го поколения советских самолетов, целая глава отчета была посвещена возможным способам уменьшения дальности обнаружения наших самолетов противником. Откуда такая уверенность?
А иначе и быть не могло т.к. наука + данные разведки по работе американцев.
Другое дело как с этим в итоге справились. Но сказать, что не работали - тут Бриз откровенно врет.
Да, хотелось бы побольше доказательств.
 

buterbrod2

Активный участник
Сообщения
5.946
Адрес
Казахстан
….поскольку температура горения тепловоздушной смеси на несколько порядков сильнее, чем у истекающих продуктов сгорания, на что срабатывают тепловые ГСН.
несколько порядков- это как так?
а также излучать электромагнитные волны в лазерном диапазоне, то есть одновременно служить ложной целью и для лазерных ГСН.
Лазер инфракрасного диапазона? Диапазон температур остывающего керосинового хвоста весьма широк. Не хватает, что ли? Какие электромагнитные волны в лазерном диапазоне имеются ввиду?...
Между тем комплекс обороны для Су-25 был проработан автором ЛЦ очень детально. Поскольку сопла двигателей штурмовика находятся не в хвосте, то для него выбрали вариант слива топлива из верхней части киля машины.
Пересекутся, поди на большом расстоянии, где выхлоп охладеет и сможет ли поджечь? Или водопадом лить? Или тонкую струю под большим давлением вниз наискосок всикать будет?

При непрерывном впрыске топлива такое облако существовало бы постоянно и располагалось на заданном удалении от самолета, что делало бы невозможной его выявление головкой самонаведения.
И тепловизионная ГСН не в силах? А перерасход топлива... У Су-25 итак дальность невелика...
Насчет ненужности СПО автор что-то загнул, имхо....
 

buterbrod2

Активный участник
Сообщения
5.946
Адрес
Казахстан
а также излучать электромагнитные волны в лазерном диапазоне, то есть одновременно служить ложной целью и для лазерных ГСН.
Лазер гонит модулированный инфралуч? Какое модулированное отражение от керосинового облака? Или, если луч и ракета подходят сзади, то инфрасветящееся облако затеняет самолет? А если ракета просто идет по лучу- указке?
 

Rand0m

Активный участник
История одного фото: F-14 Headshot F-15

boa0D8KDDW8.jpg


«Ракеты, это для девочек»

«Вы должны приблизится и прицелиться в фонарь, потому что, если вы не убьете пилота, он вернется, чтобы убить вас»
(с) Joe "Hoser" Strapa


Имя Джозефа Сатрапы для русскоязычного пользователя не известно совсем, но на западе а его называют легендой и это не менее легендарное фото принадлежит ему.
Джозеф Сатрапа более известный как «
Hoser» совершил более 160 боевых вылета во Вьетнаме и выполнил около 500 посадок на палубу авианосца. За свою феноменальную летную карьеру он налетал 6000 часов на таких самолетах F-8 Crusader, F-14 Tomcat, A-4 Skyhawk, а также Hornet F/A-18. Из них порядка 4000 часов он провел в кресле знаменитого Томкета.
fIwZdtCleRo.jpg

В средине 70-х ВВС и ВМС США организовали ряд испытаний под названием ACEVAL / AIMEVAL цель которых была проверить боевую эффективность их новейших истребителей F-15 Eagle и F-14 Tomcat против F-5 Tiger II. В этих учениях пилотам ВВС и ВМС был дан приказ не устраивать сражений между собой что сильно расстроило обе команды. Дело в том что в те года шло противостояние ВВС и ВМС и пилоты каждой из сторон считали своим долгом показать кто в небе хозяин особенно когда им Грумман да Макдоннел с Дугласом давали новые игрушки.

P. S. Томас Вульф в своей книге «The Right Stuff» описывая американских пилотов 50-60 годов и их стиль жизни «Sex drugs flight and rock and roll» писал что они похожи на племя и у кого не спроси каждый считает себя лучшим летчиком. Он назвал все это «Нужная Вещь», и если у любого пилота ВВС была эта «Нужная Вещь» то складывается такое впечатление что у пилотов ВМС эта «Нужная Вещь» была возведена в квадрат, а ЧСВ летало где-то за облаками.

И вот по окончанию учений терпение обеих сторон достигло предела и два инструктора F-15 из 415-й тренировочной эскадрильи приняли вызов и вышли сам на сам против Котов из VX-4.

Первым F-14 управляли Джо «Hoser/Шланг» Сатрапа и РИО Билл «Hill Billy» Хилл
Вторым Дениел «Turk/Турк» Пентекост и РИО Фрэнк «Fearless/Бесстрашный» Шумахер. Турк не был таким же дерзким, высокомерным и неистовым, как Хозер, но такой же агрессивный, умный, коварный и отличный летчик истребитель.

Поединок 2v2 происходил на высоте 10 тысяч футов и дистанцией в 25 миль между противниками. Ракеты ближнего и дальнего боя не учитывались только ПУШКИ ТОЛЬКО ХАРДКОР!!! Широкий крюк позволил турку и Хозеру разбить бой пополам так чтоб схватка шла 1v1, Турк был вверху, а Хозер внизу с большим разделением между машинами по фронту.

«Тяните за ручку управления пока заклепки не отвалятся и РИО блевать не начнет» (с) Joe "Hoser" Strapa

*РИО/RIO — Оператор Радиолокационного Перехвата на Ф-14 на сленге пилотов и в простонародье просто РИО

Бой был очень жарким, в тот день лучшие пилоты ВВС сражались с лучшими пилотами флота. Когда Хилл Билли и Хозер поймали в прицел своего Орла, радиообмен был таким:

D-hose: «Где ты турк?»
Fearless: «Прямо над тобой Хозер»
D-hose: «У нас есть два минуса! Кто впереди?»
Turk (слегка обиженно): «Как ты думаешь?»

Оба орла были застрелены, «Сбиты с ног» как говорили пилоты Томкетов.
По прилету на базу зная что все записи с фотокамер подлежат уничтожению Лабораторией на базе Неллис, пленка была тайно отправлена друзьям в Грумман на обработку.

Легенда гласит что спустя месяц 6 декабря в эскадрилью с проверкой прилетел генерал Найт, с двумя подручными, требуя узнать «кто такие Хозер и Турок». «Ваши истребители не знают, как их игривые выходки влияют на важные политические решения!» орал он на офицера Тейлора.
А дело было в том что Япония заключила контракт на двадцать один F-15, но статья в «Aviation Week» говорила что F-14 превосходит Орла и в статье красовался тот самый снимок которого быть не должно. И Япония стала рассматривать покупку F-14 вместо Орла, но не срослось и дальше разговоров дело не пошло.

Генерал требовал чтобы на следующий день к 09:00 у него на столе лежали ВСЕ копии фотопленки, кассеты TVSU / VCR и аудиозаписи полета. Он был в ярости, но благодаря смирению и раскаянию провинившихся Турка и Хозера уехал с довольной рожей и снимки забрал. Конечно, ни Хозер ни Турк не хотели смущать сообщество F-15, и они никогда больше не упоминали об этом инциденте ... ДО НАШИХ ДНЕЙ!

Спустя несколько месяцев Хозер и Тейлор встретились и последний передал ему сохраненную копию снимка которую он сумел спрятать от генерала.





 

Rand0m

Активный участник
А дело было в том что Япония заключила контракт на двадцать один F-15, но статья в «Aviation Week» говорила что F-14 превосходит Орла и в статье красовался тот самый снимок которого быть не должно. И Япония стала рассматривать покупку F-14 вместо Орла, но не срослось и дальше разговоров дело не пошло.

Генерал требовал чтобы на следующий день к 09:00 у него на столе лежали ВСЕ копии фотопленки, кассеты TVSU / VCR и аудиозаписи полета. Он был в ярости, но благодаря смирению и раскаянию провинившихся Турка и Хозера уехал с довольной рожей и снимки забрал. Конечно, ни Хозер ни Турк не хотели смущать сообщество F-15, и они никогда больше не упоминали об этом инциденте ... ДО НАШИХ ДНЕЙ!

Спустя несколько месяцев Хозер и Тейлор встретились и последний передал ему сохраненную копию снимка которую он сумел спрятать от генерала.
2aRLTYSn3GU.jpg

Снимок 8 "x 10" 16-миллиметровой пленки фотокинопулемета на которой сквозь индикатор на лобовом стекле F-14 виден F-15 на кокпит которого наведена метка радиолокационного прицела пушки. Дистанция до цели 250ft (примерно 77м) индекс «G» внизу экрана означает что выбран режим «Пушка» и что гашетка нажата (она активирует фотокинопулемёт и открывает двери для продувки стволов пушки) а цифра «0» показывает остаток боекомплекта пушки. То есть будь она заряжена в этот момент к Орлу бы уже летело порядка десяти килограмм свинца
 

Rand0m

Активный участник
День драконов

На 4 сентября в России приходится готовщина первых вылетов двух весьма интересных и своеобразных летательных аппаратов. Правда, оба они, как и их английский "собрат по несчастью", пришлись не ко двору и остались единичных экземплярах. Первой была уникальная реактивная амфибия вертикального взлета ВВА-14, разработанная итальянским бароном Роберто Оросом ди Бартини, который еще 1923-е году переехал в СССР и впоследствии принял советское гражданство.

За оригинальную форму, напомнавшую в полете трехглавого дракона, этот аппарат получил во время испытаний неофициальное прозвище "Змей Горыныч". Согласно проекту, его силовая установка должна была состоять из 12 подъемных и двух маршевых двигателей. Однако к началу испытаний подъемные двигатели так и не были изготовлены (и их вообще не удалось сделать), а потому ВВА-14 испытывался как обычный самолет, без системы вертикального взлета.

Впоследствии его переделали в экранолет, добавив еще два маршевых двигателя по бокам передней части фюзеляжа, но в 1976 году, после смерти Бартини, проект закрыли, так как необходимость в подобной машине была весьма сомнительной, равно как и ее эксплуатационно-боевые качества.

ВВА-14 в первоначальной конфигурации с двумя маршевыми двигателями. В качестве водного шасси эта машина использовала резиновые надувные поплавки. При испытаниях на нее для сохранения военной тайны нанесли фальшивую маркировку "Аэрофлота". Интересно, кого советские секретчики надеялись этим обмануть?
После закрытия программы ВВА-14 по частям и без двигателей доставили в Монинский авиамузей, но там так и не собрали, оставив гнить на пустыре. Сейчас эта машина представляет собой печальное зрелище. В 2013 году, вроде бы, собирались начать ее реставрацию, но из-за отсутствия средств вся работа свелась к закрытию брезентовым чехлом разбитого фонаря кабины.
Безусловно, у наших властей есть куда более важные приоритеты, чем забота о доставшихся им в наследство уникальных памятниках технической культуры.

Через 31 год после ВВА-14, 4 сентября 2001 года, впервые взлетел другой "трехглавый змей", правда, более скромных размеров, - прототип регионального грузо-пассажирского самолета С-80 (он же Су-80) разработанный в ОКБ Сухого в рамках конверсии. Этот самолет с укороченной взлетно-посадочной дистанцией, перевозящий 30 пассажиров и 3,5 тонны груза, предназначался для замены морально устаревающих мини-лайнеров Як-40 и Ан-24.

Однако государственной поддержки разработка не получила, а коммерческого спроса на нее не было. Иными словами, машину никто не захотел покупать. Из-за отсутствия заказов программа С-80 была закрыта еще до получения самолетом сертификата летной годности. Честно, говоря, вспоминая этот каракатец, впервые увиденный мной на авиасалоне в Жуковском в самом начале нулевых годов, я очень сильно сомневался, что у суховцев выйдет что-то путное из проекта "Суперджета". Однако я здорово ошибся в этом негативном прогнозе. И, как говорится, слава Богу!

https://vikond65.livejournal.com/801930.html

0Yvmso8hH7Q.jpg
50Dcj5xzXhw.jpg
5rxI226iXwg.jpg
QdlBlb3BW_8.jpg
_vWUDMEL6pM.jpg
EMlGcRMiOJ0.jpg
_37Qsg-sMCE.jpg
 

Artemus

Активный участник
Сообщения
39.641
Адрес
Ижевск
Кстати, теперь когда Дядю Мишу ФСБ официально назвало агентом "Моссада", будет ли администрация держать ухо в остро, на случай его очередного клонирования?
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
41.679
Адрес
Москва
Кстати, теперь когда Дядю Мишу ФСБ официально назвало агентом "Моссада", будет ли администрация держать ухо в остро, на случай его очередного клонирования?
Будет.
 

Rand0m

Активный участник
Приговор летчику Морской авиации Балтийского флота Сергею Нефедову, осужденному за повреждение Су-27 в результате ошибки в работе с оборудованием кабины при посадке, отменен.

Об этом сообщают источники газеты ВЗГЛЯД.

В четверг состоялось заседание Калининградского гарнизонного суда, рассматривавшего апелляционную жалобу старшего лейтенанта Нефедова на ренее вынесенный обвинительный приговор. Согласно решению суда, апелляция стороны защиты была удовлетворена, приговор суда первой инстанции отменен, а дело возвращено на повторное следствие.

Ранее в распоряжении газеты ВЗГЛЯД оказались материалы процесса над старшим лейтенантом Морской авиации Балтийского флота Сергеем Нефедовым, чье дело в начале февраля рассматривал Калининградский гарнизонный суд. Офицер обвинялся следствием по ст. 351 УК – нарушение правил полетов военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия.

Суть обвинений заключалась в том, что лейтенант учился летать на Су-27п и в результате ошибки в работе с оборудованием кабины сильно повредил самолет во время посадки. 5 февраля Калининградский гарнизонный суд приговорил Нефедова к двум годам условно. Вступление приговора в силу давало возможность подать к летчику гражданский иск о возмещении нанесенного при посадке ущерба, который следствие оценило в более чем 27 млн рублей.

Приговор вызвал возмущение и у коллег ст. лейтенанта Нефедова, и у ряда политиков.

Многочисленные эксперты - военные летчики - заявляли о нелепости подобного приговора. Причиной ошибки, по их мнению, была недоученность летчика, а вменяемая ему статья 351 Уголовного кодекса была притянута за уши. «Кого же надо судить – начинающего ученика с налетом на данном самолете 22 часа, который совершил ошибку во время обучения, или тех, кто его недоучил и при этом выпустил в самостоятельный полет?», задавались вопросом высокопоставленные отставные летчики Морской авиации.

Апелляционная инстанция, судя по решению суда, согласилось с данной аргументацией, признав, таким образом, работу следствия некачественной.

http://оввакул.рф/novosti/item/3163-sud-zashchitil-letchika-po-oshibke-povredivshego-samolet
 

Rand0m

Активный участник
"В 1964 году произошёл случай атаки ракеты К-10С на японскую шхуну "Шино Мару". Шхуна проходила в запретной зоне сахалинского полигона "Мыс Тык" (расформирован в 2009 году), где работал экипаж Ту-16К-10 169-го МРАП 25-й МРАД (гарнизон Кневичи) Тихоокеанского флота. Ракета, включив ГСН, обнаружила новую цель, перенацелилась и взорвалась в 400 метрах от шхуны (взрыватель был установлен на подрыв на траектории, с целью сохранности мишеней на полигоне). Двигатель ракеты прошил шхуну насквозь, обломками повредило надстройки. Японцы срочно направились в порт Холмск для ремонта и оказания медицинской помощи раненым морякам.
Международного скандала удалось избежать, отчасти потому, что японская сторона искренне считала, что в судно попали обломки советского истребителя и выражали соболезнование по погибшему лётчику..."
cLVkaBaArvM.jpg
 

Rand0m

Активный участник
"Колхозный" бомбардировщик

Позавчерась в передаче «Человек и ...этот, как его... во – закон» уделили внимание аж музею авиации в Монино. Типа: «Ну, что – перевозить нужно, деваться некуда!» И показали «гниющие экспонаты в Монино» и светлое будущее парка «Патриот».

Ну, дык, тоже так могу.
Это экспонаты Монинского музея в свержеотремонтированном зале:
А это «гниющие» под снегом экспонаты «Патриота»:
(фото жж уважаемого SAIDPVO)
Хорошо «в пропаганду»? А?
По делу. Почему в популярной программе, да еще в прам-тайм появляется передача о Монино? Просто так? Представляете, сколько за это «просто так» кто-то денег занес? Цена вопроса – земля в Монино. В силу имеющийся инфраструктуры бывшей академии ВВС им. Гагарина, ликвидированной «табуреткиным», и военного города можно построить офигительный человечник.
Казалось бы, ну, набьют будущие два-три гражданина Великобритании свои карманы – какое нам до этого дело? Цена вопроса – невозможность вывести из Монино самые ценные экспонаты: тяжелые бомбардировщики, пассажирские и транспортные самолеты. В любом случае они будут уничтожены: либо при попытке «перевозки», когда их «разрубят», а собрать не смогут (за все время существования Монино такой эксперимент никому не давался), либо просто оставят без охраны на месте и их сожгут бомжы, – так было с Ту-124 в «святые 90-е». То, что наша история не волнует будущих зарубежных граждан можно видеть, как у Домодево уничтожили уникальный, когда-то самый большой в мире пассажирский самолет Ту-114, а на ВДНХ – Ту-154. Без каких-либо сантиментов – в утиль.
Тут работает обратная связь: чем меньше у нас остается нашей «истории», тем меньше ее знают. А чем меньше ее знают, тем легче идет ее уничтожение. Классический пример, как у нас «знают историю», можно привести на примере того же Монино: рассказывая о «благах» перевоза, один из журналистов с глубоким придыханием (подозреваю, что от усердия даже вдохнул через анус) сообщил, что после «дербания» монинского музея в «Патриоте» появятся «даже образцы авиации времен Империи!». Просто плачу от умиления, сеньор Перейра!
«Докладываю голосом»: ни одного экспоната в Монина времен «Империи» там нет. Да, там есть четыре экспоната, которые принимают за них. Два из них – это по своему уникальные «Вуазен» и «Сопвич-триплан» времен Гражданской войны. «Трипланы» – поставлялись в Россию уже после свержения царизма, а «Вуазен» скорее всего является учебным образцом времен Гражданской – подозревают, что это неполноценный самолет. Имеются также реплики двух самолетов «России, которую мы похерили»: учебного «Фармана-IV» и тяжелого «Илья Муромца». Оба наследие Великого ...советского кино!
Тогда наши киностудии могли позволить себе заказать реплики самолетов, в том числе и летающие. «Фарман-IV» был сделан для участия в фильмах про первых наших авиаторов. Самолет был сделан летающим. Главным отличием от прототипа был современный двигатель (поэтому и «реплика»), да небольшая панель приборов на подножке пилота (сейчас она снята). Без нее современные пилоты летать отказывались...
Реплика самолета «Илья Миромец» наряду с репликой АНТ-25 делалась для фильма «Поэма о крыльях» про двух самых известных русских авиаконструкторов – Сикорского и Туполева. Строители «Муромца» – энтузиасты авиации – задались «сверхзадачей»: сделать самолет летающим. Но в процессе подготовки к производству выяснилось, что законных способов оплатить их работу нет. Правда, чем отличается наше «экономическое» законодательство и тогда и сейчас – так это полной ... э-э-э «дырявостью» запретов. Из положения вышли: в Латвии был официально открыт колхоз, членами которого стали строители «Муромца». Именно с этим «колхозом» и расплачивалась киностудия. После постройки самолета колхоз был самораспущен!
Самолет неплохо рулил, бегал и даже поднимал хвост. Но разрешение на полет получено не было. Ни одна авиационная комиссия бы не решилась. «Муромец» на самом деле был самолетом необычной схемы – фактически это был «тандем» с несущим стабилизатором большой площади. Такая схема делала самолет неустойчивым, мало пригодным для нормального полета. Однако Сикорский сумел «поймать» ту конфигурацию, которая таки обеспечивала устойчивый полет. Вероятно, методом проб и «ошибок»: самолет несколько раз переделывался. В частности одно время он имел промежуточное «четвертое» крыло. Хорошо, вероятно, помогло, что Сикорский сам испытывал самолет. То есть посредника между конструктором и самолетом в виде летчика-испытателя ему не требовалось.

В результате «Муромец» оказался настолько устойчивым, что на фронте это раз сыграло с ним злую шутку: однажды при выполнении задания после бомбежки германских позиций на обратном пути пилоты просто оставили управление и ... сели играть в карты! В результате первую атаку немецких истребителей просто пропустили. Самолет в результате вынужденной посадки был разбит...
Необычная схема сыграла не менее злую шутку и с немцами. Дело в том, что один из немецких инженеров, присутствовавший во время испытаний «Муромца», уже после начала Первой мировой войны предложил скопировать схему самолета. Немцы действительно на Сименс-Шукерт построили свой немецкий «Муромец», но, видать, про несущий стабилизатор были не в курсе. В результате на взлете самолет никак не мог оторвать хвост, не говоря уж о полете. В коротких подлетах самолет демонстрировал сильную неустойчивость, ага. Хвост пытались облегчать, делая все более тонкими его лонжероны. В результате самолет просто переломился пополам!
В общем, разрешение на полет реплика «триплана-тандема» так и не получила. Но фильм получился неплох, если не считать традиционных «драматических» натяжек... Вот только переживет ли все это «богатство» переезд и хранение под открытым небом в «Патриоте» – большой вопрос.
hFjvtyrUYuQ.jpg
e6EzOV951IQ.jpg
AtyQpg1RZcQ.jpg
ELSsLpAMm3k.jpg
l61_D1ai6Pk.jpg


https://afirsov.livejournal.com/405573.html
 

Rand0m

Активный участник
Вызывающий бурю. Почему авианаводчиков не берут в плен.

За три года операции в Сирии российские истребители, бомбардировщики и ударные вертолеты обрушили на головы боевиков тонны бомб, ракет и реактивных снарядов. Результативность авиаударов подтверждается многочисленными видеороликами и регулярными сводками Минобороны о тысячах уничтоженных объектов. Однако те, кто с земли помогает российским самолетам бить "аккуратно, но сильно", незаслуженно остаются в тени. Об опасной профессии передовых авиационных наводчиков — в материале РИА Новости.

"Глаза авиации"

Передовым авианаводчиком (ПАН) принято называть специально подготовленного военнослужащего, действующего в непосредственной близости от противника. ПАН занимается разведкой целей, наводит на них авиацию и выдает летчикам точное целеуказание. Даже опытный пилот далеко не всегда сможет, двигаясь со скоростью в сотни километров в час, разглядеть с высоты танк или пулеметное гнездо и своевременно атаковать объект штурмовки. И неважно, насколько "навороченная" у него на борту авионика: глаз надежнее и быстрее любого прибора. К тому же с земли многие детали происходящего на поле боя видны совсем иначе, чем с воздуха.

Авианаводчики используют несколько способов наведения авиации на цель, часто — в комплексе. Первый способ — по координатам. Непосредственно перед выходом на боевое задание разведчик сверяет карту местности и нанесенную на нее оперативную обстановку с той, что имеется в распоряжении летчика. Они должны быть идентичны. Обнаружив цель и рассчитав координаты, авианаводчик передает их пилоту по радио. Второй способ — по ориентирам на местности. Хороший ПАН заранее определяет приметные с воздуха ориентиры, составляет их перечень и сообщает летчику месторасположение цели в привязке к ним. Кроме того, цель можно обозначить очередью трассирующих пуль или пуском в ее сторону серии разноцветных сигнальных ракет в заранее обговоренной последовательности. Пилотам также могут помочь артиллеристы, пустив по запросу авианаводчика пару дымовых снарядов в направлении объекта штурмовки. Наконец, в современных армиях практикуется лазерная подсветка цели с земли с помощью специального целеуказателя. По такому лучу самолет или вертолет могут "закинуть" управляемую ракету прямо в форточку здания.

Штурмовая авиация зачастую действует на переднем крае, поддерживая огнем части сухопутных войск. Цена ошибки летчика, сбросившего бомбы на пару секунд раньше (или позже), чем нужно, — жизни товарищей по оружию. Передовой авианаводчик способен подсказать штурмовикам не только месторасположение цели, но и направление, с которого ее можно уничтожить, не задев своих и не попав в зону вражеской ПВО.

Если противник все-таки пустит по самолету зенитную ракету, ПАН первым предупредит летчика об опасности. И предупреждать приходится часто: как только в зоне видимости противника появляются ударные самолеты, по ним бьют из всего, что стреляет. Невысокая результативность украинской авиации в боевых действиях на Донбассе и большие потери в технике не в последнюю очередь связаны с нехваткой в войсках обученных авианаводчиков.

В рейд по тылам

В годы Великой Отечественной войны советские авианаводчики в основном взаимодействовали с пилотами штурмовиков Ил-2, работавшими на глубине десять-пятнадцать километров за линией фронта или же непосредственно на передовой. В задачи офицеров связи, направляемых в общевойсковые штабы из ВВС, входил контроль за обозначением переднего края обороны и обеспечение войск требуемыми для этого средствами (например, сигнальными ракетами и дымами), сбор и передача авиационному командованию информации о текущей воздушной и наземной обстановке, информирование общевойсковых командиров о состоянии собственной авиации. Действия авианаводчиков координировал представитель оперативного отдела управления ВВС армии, находившийся при штабе. Через него штурмовой авиации ставились задачи, к нему стекались сведения о результатах. Такая схема позволила сократить временной интервал между подачей заявки на применение штурмовиков и боевым вылетом до двух-трех часов.

Передовые авиационные наводчики нередко действовали в ближнем и глубоком тылу противника в составе групп разведчиков. Они наводили штурмовики на командные пункты, колонны бронетехники, склады топлива и боеприпасов, железнодорожные станции, мосты, переправы. Их учили моментально "срисовывать" силуэты советских и вражеских самолетов, грамотно использовать специальные сигналы опознавания и целеуказания, выявлять замаскированную технику и укрытия противника. При этом авианаводчик должен был таскать на себе тяжелую рацию, хорошо знать карты местности, уметь скрытно передвигаться и грамотно пользоваться штатным оружием на тот случай, если разведгруппа попадет в засаду.

В Афганистане, где четкую линию фронта прочертить было невозможно, советские ПАН, взвалив на плечи рации и рюкзаки с боекомплектом, вместе с пехотинцами и десантниками уходили в долгие рейды по горным перевалам. Массовое использование в той войне ударной и транспортной авиации наложило свой отпечаток на их тактику действий. Зачастую только авианаводчик мог оценить, сможет ли Ми-8 совершить короткую посадку под огнем, чтобы эвакуировать истекающий кровью взвод.

Последнее целеуказание

За всю афганскую войну советские войска потеряли около двух десятков авианаводчиков —высококлассных специалистов-офицеров, на подготовку которых уходило немало времени и средств. Любой враг в любом вооруженном конфликте прекрасно понимает исходящую от ПАН опасность и старается уничтожить их в первую очередь. Авианаводчик не должен выделяться на фоне других солдат, не имеет права зря рисковать и обязан действовать максимально скрытно.

В Сирии роль передовых авианаводчиков играют специально подготовленные офицеры российских ССО. В их распоряжении самые современные технические средства: помехозащищенные радиостанции, компактные лазерные целеуказатели, системы спутниковой навигации, электронные дальномеры и угломеры, радиомаяки для обозначения своих позиций и многое другое. Но весь этот хайтек не делает службу авианаводчика легкой и безопасной, ведь он всегда находится лицом к лицу с противником.

Герой России старший лейтенант Александр Прохоренко, погибший 17 марта 2016-го под Пальмирой, в течение недели находился в тылу боевиков и непрерывно передавал информацию об их перемещениях в штаб авиации. Во многом благодаря его работе и скоординированной поддержке с воздуха сирийской армии удалось занять несколько стратегически важных высот вокруг города, уничтожить десятки огневых точек и укреплений террористов и в конечном счете вынудить остатки боевиков покинуть населенный пункт. Когда террористы обнаружили позицию Прохоренко и взяли ее в кольцо, офицер передал "воздуху" последнее целеуказание, к которому морально готов каждый передовой авианаводчик — вызвал огонь на себя.

https://ria.ru/20190112/1549246457.html

h27HA9-tS4k.jpg
 

allex159

Активный участник
Сообщения
1.139
Адрес
Днепр
советские ПАН, взвалив на плечи рации и рюкзаки с боекомплектом, вместе с пехотинцами и десантниками уходили в долгие рейды
Авианаводчик не должен выделяться на фоне других солдат,
Ну да, с рацией на горбу, да еще весь в рюкзаках с боекомплектом. Прям стелс. Дураки в соседней деревне.:) Рацию тащил специально выделенный командиром группы боец. Да еще и чуток БК ПАНа мог поднести. ПАНов пехота берегла очень серьезно, и при заварухе старалась держать их в "тылу". Но мой препод, однажды от командира группы получил, в прямом смысле, по башке, за дурость.
 

Rand0m

Активный участник
В Ираке при понижении уровня воды в озере Разах обнаружены обломки американского палубного истребителя F/A-18C, сбитого в 2003 году ракетой ЗРС Patriot PAC-3.
cm-sXQUXJtM.jpg
u1UZYRC99fI.jpg
0epDWdsr5NQ.jpg
1TQsfeCMBzQ.jpg
wyzeZfVrVWI.jpg


P.S. Интересно, если Средиземное осушить, сколько там обломков израильских истребителей будет)
 

Rand0m

Активный участник
Термоядерная «стрела»

В 1964 году американцы начали бомбардировки Северного Вьетнама. В них участвовали и самолёты морской авиации. В Тонкинский залив были посланы ударные авианосцы, которые, сменяя друг друга, постоянно находились в этом районе. В декабре 1965 года авианосец США «Тикондерога» после операции в Тонкинском заливе направлялся в Японию для обслуживания и отдыха экипажа.
Американское командование серьезно относилось к возможности военного конфликта с СССР или Китаем, поэтому тренировки с ядерным оружием даже в условиях боевых вылетов на бомбёжку Северного Вьетнама проводились регулярно. Некоторые лётчики уже ворчали, что летают на бомбёжку в промежутках между такими тренировками. 5 декабря, когда «Тико» в сопровождении четырёх эсминцев шел к Японским островам, на его борту, кроме оставшихся неиспользованными обычных авиабомб, были и водородные В43. Учебные изделия в поход не брали, так что тренировки проводились с боевыми. Примерно в 14:00 местного времени началась очередная тренировка, целью которой было в течение 30 минут подвесить водородные бомбы под выделенные для этого штурмовики А-4Е и провести имитацию их взлета с катапульт. Бомбу подвешивали на ангарной палубе, затем самолёт поднимался бортовым самолётоподъёмником (№2) на полётную палубу, устанавливался на катапульту, где имитировалась вся процедура катапультного взлета; затем его перемещали вперёд на палубный самолётоподъёмник (№1) и опускали в ангар, где разоружали. При этом пилоты должны были находиться в кабинах и нажимать при необходимости на тормоза, хотя иногда эту задачу выполнял матрос палубной команды.

Первым самолетом, которому на ангарной палубе подвесили водородную бомбу, стал «Скайхок» с бортовым №472, после чего в его кабину залез молодой лейтенант Дуглас Уэбстер (Douglas Webster). Самолет развернули хвостом к площадке опущенного вниз самолётоподъёмника и несколько матросов начали руками толкать его, при этом трое матросов со стояночными колодками шли по бокам.В это время корабль накренился на левый борт, и штурмовик стал скатываться на площадку подъёмника. Дежурный офицер дал команду пилоту нажать на тормоза, но реакции не последовало – возможно, тормоза просто не работали. Матросы бросили под колеса колодки, но и это не остановило тяжелый самолет.
Уэбстер попытался встать в кабине, но привязная система не дала это сделать. Он схватился руками за раму козырька, но фонарь кабины опустился прямо на его пальцы. Самолет сломал сетку ограждения, перевернулся на спину и в таком положении упал с площадки лифта в воду.

С авианосца спустили катер и подняли в небо вертолет, к поискам подключились эсминцы и два часа обследовали акваторию, но найти удалось лишь подвесной топливный бак и шлем лётчика. Самолет вместе с пилотом и водородной бомбой затонул на глубине порядка 4900 метров. В Вашингтон был послан сигнал «Сломанная стрела», происшествие было засекречено – даже в ежемесячных сводках авианосца и флота не указывались никакие сведения о гибели пилота, потере самолёта и бомбы. Проведённое расследование не выявило причин и не назначило виновных. Рассматривалось несколько версий: ошибка пилота (не услышал сигнал о торможении или не отреагировал на него), неисправность тормозов на самолете, саботаж палубного персонала (был прецедент саботажа членов технической команды авианосца, но не связанный с этим происшествием). 17 декабря «Тико» вернулся в Тонкинский залив, и его пилоты продолжили бомбить Вьетнам.

Общественность узнала об инциденте лишь в 1981 году. В короткой сводке указывалось: «5 декабря 1965 года в Тихом океане в 500 милях от побережья в результате падения в море были потеряны пилот, самолёт и оружие». В 1989 году активисты «Гринпис» смогли ознакомиться с записями в вахтенном журнале «Тикондероги» и уточнить местоположение самолета – оно оказалось в 89 милях от населенного японского острова Кикаишима. Японцы выразили протест США, но американцам удалось уговорить их не раздувать инцидент. Комиссия высказалась в том смысле, что бомба была раздавлена большим давлением, химическая взрывчатка инициатора растворилась, радиоактивные компоненты размылись, и бомба не представляет угрозы.

Попытаемся смоделировать ситуацию и порассуждать: мог ли быть другой вариант развития событий? Первое, что бросается в глаза – отсутствие каких-то специальных мероприятий при выкатке самолёта на самолётоподъёмник: все делалось без оглядки на опасность. Команда уперлась в переднюю кромку крыла «Скайхока» и толкала его до команды «стоп». Так делалось в 30-е годы, так поступают и сейчас. То есть, до этого инцидента подобных случаев на американских авианосцах не было. Могли бы эти матросы придержать покатившийся самолет руками? Пожалуй, нет – они находились позади него, чтобы не быть сброшенными с площадки в воду.

https://warspot.ru/9307-kak-bombu-za-bort-uronili
 

Kotus

Активный участник
Сообщения
9.971
Адрес
г. Волжский
Камрады, я тут перечитывал очерк контр-адмирала Карева В А "Неизвестный советский "Пёрл-Харбор".
Возник вопрос - разве были МиГ-19 в авиации ПВО на Дальнем Востоке в 1982 г.?
 

Rand0m

Активный участник
Камрады, я тут перечитывал очерк контр-адмирала Карева В А "Неизвестный советский "Пёрл-Харбор".
Возник вопрос - разве были МиГ-19 в авиации ПВО на Дальнем Востоке в 1982 г.?
Не вспомню где, но где то натыкался на то, что да, были.
 
Сверху