Авиационные средства РЭБ

Тема в разделе "РЭБ и Радиотехническая разведка", создана пользователем ГЕРКОН32, 22 окт 2009.

  1. Tigr

    Tigr Модератор Команда форума

    Регистрация:
    30.11.11
    Сообщения:
    24.684
    Симпатии:
    7.336
    Адрес:
    Саратов
    Служба:
    Не служил
    На самолеты тоже распространяется или только для вертолетов?
     
  2. Supremum

    Supremum Активный участник

    Регистрация:
    21.10.11
    Сообщения:
    25.950
    Симпатии:
    24.453
    Адрес:
    Липецк
     
  3. Rand0m

    Rand0m Активный участник

    Регистрация:
    28.10.10
    Сообщения:
    15.253
    Симпатии:
    20.722
    Адрес:
    РФ г. Калуга (Колыбель космонавтики)
    Комплекс РЭБ "Хибины"

    Многофункциональный комплекс радиоэлектронной борьбы / подавления (РЭБ / РЭП) авиационного базирования. Разработан в рамках ОКР "Хибины" Калужским научно-исследовательским радиотехническим институтом (КНИРТИ, входит в КРЭТ), главный конструктор комплекса - Александр Семенович Ямпольский. Исследования комплексов радиоэлектронной разведки (РЭР) совмещенных со станциями постановки активных помех, которые в дальнейшем привели к разработке комплекса "Хибины", начаты КНИРТИ в 1977 г. (см.ниже). В 1984 г. уже велась разработка комплекса "Хибины-10В" для вооружения самолета Т-10В / Су-34. В 1990 г. прошел приемо-сдаточные испытания первый образец комплекса Л175, созданного в рамках ОКР "Хибины". К середине 1990-х годов разработана его контейнерная версия Л-175В, предназначенная для оснащения самолетов Су-34.

    Испытания контейнера Л-175В комплекса "Хибины-10В" начаты в январе 1995 г. Второй этап испытаний начат на Су-34 в Раменском в августе 1997 г. 18 марта 2014 г. комплекс Л-175В принят в составе вооружения самолета Су-34 на вооружение ВВС России.

    В августе 2013 г. на авиасалоне МАКС-2013 КНИРТИ и Министерство обороны России подписали контракт на выполение ОКР по созданию и испытаниям комплекса РЭБ "Хибины-У" для самолетов фронтовой авиации. Сумма контракта - 1.6 млрд руб. Кроме КНИРТИ в разработке будет принимать участие НИИ "Экран" (г.Самара). В рамках ОКР комплекс будет размещен на самолете Су-30СМ.

    Комплекс РЭП обеспечивает защиту самолета от противовоздушных и авиационных средств поражения.

    История разработки комплекса РЭБ "Хибины":
    В 1977 г. в КНИРТИ начаты исследования создания комплексов радиоэлектронного подавления на базе функциональных блоков базовых конструкций (ФББК). Это были НИР "Проран" (научный руководитель - И.И.Захарченко, заместитель - А.С.Ямпольский) - разработка аппаратуры радиотехнической разведки (РТР); и НИР "Регата" (заместитель научного руководителя - А.Н.Денисов) - разработка аппаратуры активных помех. В 1980 г. НИРы успешно защищены КНИРТИ и в 1982 г. начаты ОКР "Проран" (главный конструктор А.С.Ямпольский) и ОКР "Регата" (главный конструктор В.Г.Суптеля). Позже в рамках ОКР "Хибины" эти ОКРы были объединены в один комплекс РЭБ.

    В состав опытного комплекса РЭП "Хибины-10" / Л-175 входил широкополосный блок точного запоминания частоты - блок ТШ - в состав которого входила модернизированная цифровая линия задержки "Ответ" с использованием быстродействующих микросхем "сотой" серии. В 1984 г. разработка блока ТШ передана внутри КНИРТИ в другой отдел, где эти работы были объединены с другими разработками высокочастотных систем для комплекса РЭП. Линия задержки "Ответ" была модернизирована в "Ответ-М".

    Первый опытный образец комплекса, который полностью соответствовал исходному ТЗ и выполненный на ФББК по своим массогабаритным характеристикам не позволял размещение на борту самолета. Поэтому при работе над комплексом "Хибины-10В" / Л-175В конструкторы КНИРТИ плотно взаимодействовали с конструкторами ОКБ им.П.О.Сухого. В рамках ОКР "Хибины" работы по Л175В возглавлял заместитель главного конструктора по конструированию В.В.Крючков. В 1990 г. первый однопостовой образец Л-175 в блоках ФББК прошел приемо-сдаточные испытания и был оставлен на хранение в КНИРТИ. Второй комплект аппаратуры Л-175 был использован для размещения в контейнере - изделии Л-175В. Первый полет Су-34 с аппаратурой Л-175В состоялся в январе 1995 г. Был начат первый этап приемо-сдаточных летных испытаний. В августе 1997 г. в ЛИИ в Раменском состоялся первый полет Су-34 в рамках второго этапа испытаний комплекса Л-175В.

    Из-за сложностей с развертыванием серийного производства и самолетов-носителей Су-34 и собственно комплексов Л-175В в КНИРТИ начата разработка под руководством А.С.Ямпольского 4-контейнерного наращиваемого варианта комплекса "Хибины" для обеспечения групповой защиты самолетов. В состав комплекса входили контейнеры У1 и У2 рабочий частотный диапазон которых совпадал с частотным диапазоном "Хибин" - это контейнеры, которые не требовали своей исполнительной радиотехнической разведки для целеуказания - фактически это были мощные передачики. Вторая пара контейнеров - Ш1 и Ш0 - имела рабочий диапазон отличный от "Хибин" и для их работы требовалась и иная логика и отдельная система исполнительной радиотехнической разведки. С использованием наработок по этой теме, вероятно, был создан комплекс РЭБ Л-265 "Хибины-М", который может применяться как в бесконтейнерном варианте - только со встроенным в планер самолета (Су-35С) оборудованием, так и с использованием контейнеров.

    При разработке варианта комплекса "Хибины-60" было использовано предварительное имитационное математическое моделирование функционирования комплекса на борту самолета. Такой же подход был использован при разработке аппаратурно-алгоритмической структуры станции помех КС418.

    Состав комплекса типа "Хибины":
    - система РЭР "Проран" или более современная;
    - система постановки активных помех "Регата" или более современная (в контейнере или в планере самолета);
    - система постановки активных помех групповой защиты (в контейнере);
    - широкополосный блок точного запоминания частоты - блок ТШ:
    - вычислительная многопроцессорная подсистема;

    Модификации:
    - НИР / ОКР "Проран" - разработка комплекса радиоэлектронной разведки;

    - НИР / ОКР "Регата" - разработка комплекса постановки активных помех;

    - ОКР "Хибины" - комплекс радиоэлектронной разведки (ОКР "Проран") объединенный с комплексом поставновки активных помех ("ОКР "Регата");

    - комплекс "Хибины-10В" / Л-175В / Л-175ВЭ - комплекс РЭП для самолетов Т-10В / Су-34.

    - комплекс "Хибины" / КС-418Э - проект комплекса РЭП для экспортных самолетов Су-24МК / Су-24МК2, разработка комплекса видимо не завершена.

    - комплекс РЭП "Хибины-М10" / "Хибины-М6"

    - комплекс РЭП "Хибины-60"

    - комплекс РЭП "Хибины-М" Л-265 / Л-265М10 - комплекс РЭП самолета Су-35С с контейнерами на законцовках крыла.

    - комплекс РЭБ "Хибины-У" - усовершенствованный вариант комплекса. В августе 2013 г. на авиасалоне МАКС-2013 КНИРТИ и Министерство обороны России подписали контракт на выполение ОКР по созданию и испытаниям комплекса РЭБ "Хибины-У" для самолетов фронтовой авиации. В рамках ОКР комплекс будет размещен на самолете Су-30СМ.

    - комплекс "Тарантул" - развитие комплекса "Хибины" разработки КНИРТИ.

    Носители:
    - Су-34 - контейнер Л-175В / Л-175ВЭ с комплексом РЭП "Хибины".

    - Су-24МК / Су-24МК2 - контейнер КС-418Э с комплексом РЭП "Хибины".

    - Су-35 - комплекс "Хибины-М" / Л-265.

    - Су-30СМ - комплекс "Хибины-У" в рамках ОКР по его созданию и испытаниям планируется размещать на Су-30СМ.

    Стоимость:
    - комплекс Л-175В имеет цену (согл.контракта от 14.01.2013 г.) не более 123 млн. руб.

    Статус: Россия
    - 1995 г. январь - первый полет Су-34 в рамках программы летных испытаний комплекса "Хибины".

    - 1997 г. август - начало второго этапа летных приемо-сдаточных испытаний комплекса "Хибины".

    - 2000 г. апрель - в ходе комплексных исследовательских учений ВВС изучалась возможность Су-34, оснащенного станцией РЭБ «Хибины», выполнять «прикрытие» фронтовых бомбардировщиков Су-24М.

    - 2013 г. 14 января - КНИРТИ подписан договор № 403/15-17 с ОАО «Компания «Сухой» на выполнение работ по изготовлению комплекса Л-175В (92 комплекта). Сумма договора - 11.329 млрд. руб.Срок выполнение - не позднее 31.03.2020 г. (ист. - Годовой отчет за 2012 г.).

    - 2014 г. 14 апреля - в ходе учений на полигоне Мухор-Кондуй в Бурятии Су-34 поставят помехи для самолета дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50, истребителей-перехватчиков МиГ-31 и наземной группировки противовоздушной обороны. Несмотря на это операторы ДРЛО А-50 попытаются определить цели и выдать целеуказания пилотам самолетов МиГ-31.

    - 2014 г. 15 апреля - на одном из сайтов патриотической направленности появилась публикация "Хибины" против "Иджис" или что так сильно испугало Пентагон?", которую модераторы даже того сайта определили в раздел "Домыслы". В статье с искажением фактов описывается якобы атака Су-24 с применением комплекса "Хибины", которая якобы имела место в недавнем облете самолетом такого типа американского эсминца "Дональд Кук" 12 апреля 2014 г. Статья вызвала оживленное обсуждение в сети и была перепечатана многими сайтами включая весьма уважаемые. Позже была удалена так же на многих сайтах. Что касается реальной ситуации, то можем отметить следующее:
    - облет самолетом Су-24 американского корабля действительно имел место;
    - во время облета американского корабля Су-24 не совершал никаких враждебных действий.
    - комплекс "Хибины" не устанавливается на самолеты Су-24.


    Источник: http://militaryrussia.ru/blog/topic-802.html

    Добавлено спустя 1 минуту 45 секунд:

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     
  4. Rand0m

    Rand0m Активный участник

    Регистрация:
    28.10.10
    Сообщения:
    15.253
    Симпатии:
    20.722
    Адрес:
    РФ г. Калуга (Колыбель космонавтики)
    На самолет Ту-214 поставят комплекс радиоэлектронной борьбы «Порубщик»
    Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) и компания «Туполев» разрабатывают проект по установке комплекса радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Порубщик» на борт самолета Ту-214. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на первого заместителя генерального директора КРЭТ Игоря Насенкова.

    «Недавно концерн участвовал в эскизном проекте, по его результатам был выбран самолет-носитель Ту-214. Предприятия концерна будут начинять его сложнейшей радиоэлектроникой. Опытно-конструкторские работы должны завершиться в 2018 году, дальше должна быть серийная поставка», — сказал Насенков.

    В данный момент комплекс РЭБ «Порубщик» устанавливается на борт самолетов разведки Ил-20 (модификация называется Ил-22ПП). Ранее сообщалось, что государственные испытания комплекса планировалось завершить к концу 2014 года.

    Аппаратура «Порубщика» работает в пассивном поисковом режиме, а после обнаружения цели ставит направленную помеху. Возможности комплекса позволяют точечно заглушать радиоканалы противника в узком диапазоне, не мешая работе своих радиотехнических средств, использующих смежные частоты. Потенциальными целями для «Порубщика» назывались самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, радиотехнические средства зенитных ракетных комплексов, а также каналы связи с беспилотниками.

    Ту-214 — модификация пассажирского лайнера Ту-204 с увеличенной взлетной массой и грузоподъемностью. На его базе разработан целый ряд военных самолетов специального назначения: самолеты связи, управления и ретрансляции (Ту-214ПУ, Ту-214СР, Ту-214СУС), самолет-разведчик Ту-214Р и машина для наблюдения в рамках международной программы «Открытое небо» Ту-214ОН.
    http://lenta.ru/news/2015/03/05/porubschik/

     
    Последнее редактирование модератором: 11 мар 2015
    White, Tabib и Tigr нравится это.
  5. yasmaza

    yasmaza Активный участник

    Регистрация:
    08.09.13
    Сообщения:
    267
    Симпатии:
    81
    Адрес:
    Москва
  6. Supremum

    Supremum Активный участник

    Регистрация:
    21.10.11
    Сообщения:
    25.950
    Симпатии:
    24.453
    Адрес:
    Липецк
    Конечно можно, у нас свободная страна.
     
    Tigr и Rand0m нравится это.
  7. sivuch

    sivuch Активный участник

    Регистрация:
    14.04.08
    Сообщения:
    2.771
    Симпатии:
    728
    Адрес:
    Питер
    Читать можно.Но потом желательно проверить,как на самом деле.
    В маленькой статье -как минимум 3 ошибки.Хотя в моей фамилии и 4 делают
    Правду лучше искать в скучных журналах.Вот здесь Павел отсканировал по работам КНИРТИ,есть немного и по Рычагу(054.JPG , 106.JPG)
    http://forums.airforce.ru/sovremennost/3950-reb-12/
    Форум Авиация Современность РЭБ Ч.12
    Хотя,вообще,стоит прочесть всю тему
     
    Rand0m и Tigr нравится это.
  8. Breeze

    Breeze Военный лётчик

    Регистрация:
    08.02.07
    Сообщения:
    17.919
    Симпатии:
    639
    Адрес:
    Israel
    Служба:
    1969-1995, СибВО-УрВО
    http://www.rosinform.ru/2015/03/04/rychag-av-stantsiya-reb-gruppovoy-zaschity/
    - "Бред сивой кобылы в лунную ночь"...
    Новейший вертолетный комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) способен обеспечить групповую защиту наземных, надводных и воздушных объектов от ударов с воздуха и наземных (надводных) средств ПВО противника в радиусе сотен километров.

    В последнем слове заменить километры на метры - и всё станет прекрасно: ...способен обеспечить групповую защиту наземных, надводных и воздушных объектов от ударов с воздуха и наземных (надводных) средств ПВО противника в радиусе сотен метров. :-D :p
     
  9. Rand0m

    Rand0m Активный участник

    Регистрация:
    28.10.10
    Сообщения:
    15.253
    Симпатии:
    20.722
    Адрес:
    РФ г. Калуга (Колыбель космонавтики)
    Обоснуйте? С формулами желательно, и источниками отличными от википедии.
     
  10. Supremum

    Supremum Активный участник

    Регистрация:
    21.10.11
    Сообщения:
    25.950
    Симпатии:
    24.453
    Адрес:
    Липецк
    А сотен метров может быть сотня.:-D:p
     
  11. Breeze

    Breeze Военный лётчик

    Регистрация:
    08.02.07
    Сообщения:
    17.919
    Симпатии:
    639
    Адрес:
    Israel
    Служба:
    1969-1995, СибВО-УрВО
    - В недавней ссылке, что привёл sivuch,
    http://forums.airforce.ru/sovremennost/3950-reb-19/
    один из наиболее мной уважаемых форумчан рунета, Вован22, одному упёртому олуху приводит хрестоматийные условия подавления:
    5-ть условий одновременно должно быть выполнено, чтобы помехи были эффективны:
    -частотное
    -структурное
    -энергетическое
    -пространственное
    -временн
    ое


    Если внимательно взглянуть на эту фуфлыжную заметку, первый абзац:
    http://www.rosinform.ru/2015/03/04/rychag-av-stantsiya-reb-gruppovoy-zaschity/
    Новейший вертолетный комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) способен обеспечить групповую защиту наземных, надводных и воздушных объектов от ударов с воздуха и наземных (надводных) средств ПВО противника в радиусе сотен километров. Комплекс Ми8-MТПР-1 представляет собой вертолет Ми-8МТВ-5-1 с уникальной станцией активных помех «Рычаг-АВ». -
    Tо становится кристально ясно, что против БРЛС с АФАР, работающих игольчатым лучом (y APG-77 - менее, чем 2°х2°) эти пять условий одновременно "в радиусе нескольких сотен километров" от станции РЭБ выполнены не могут быть совершенно.

    Второй абзац: Станция активных помех «Рычаг-АВ» обеспечивает полное «ослепление» радиоэлектронных средств разведки противника. - Средства радиоэлектронной разведки практически нельзя ослепить. Bдобавок, они ничего не излучают, их положение на небесной сфере неизвестно!

    ...Наличие базы данных о разных военных объектах позволяет станции определять тип цели и использовать против нее наиболее эффективные радиоэлектронные помехи. - не против APG-77.

    Третий абзац: Новая станция «Рычаг-АВ» использует многолучевую антенную решетку и использует технологию DRFM (Digital Radio Frequency Memory – цифровую обработку и запись радиосигнала). Это гарантирует устойчивый прием сигналов радиолокационных средств противника и их подавление по всей зоне действия. - Сигнал в режиме LPI она вряд ли вообще заметит. Подавить APG-77 она в принципе не способна (перестройка частоты 1000 раз в секунду в пределах 8-12 ГГц) И зона действия - мамсимум в пределах ширины диаграммы направленности антенны, а она ооочень узкая!

    Четвёртый дебильный абзац: Предшественником нового вертолетного комплекса была станция активных помех групповой защиты авиации «Смальта» с дальностью действия 100 км. Станция было создана в 70 годы и размещалась на базе автомобиля типа УАЗ. - станция РЭБ «Смальта» вообще никого НЕ ПОДАВЛЯЛА!! Это был так называемый "активный ретранслятор", перенацеливающий ЗУР "Хок" на себя, находясь при этом за пределами дальности полёта ЗУР.
     
  12. БЧ-5

    БЧ-5 Активный участник

    Регистрация:
    05.06.08
    Сообщения:
    7.922
    Симпатии:
    6.337
    Адрес:
    МОСКВА
  13. БЧ-5

    БЧ-5 Активный участник

    Регистрация:
    05.06.08
    Сообщения:
    7.922
    Симпатии:
    6.337
    Адрес:
    МОСКВА
    В той ссылке говорится об ИК-помехах,что к станции APG-77 не имеет отношения.
     
  14. Breeze

    Breeze Военный лётчик

    Регистрация:
    08.02.07
    Сообщения:
    17.919
    Симпатии:
    639
    Адрес:
    Israel
    Служба:
    1969-1995, СибВО-УрВО
    - Пять одновременных условий подавления совершенно идентичны и для радиоволн (странно, что Вы до сих пор не в курсе, что световые волны и радиоволны относятся к электромагнитным колебаниям, только разной частоты?).
     
  15. БЧ-5

    БЧ-5 Активный участник

    Регистрация:
    05.06.08
    Сообщения:
    7.922
    Симпатии:
    6.337
    Адрес:
    МОСКВА
    Да я то,являсь радиоинженером по образованию, как раз в курсе,как и в курсе.что ЭМ колебания разной частоты ведут себя несколько по разному.распространяясь в эфире.Но те,упомянутые 5 условий, вполне могут выполняьтся.Что в этом невозможного?
     
  16. sivuch

    sivuch Активный участник

    Регистрация:
    14.04.08
    Сообщения:
    2.771
    Симпатии:
    728
    Адрес:
    Питер
    Дядя Миша,разве РЛС APG-77 работает не в Х-диапазоне?
     
  17. Breeze

    Breeze Военный лётчик

    Регистрация:
    08.02.07
    Сообщения:
    17.919
    Симпатии:
    639
    Адрес:
    Israel
    Служба:
    1969-1995, СибВО-УрВО
    - Разумеется в X-диапазоне, 8-12 ГГц, а почему этот вопрос? Кто-то где-то сказал по другому?
    http://en.wikipedia.org/wiki/Radar#Frequency_bands
    X 8–12 GHz 2.5–3.75 cm
     
  18. Breeze

    Breeze Военный лётчик

    Регистрация:
    08.02.07
    Сообщения:
    17.919
    Симпатии:
    639
    Адрес:
    Israel
    Служба:
    1969-1995, СибВО-УрВО
    Что в этом невозможного? - Спрашивает радиоинженер по образованию у лётчика по образованию.
    Вот барражирует на высоте 1 км вертолет Ми-8МТВ-5-1 с уникальной станцией активных помех «Рычаг-АВ» на отрезке в 5 километров, "двумя на 180°" (пролетел этот отрезок, развернулся - полетел назад на такое же расстояние и так крутится, пока топливо позволяет). Глупая заметка для "чайников" рассказывает, что эта хрень прикрывает всё в радиусе СОТЕН КИЛОМЕТРОВ.
    Летит F-22 на высоте 20 км, и с дальности 160 (например) километров начинает просматривать посредством БРЛС APG-77 местность, включая и ту, над которой барражирует этот вертолёт с включённой станцией помех. Ширина ДН, как я уже говорил. 2°х2°, на дальности 160 км это даст ширину пятна 160*tg2°=160*0.03492=5.6 километра, а длина пятна будет 5.6:tg(20/160)=44.8 км. Вот это - оси эллипса, при нахождении постановщика помех внутри которого выполняется пространственное условие эффективности помехи. Но если луч ДН уйдёт в сторону и постановщик помех останется вне этого эллипса, - всё, пространственное условие выполняться уже НЕ будет! А если не выполняется хотя бы одно условие из пяти - всё, пипец, - нет и не может быть никакой помехи. Это понятно радиоинженеру по образованию?
    Тогда о каких прикрытии в радиусе СОТЕН КИЛОМЕТРОВ может идти речь вообще?! Бредятина, причём ужасно дикая. Площадь эллипса равна произведению длин большой и малой полуосей эллипса на число пи (3.1415):
    S=2.8*22.4*3.1415=197 кв. километров - это если станции постановки активных помех удастся одновременно выполнить ещё четыре условия...
     
  19. sivuch

    sivuch Активный участник

    Регистрация:
    14.04.08
    Сообщения:
    2.771
    Симпатии:
    728
    Адрес:
    Питер
    Так по-моему,там было ясно сказано,что Рычаг работает в диапазоне 5.5-6см и заточен под AN/MPQ-53.А для 3см придумали Смальту(СМВ) и ее дочек.НЯЗ,Ми-8СМВ-ПГ появился несколько лет назад
     
  20. Breeze

    Breeze Военный лётчик

    Регистрация:
    08.02.07
    Сообщения:
    17.919
    Симпатии:
    639
    Адрес:
    Israel
    Служба:
    1969-1995, СибВО-УрВО
    - ГДЕ сказано?? Тогда заметка эта дебильная:
    http://www.rosinform.ru/2015/03/04/rychag-av-stantsiya-reb-gruppovoy-zaschity/
    зачем она??
    Новейший вертолетный комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) способен обеспечить групповую защиту наземных, надводных и воздушных объектов от ударов с воздуха и наземных (надводных) средств ПВО противника в радиусе сотен километров.
    ??

    Но система наведения Патриота (командная 2-го рода) не позволит так легко увести ракету на активный ретранслятор.
     
    Последнее редактирование: 10 мар 2015
Загрузка...

Поделиться этой страницей