В начале XIV в. Великое княжество Московское стало привлекать на военную службу татарских князей и мурз из Золотой Орды. Впоследствии эти служилые царевичи приняли крещение и влились в состав русского дворянства, а среди их потомков было немало людей, прославивших Отечество.
Достаточно назвать несколько блистательных имен: Кутузов, Карамзин, Менделеев, Тургенев, Куприн.
Ислам, будучи чрезвычайно толерантной религией, испокон веков способствовал укреплению добрососедских отношений между татарами и другими народами, населявшими Российское государство. Особенно крепло чувство единой страны в моменты нападения на Россию врагов извне.
История контактов, в том числе военных, русских и татар насчитывает не одно столетие. Русская летопись с похвалой отзывается о храбрости бывшего татарского мурзы Мелика, командовавшего во время Куликовской битвы русским Сторожевым полком. Иван III, отправляясь в поход на Новгород, оставляет управлять землею и стеречь Москву татарского царевича мусульманина Муртазу. Москва, уважая военный опыт тех, кто по разным причинам бежал из Орды, привлекала их на свою сторону, и они становились опорой великокняжеского, а затем царского престола.
Трудно переоценить роль служилых татар, выходцев из наших краев, в защите российских границ. С 70х годов XVI века в охране границ Российского государства на территории Арзамасского уезда принимают активное участие арзамасские служилые татары. Среди них Сюндюк Калахметов, Кудяй Ичатаев, Енговат, Салтаган Мустофин и др. В 1580е годы создается группа служилых людей — алатырские служилые татары. Именно на их плечи легла тяжелая задача отражения нападений прорывавшихся через границу крымцев, ногаев и азовских татар.
Арзамасские и алатырские служилые татары показали себя в 1612 году, когда им пришлось отражать ногайский набег у берегов Пьяны. Набеги ногайцев на алатырские места в 1614м и 1625м годах были также успешно отражены усилиями в том числе алатырских и арзамасских служилых татар. Боевой опыт службы на оборонительных рубежах России давал возможность служилым татарам проявлять себя достойным образом и во внешних войнах — в Ливонской войне (1558–1583 гг.), в войнах XVII века.
В июне 1615 года более тысячи татар Арзамасского, Алатырского, Курмышского и Темниковского уездов под командованием Дмитрия Пожарского отправились на войну с поляками и литовцами. В августе 1615 года они влились в полки воеводы Шереметева, бившиеся со шведами. С 1632 по 1634 год татары Нижегородчины составили почти треть всех служилых татар и мурз, брошенных тогда на войну с поляками.
Арзамасские и алатырские служилые татары из 12 деревень Нижегородчины участвовали в затяжной войне России с Польшей 1654–1667 годов, участвовали они и в бесконечных войнах с Турцией.
Конные татарские формирования продолжали использоваться государством в войнах, которые велись в петровскую эпоху. Масса арзамасцев и алатырцев воевала в Северной войне (1700–1721), которую Россия вела со шведами. Одним из ее участников был князь Андрей Ибраимов сын Мустофин, героически погибший под Нарвой.
Участие в войне с наполеоновской Францией явилось ярким проявлением патриотизма всех народов нашего Отечества, в том числе российских татар. Еще в 1807 году в России были созданы четыре конных татарских полка, два из которых были задействованы в той войне. 31 июля (еще до предложения нижегородского вицегубернатора А. С. Крюкова собирать деньги на нужды войны, сделанного 1 августа) сбор средств в поддержку нижегородского ополчения широко развернулся на местной ярмарке. Среди подписей в списке сбора пожертвований есть сделанные арабской вязью.
Нижегородские татары в составе ополчения участвовали в заграничных походах 1813–1814 годов. Высокую доблесть в этой военной кампании проявили 33 башкирских и татарских конных полка.
К сожалению, долгое время в нашей историографии господствовал принцип замалчивания роли мусульманских народов в российской истории. В результате немногие знают о том, что в сложные моменты истории российского государства мусульманские народы — и в первую очередь татары, составляющие ядро мусульманской уммы России, — одними из первых вставали на защиту Отечества.
Сам я из княжеского рода основателем которого был Мурза Хози
Достаточно назвать несколько блистательных имен: Кутузов, Карамзин, Менделеев, Тургенев, Куприн.
Ислам, будучи чрезвычайно толерантной религией, испокон веков способствовал укреплению добрососедских отношений между татарами и другими народами, населявшими Российское государство. Особенно крепло чувство единой страны в моменты нападения на Россию врагов извне.
История контактов, в том числе военных, русских и татар насчитывает не одно столетие. Русская летопись с похвалой отзывается о храбрости бывшего татарского мурзы Мелика, командовавшего во время Куликовской битвы русским Сторожевым полком. Иван III, отправляясь в поход на Новгород, оставляет управлять землею и стеречь Москву татарского царевича мусульманина Муртазу. Москва, уважая военный опыт тех, кто по разным причинам бежал из Орды, привлекала их на свою сторону, и они становились опорой великокняжеского, а затем царского престола.
Трудно переоценить роль служилых татар, выходцев из наших краев, в защите российских границ. С 70х годов XVI века в охране границ Российского государства на территории Арзамасского уезда принимают активное участие арзамасские служилые татары. Среди них Сюндюк Калахметов, Кудяй Ичатаев, Енговат, Салтаган Мустофин и др. В 1580е годы создается группа служилых людей — алатырские служилые татары. Именно на их плечи легла тяжелая задача отражения нападений прорывавшихся через границу крымцев, ногаев и азовских татар.
Арзамасские и алатырские служилые татары показали себя в 1612 году, когда им пришлось отражать ногайский набег у берегов Пьяны. Набеги ногайцев на алатырские места в 1614м и 1625м годах были также успешно отражены усилиями в том числе алатырских и арзамасских служилых татар. Боевой опыт службы на оборонительных рубежах России давал возможность служилым татарам проявлять себя достойным образом и во внешних войнах — в Ливонской войне (1558–1583 гг.), в войнах XVII века.
В июне 1615 года более тысячи татар Арзамасского, Алатырского, Курмышского и Темниковского уездов под командованием Дмитрия Пожарского отправились на войну с поляками и литовцами. В августе 1615 года они влились в полки воеводы Шереметева, бившиеся со шведами. С 1632 по 1634 год татары Нижегородчины составили почти треть всех служилых татар и мурз, брошенных тогда на войну с поляками.
Арзамасские и алатырские служилые татары из 12 деревень Нижегородчины участвовали в затяжной войне России с Польшей 1654–1667 годов, участвовали они и в бесконечных войнах с Турцией.
Конные татарские формирования продолжали использоваться государством в войнах, которые велись в петровскую эпоху. Масса арзамасцев и алатырцев воевала в Северной войне (1700–1721), которую Россия вела со шведами. Одним из ее участников был князь Андрей Ибраимов сын Мустофин, героически погибший под Нарвой.
Участие в войне с наполеоновской Францией явилось ярким проявлением патриотизма всех народов нашего Отечества, в том числе российских татар. Еще в 1807 году в России были созданы четыре конных татарских полка, два из которых были задействованы в той войне. 31 июля (еще до предложения нижегородского вицегубернатора А. С. Крюкова собирать деньги на нужды войны, сделанного 1 августа) сбор средств в поддержку нижегородского ополчения широко развернулся на местной ярмарке. Среди подписей в списке сбора пожертвований есть сделанные арабской вязью.
Нижегородские татары в составе ополчения участвовали в заграничных походах 1813–1814 годов. Высокую доблесть в этой военной кампании проявили 33 башкирских и татарских конных полка.
К сожалению, долгое время в нашей историографии господствовал принцип замалчивания роли мусульманских народов в российской истории. В результате немногие знают о том, что в сложные моменты истории российского государства мусульманские народы — и в первую очередь татары, составляющие ядро мусульманской уммы России, — одними из первых вставали на защиту Отечества.
Сам я из княжеского рода основателем которого был Мурза Хози
