Субъективное восприятие времени....

Тема в разделе "Курилка", создана пользователем акулыч, 5 апр 2008.

  1. акулыч

    акулыч Активный участник

    Регистрация:
    04.04.07
    Сообщения:
    8.951
    Симпатии:
    77
    Адрес:
    Москва
    Служба:
    1990-1992, ВВС, РТВ
    В теме про працивилизации возник такой моментик - восприятие времени....Насколько это постоянная величина и влияет как либо на эту величину человек и его психика. Вопрос на самом деле не однозначный. В связи с ним вспомнилась мне одна любопытная книжка: "На пороге иного мира" / А.В.Акименков.
    А вот биографическая справочка про автора:
    http://www.testpilot.ru/russia/nii_vvs/ ... menkov.htm
    Дяденька налетал 7000 часов, из них 4000 испытателем, освоил 83 типа летательных аппаратов...Плюс ко всему прочему занимался медико-биологическими проблемами, вот цитатка:
    В начале 70-х воевал на Ближнем Востоке, за что получил "Красную Звезду"....К чему я все это так выписывал?? Щас поясню - в этой книге Акименков описывал очень интересные моменты времен боев над над Египтом, над долиной Царей. В своей книге он пишет, что командование крайне наплевательски относилось к анализу результатов боев и выработке на основе этого анализа наставлений для летчиков. Тогда они с товарищами попытались выполнить этот анализ сами, для чего стали после каждого вылета составлять подробнейшие схемы боев по воспоминаниям участников( насколько это вообще было возможно)+плюс записи объективного контроля, плюс хронометраж. На бумаге в изометрии пытались чертить некие трехмерные схемы происходившей "карусели". И столкнулись с явлением, которое можно смело отнести к фантастике - анализируя полученные схемы боев они пришли к выводу, что если ошибок в этих схемах нет, то имеет место чудо - в один момент времени в одной точке пространства часто находились НЕСКОЛЬКО самолетов (обычно 2-4)...При этом каждый пилот этих машин (если это были наши самолеты) других самолетов в тот момент не наблюдал...Объяснение этого феномена занимало в книге Акименкова несколько страниц и я сейчас на память просто не воспроизведу...(и книга не моя к сожалению, мне почитать давали). Но если вкратце - он высказывал предположение, что имеют место некие взаимодействия психики человека, находящегося в экстремальных стрессовых условиях и пространства-времени...Недаром после этой войны он пошел в испытатели и много работал по направлению психофизиологии летчиков...Он интересные эксперименты там описывал - если интересно, я кое-что по памяти могу пересказать...
     
  2. Wann

    Wann Модератор Команда форума

    Регистрация:
    03.11.07
    Сообщения:
    7.110
    Симпатии:
    1.248
    Адрес:
    Волгоград
    Конечно! Очень даже интересно. :-D

    В памяти витают подобные случаи, прочитанные мной где-то, но пока толком не могу вспомнить "что да как"... :)
     
  3. акулыч

    акулыч Активный участник

    Регистрация:
    04.04.07
    Сообщения:
    8.951
    Симпатии:
    77
    Адрес:
    Москва
    Служба:
    1990-1992, ВВС, РТВ
    Самый запомнившийся случай - это испытания системы контроля адекватности летчика в полете по его психофизиологическим параметрам.
    Когда он работал в Липецком центре, проводился анализ причина аварий и катастроф в ВВС и ГВФ. По статистике получалось, что до 70-80% причин - ошибки летчиков и неадекватные действия в стрессовых ситуациях. Возникла идея создать такую систему контроля состояния летчика, которая бы в случае, если летчик неадекватен - блокировала управление и стабилизировала самолет в пространстве автоматически. Первые образцы они сумели создать к 80-м. На теле пилота закрепляли полтора десятка датчиков, датчики стыковались с коммутационным блоком с пачку сигарет, который размещался на полетном комбинезоне и в свою очередь коммутировался с исполнительными блоками за приборной панелью. Первые образцы системы выдавали простое световое и звуковое оповещение о состоянии летчика, не перехватывая управление. Испытания этой системы шло одновременно с доводочными испытаниями, кажется, Су-17 (вот тут могу врать, главная суть в том, что самолет уже был не новый, испытатели его хорошо знали и полеты не были особо экстремальными, а скорее рутинными). Сначала просто писали показатели различных параметров организма в полете, а спустя несколько месяцев, когда накопили определенный материал и настроили систему на распознавание состояния летчика: "контроллирует обстановку - неадекватен" провели довольно жестокий эксперимент. В один из самолетов, которые летали по испытательной программе вставили на приборную панель "лишний" прибор. Т. е. просто некий циферблат со стрелкой который ничего не показывал и никуда не был подключен. Когда перед полетом летчик-испытатель, у которого на теле была размещена эта система занял место в кабине и начал контрольный осмотр перед взлетом и выполнении стартовых процедур - он дошел в контроле панели приборов до этого "муляжа" и система сработала! Пошел звуковой и световой сигналы - "пилот неадекватен, пилот не способен принимать осознанные решения". Летчик впал в ступор на ТРИ минуты. А это был испытатель с большим опытом. На этом эксперименте они пытались продемонстрировать насколько влияет на аварийные ситуации в воздухе состояние летчика и его способность к быстрой адаптации. И что подобная система могла бы значительно снизить риски....Тему в ВВС не оценили, а в ГВФ он ее довести не успел - катастройка случилась...
     
  4. Wann

    Wann Модератор Команда форума

    Регистрация:
    03.11.07
    Сообщения:
    7.110
    Симпатии:
    1.248
    Адрес:
    Волгоград
    Наверное потому, что ему ничего не угрожало (не было смертельной опасности). Вот если бы этот "лишний" прибор "появился" после взлёта... [​IMG] хотя... это ещё более жестокий, я бы даже сказал с извращениями, эксперимент был бы. :-(

    Вот нашёл про субъективное восприятие времени -> http://www.bibliotekar.ru/znak/1189-13.htm

     

Поделиться этой страницей