Спецназ УФСБ по С-Пб и ЛО

прапор-59

Активный участник
Сообщения
638

Группа активных действий – так расшифровывают чекисты название петербургского спецназа «ГРАД».
В Северо-Западном регионе эта служба является одной из самых подготовленных для борьбы с терроризмом и преступностью, угрожающим национальной безопасности.
Для кого-то пятнадцать лет – дата совсем не серьезная, но для тех, у кого год идет за три и работа каждую минуту сопряжена с риском для жизни, это – эпоха. В канун юбилея ветераны и действующие сотрудники делятся своими воспоминаниями.

Балтийский штурм
Конечно, в недрах органов госбезопасности всегда существовали структуры, подобные нашему юбиляру. Но они имели федеральный статус. Это прежде всего легендарные московские группы спецназа «Альфа» и «Вымпел». В Северной столице отдельного спецподразделения в советское время не было, а для проведения боевых операций привлекались наиболее подготовленные чекисты-оперативники. И только в конце восьмидесятых, когда обстановка в стране стала в буквальном смысле взрывоопасной, появилась идея создания такого отряда и в нашем городе.

Предшественник «ГРАДа» – оперативно-боевая группа «Балтика». Она была сформирована в 1989 году в местном управлении КГБ. Правда, оставалась группа внештатной, то есть по-прежнему состояла из сотрудников разных отделов, которые помимо своей основной работы в нужный момент, как это принято говорить, собирались в один мощный кулак. Впрочем, как рассказывает ветеран группы Сергей Васильев, «Балтика» оставалась внештатной только на бумаге, а на деле собирались ее бойцы постоянно – изучали тактику спецназа, занимались профессиональной подготовкой, словом, работали как самостоятельное подразделение. И также постоянно выезжали на захваты.

В перестроечное время, например, участились попытки угонов самолетов, что раньше было редкостью. Многим из нас – россиянам – тогда было трудно, а некоторые, из числа особо отчаявшихся, пытались поменять обнищавшую Родину на процветающий Запад своеобразно. Сергей Васильев рассказывает, что борьба с такими вот «туристами» и освобождение заложников из периодически захватываемых самолетов шла очень интенсивно. Только за неделю, вспоминает ветеран Балтики, чекисты освободили в аэропорту «Пулково» три самолета, причем один и тот же экипаж захватывали дважды. После чего командир самолета даже подал рапорт на увольнение.

Зачастую с горе-террористами удавалось договориться, и заложники покидали свои воздушные тюрьмы целыми и невредимыми. Потом из самолета выводили и зачинщика. Но однажды бойцам «Балтики» после того, как из авиалайнера вывели всех пассажиров, все же пришлось пойти на штурм. Угонщик угрожал взорвать и себя, и самолет, упрямо не хотел капитулировать, полагая, что жизнь его уже кончена. Спецназовцы ворвались в салон, и все-таки террорист успел привести взрывное устройство в действие. Из охваченного огнем самолета Сергей Васильев на себе вытащил раненного преступника. Тот скончался в машине «скорой помощи» по дороге в больницу.

А вот в дни августовских событий 1991-го бойцов группы «Балтика» путчисты едва не послали на захват телебашни Ленинградского телевидения. Пару дней бойцы ночевали в коридоре управления КГБ на матрацах. Однако предусмотрительный командир сделал все, чтобы команды на штурм не поступило. Телебашню охраняли бойцы ОМОНа, и столкновение двух боевых подразделений могло бы закончиться трагедией. Именно после путча попавшую в немилость властей «Балтику» расформировали.

На огневом рубеже

Какой бы ни была политическая ситуация в стране, необходимость в защите национальных интересов и охране покоя мирных граждан остается всегда. И в 1993 году по подобию «Балтики» был сформирован «ГРАД». Командиром группы спецназа стал бывший «балтиец» Александр Крылов. Группа работала по-прежнему как внештатная. «В первом составе, – рассказывает Александр Крылов, – нас было всего 16 человек, но всю работу по городу мы тогда делали в полном объеме».

В задачи «ГРАДа» входило освобождение заложников, захваченных на объектах транспорта и в зданиях, силовое сопровождение оперативно-розыскных и оперативно-следственных мероприятий, а также борьба с диверсионно-разведывательными группами. Бойцы группы выезжали на так называемые «подставы» – задерживали с поличным чиновников-взяточников, торговцев оружием и наркотиками в ходе контрольных закупок.

Статус самостоятельного подразделения в структуре УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти «ГРАД» обрел с началом первой чеченской кампании, войдя в состав службы по борьбе с терроризмом. Чекистский спецназ увеличился численно – сквозь сито отбора в подразделение проходили и десантники, и пограничники, и, непосредственно, оперативники управления. Оставался служить меньше чем каждый десятый из числа кандидатов.

Начиная с первой командировки в Чечню, бойцы питерского «ГРАДа» стали исполнять функции как антитеррористического отряда, так и армейской разведки. Вместе с бойцами ГРУ градовцы уходили в тылы бандформирований, выводили из строя коммуникации, используемые боевиками, вытаскивали из плена рабов, уничтожали схроны с оружием – словом, работали как универсальные бойцы. Первая чеченская кампания показала, что необходимо обладать не только специфическим навыками антитеррористического отряда, но и уметь грамотно воевать.

С 1997 года начальником «ГРАДа» становится Ярослав Карташевич, имевший за плечами опыт афганской войны. На вторую чеченскую кампанию отряд под его командованием отправился как опытное боевое подразделение, полностью отвечающее характеристикам спецназа.

Будучи в гуще событий, «ГРАД» участвовал в боевых действиях и как обычная пехота. Это, конечно, неправильно, поскольку на обучение спецназовца уходит лет пять, но на войне всякое бывает. Ярослав Карташевич вспоминает бой, когда двухтысячная группировка боевиков прорывалась из Грозного в горы через Ачхой-Мартановский район. Меньше десятка спецназовцев вышли тогда на адресную зачистку. Им пришлось вступить в бой, поддерживая отряд милиции. Вот что рассказывает Ярослав Карташевич: «О том, как шел бой, можете судить по тому, что одних гранат из подствольников выпустили почти полтораста, да пулеметчик расстрелял два полных боекомплекта. В итоге ни один боевик не прошел. Филиппыча представили к ордену Мужества, а всех остальных к медали «За отвагу».

Тот самый Филиппыч – Александр Горнак – сегодня возглавляет Региональную службу специального назначения, в которую вырос «ГРАД». А сама служба замыкается на Антитеррористический национальный комитет. По словам Александра Горнака, чекистский спецназ сейчас обладает современной техникой и вооружением, которое регулярно поступает в подразделение. Сегодня, как подтверждают ветераны, участвующие в учениях вместе с действующими коллегами, времена изменились – государство создает и поддерживает боеспособные части на качественно ином уровне, чем в лихолетье 90-х. Каждый боец «ГРАДа» действительно универсален: он имеет воздушно-десантную и водолазную подготовку, в совершенстве владеет различными видами оружия, способен действовать на море, суше и с воздуха…
 
Сверху