Ситуация в Армении

lavrik

Активный участник
Сообщения
13.690
Адрес
Гагра, Абхазия
FB_IMG_1573910965674.jpg
Председателю Совета министров Союза ССР Сталину,
Копии: министру госбезопасности союза ССР генералу Абакумову,
Министру безопасности Советской Армении Корхмазяну,
От Гарегина Тер-Арутюняна

1. Моё дело направлено в Москву. Я не ожидал двух вещей: во-первых, что после того, как я остался в Софии, с целью найти общий язык с советской властью, меня арестуют, во-вторых, что меня привлекут к суду. Помимо судебных кодексов и выше них имеется неписаный закон рыцарства, которое если будет игнорировано, то исчезает всякое доверие между людьми и народами. Нельзя проанализировать психологию сделанного мною рыцарского шага и отказать мне в справедливости. Так, кто сделал такой шаг, как я, доказывает две вещи:
а) то, что он перестал себя чувствовать противником той власти, которой он доверяет, и,
б) то, что власть, которой он доверяет свою жизнь и достоинство, не может не отвечать таким же рыцарским жестом на рыцарство. Я не думаю, что была бы велика численность людей, которые вели себя так, как я. Даже чтобы их было больше одного. Если бы я смотрел на жизнь, как на средство личных наслаждений, то уехал бы из Софии. Цель моего невыезда из Софии подтверждает также следующую психологическую истину, а именно: по своим возможностям я мог бы, если бы я не перестал чувствовать себя противником, позволить себе по отношению к моему противнику такие враждебные акты, какие он, будучи не в курсе моих бы настроений, ожидал бы от меня. Однако факт, что я не только не позволил себе враждебных актов (и то в масштабе моего умения и возможностей), А наоборот, совершил такие действия, которых мой противник, не осведомлённый о моем душевном состоянии, не ожидал от меня. Рискуя своей жизнью, я сделал невозможным начинания предателя родины Дро, направленные против Армении. Я отговорил подготовленных Инди верстан тов отправиться в советскую Армению (одному из них – Грайру из Мегри, я устроил побег в Болгарию, чтобы его не принудили к отправке в Армению). Я не поехал на восточный фронт, я не позволил, чтобы подготовляемые для действия против Турции мои ребята были использованы на антисоветском фронте, я не показывался в легионах и лагерях, и таким образом давал понять военопленным армянам, что не следует бороться за Германию. А до всего этого, до войны, я делал неуспешные попытки связаться с вашим дипломатическим представительством. Наконец, я проявлял отрицательное отношение к белогвардейскому «РОВС» - у (Российский Общевойсковой Союз - Ред), который искал террористов для совершения покушения на Вашу жизнь. Все эти акты объясняются и обуславливаются друг с другом.

2. То обстоятельство, что в целях защиты армян Болгарии, обратились (не только я, но и болгарский деятели культуры) к германскому послу в Софии, само доказывает, насколько серьезной была грозившая армянам опасность. Будучи свидетелем анти еврейских гонений, я не мог оставаться безразличным к опасности, грозившей армянам на Балканах. Приказ Гёринга от 1941г. германским войскам «учитывать вражду армян», неоднократно упоминается также и в литературных органах Советской Армении (журнал «Советская литература и искусство», N5 1945г.). Эта опасность и применявшаяся к армянам расовая дискриминация понудили, чтобы я поехал в Берлин и вошел в состав того трафаретного комитета, который после краткосрочного бессмысленного существования прибег к самоликвидации. Моя связь с немцами имело место на анти турецком базисе, и то в те дни, когда советско-германская дружба была ещё в силе. По этому вопросу имеется свидетельство Семена Бурева, поехавшего со мной в Берлин и принявшего в наших переговорах участие и других.

3. Относительно моей деятельности в Зангезуре (по поводу чего мне неоднократно сказано, что в силу политической давности, об этом не может быть и речи), я должен сказать следующее: Если бы не турецкий фактор, не было бы и зангезурского конфликта. В свое время советы, побужденные своими государственными интересами, оказали Турции серьезное содействие. Эта протурецкая политика не могла огорчить тех, кто мыслил так же, как я. Тёмные и злакозненные происки пантуркистов на линии Анкара-Нахичевань-Баку и появление в том же году турецких батальонов в Зангезуре, не могли не создать атмосферу подозрения и недоверия, в которой стал конфликт возможным. Полномочный представитель красной армии Геккер в следующем абзаце своего официального письма на моё имя делает конфликт частично понятным: «В Зангезуре взаправду имело место позорное событие, за что мы себя не хвалим». Речь идёт о турецком полке и т.д.

4. Вы частично знаете меня по слуху. Я не хотел бы жить, если бы чувствовал, что предстоят ещё задачи, ради которых надо жить. Умереть? - что есть легче смерти для старого патриота и солдата? Не игнорированием ли смерти объясняется мой невыезд из Софии. Меня занимают не жизнь и не смерть, а мое последнее желание на свете - принять участие в гибели феодальной Турции. Поэтому я не хотел бы, чтобы тысячи моих последователей и друзей говорили: «Счастливцы турки, один из их врагов убивает другого их врага!» Я не хотел бы умереть в Ваших тюрьмах. Зарубежные армяне скажут: «Большевики убили исторического врага Турции». Из моей смерти извлекают пользу Ваши враги. Я не уехал, доверяя Вам, и будучи уверенным, что мой рыцарско-патриотический шаг по достоинству будет понятен и оценён. Об этом знают некоторые лица за границей. Антитурецкие элементы зарубежных армян – активнейшая часть армянской эмиграции – будет считать мою смерть результатом вашей внешней политики, чем-то вроде политического аванса туркам. Ныне, когда враги Советского Союза покровительствуют огромным антисоветским контингентом, не учитывая эффекта, который производит этот факт, принесение в жертву одного заклятого врага Турции, не может не рассматриваться турками как знак слабости. Прошу разрешить мне сказать ещё одну истину. Частичная репатриация не разрешит вопроса о взаимоотношениях армянской эмиграции и советской власти. Существенно, не репатриация нескольких тысяч армян, а создание среди армянской эмиграции просоветских настроений и использование последних в интересах Советского союза и Армении. Я не думаю, чтобы нашлось другое лицо, удобнее меня для выполнения этой преимущественно патриотической миссии. Я не думаю также, что Вы не дооцените мой прошлый опыт, мои возможности и решимость моих людей в отношении феодальной Турции, которая демонстративно превращается в плацдарм против Советского Союза. Гражданин генералиссимус! Не уезжая из Софии, я показал масштаб высокого патриотизма и моего искреннего желания примириться с Советской властью. Я остался, доверяясь Вам. Кто доверяется истинно великому человеку, тот не раскаивается. Я верю, что не пожалею, что не уехал. Я ожидаю, что на мое рыцарство будет отвечено рыцарством.
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
41.669
Адрес
Москва
Посмотреть вложение 12619
Председателю Совета министров Союза ССР Сталину,
Копии: министру госбезопасности союза ССР генералу Абакумову,
Министру безопасности Советской Армении Корхмазяну,
От Гарегина Тер-Арутюняна

1. Моё дело направлено в Москву. Я не ожидал двух вещей: во-первых, что после того, как я остался в Софии, с целью найти общий язык с советской властью, меня арестуют, во-вторых, что меня привлекут к суду. Помимо судебных кодексов и выше них имеется неписаный закон рыцарства, которое если будет игнорировано, то исчезает всякое доверие между людьми и народами. Нельзя проанализировать психологию сделанного мною рыцарского шага и отказать мне в справедливости. Так, кто сделал такой шаг, как я, доказывает две вещи:
а) то, что он перестал себя чувствовать противником той власти, которой он доверяет, и,
б) то, что власть, которой он доверяет свою жизнь и достоинство, не может не отвечать таким же рыцарским жестом на рыцарство. Я не думаю, что была бы велика численность людей, которые вели себя так, как я. Даже чтобы их было больше одного. Если бы я смотрел на жизнь, как на средство личных наслаждений, то уехал бы из Софии. Цель моего невыезда из Софии подтверждает также следующую психологическую истину, а именно: по своим возможностям я мог бы, если бы я не перестал чувствовать себя противником, позволить себе по отношению к моему противнику такие враждебные акты, какие он, будучи не в курсе моих бы настроений, ожидал бы от меня. Однако факт, что я не только не позволил себе враждебных актов (и то в масштабе моего умения и возможностей), А наоборот, совершил такие действия, которых мой противник, не осведомлённый о моем душевном состоянии, не ожидал от меня. Рискуя своей жизнью, я сделал невозможным начинания предателя родины Дро, направленные против Армении. Я отговорил подготовленных Инди верстан тов отправиться в советскую Армению (одному из них – Грайру из Мегри, я устроил побег в Болгарию, чтобы его не принудили к отправке в Армению). Я не поехал на восточный фронт, я не позволил, чтобы подготовляемые для действия против Турции мои ребята были использованы на антисоветском фронте, я не показывался в легионах и лагерях, и таким образом давал понять военопленным армянам, что не следует бороться за Германию. А до всего этого, до войны, я делал неуспешные попытки связаться с вашим дипломатическим представительством. Наконец, я проявлял отрицательное отношение к белогвардейскому «РОВС» - у (Российский Общевойсковой Союз - Ред), который искал террористов для совершения покушения на Вашу жизнь. Все эти акты объясняются и обуславливаются друг с другом.

2. То обстоятельство, что в целях защиты армян Болгарии, обратились (не только я, но и болгарский деятели культуры) к германскому послу в Софии, само доказывает, насколько серьезной была грозившая армянам опасность. Будучи свидетелем анти еврейских гонений, я не мог оставаться безразличным к опасности, грозившей армянам на Балканах. Приказ Гёринга от 1941г. германским войскам «учитывать вражду армян», неоднократно упоминается также и в литературных органах Советской Армении (журнал «Советская литература и искусство», N5 1945г.). Эта опасность и применявшаяся к армянам расовая дискриминация понудили, чтобы я поехал в Берлин и вошел в состав того трафаретного комитета, который после краткосрочного бессмысленного существования прибег к самоликвидации. Моя связь с немцами имело место на анти турецком базисе, и то в те дни, когда советско-германская дружба была ещё в силе. По этому вопросу имеется свидетельство Семена Бурева, поехавшего со мной в Берлин и принявшего в наших переговорах участие и других.

3. Относительно моей деятельности в Зангезуре (по поводу чего мне неоднократно сказано, что в силу политической давности, об этом не может быть и речи), я должен сказать следующее: Если бы не турецкий фактор, не было бы и зангезурского конфликта. В свое время советы, побужденные своими государственными интересами, оказали Турции серьезное содействие. Эта протурецкая политика не могла огорчить тех, кто мыслил так же, как я. Тёмные и злакозненные происки пантуркистов на линии Анкара-Нахичевань-Баку и появление в том же году турецких батальонов в Зангезуре, не могли не создать атмосферу подозрения и недоверия, в которой стал конфликт возможным. Полномочный представитель красной армии Геккер в следующем абзаце своего официального письма на моё имя делает конфликт частично понятным: «В Зангезуре взаправду имело место позорное событие, за что мы себя не хвалим». Речь идёт о турецком полке и т.д.

4. Вы частично знаете меня по слуху. Я не хотел бы жить, если бы чувствовал, что предстоят ещё задачи, ради которых надо жить. Умереть? - что есть легче смерти для старого патриота и солдата? Не игнорированием ли смерти объясняется мой невыезд из Софии. Меня занимают не жизнь и не смерть, а мое последнее желание на свете - принять участие в гибели феодальной Турции. Поэтому я не хотел бы, чтобы тысячи моих последователей и друзей говорили: «Счастливцы турки, один из их врагов убивает другого их врага!» Я не хотел бы умереть в Ваших тюрьмах. Зарубежные армяне скажут: «Большевики убили исторического врага Турции». Из моей смерти извлекают пользу Ваши враги. Я не уехал, доверяя Вам, и будучи уверенным, что мой рыцарско-патриотический шаг по достоинству будет понятен и оценён. Об этом знают некоторые лица за границей. Антитурецкие элементы зарубежных армян – активнейшая часть армянской эмиграции – будет считать мою смерть результатом вашей внешней политики, чем-то вроде политического аванса туркам. Ныне, когда враги Советского Союза покровительствуют огромным антисоветским контингентом, не учитывая эффекта, который производит этот факт, принесение в жертву одного заклятого врага Турции, не может не рассматриваться турками как знак слабости. Прошу разрешить мне сказать ещё одну истину. Частичная репатриация не разрешит вопроса о взаимоотношениях армянской эмиграции и советской власти. Существенно, не репатриация нескольких тысяч армян, а создание среди армянской эмиграции просоветских настроений и использование последних в интересах Советского союза и Армении. Я не думаю, чтобы нашлось другое лицо, удобнее меня для выполнения этой преимущественно патриотической миссии. Я не думаю также, что Вы не дооцените мой прошлый опыт, мои возможности и решимость моих людей в отношении феодальной Турции, которая демонстративно превращается в плацдарм против Советского Союза. Гражданин генералиссимус! Не уезжая из Софии, я показал масштаб высокого патриотизма и моего искреннего желания примириться с Советской властью. Я остался, доверяясь Вам. Кто доверяется истинно великому человеку, тот не раскаивается. Я верю, что не пожалею, что не уехал. Я ожидаю, что на мое рыцарство будет отвечено рыцарством.
Да-да, мы в курсе, насколько глубоко развито искусство красноречия на Кавказе.
 

Seraskir

Активный участник
Сообщения
1.657
Адрес
Baku
....Рискуя своей жизнью, я сделал невозможным начинания предателя родины Дро, направленные против Армении...

Я так понимаю, Нждэ подносрал Дро? Ай как не патриотично :-D:-D:-D И этот человек чуть ли не через раз использует выражение "по-рыцарски" :Hmm:

ПС. Кстати, а памятник Дро в Ереване есть? :-D
 

lavrik

Активный участник
Сообщения
13.690
Адрес
Гагра, Абхазия
Я так понимаю, Нждэ подносрал Дро? Ай как не патриотично :-D:-D:-D И этот человек чуть ли не через раз использует выражение "по-рыцарски" :Hmm:

ПС. Кстати, а памятник Дро в Ереване есть? :-D
Есть. На месте захоронения.
Он же национальный герой.
12279775.jpg
Пантеон армянских генералов, адмиралов и полковников героев выглядит так:
1. Нжде
2. Андраник
3. Багарамян
4. Бабаджанян
5. Худяков
6. Исаков
7. Тер-Тадевосян
8. Аво
9. Тер-Григорянц
10. Лорис-Меликов
11. Дро
12. Бек-Перумов
13. Араратов

Выбирайте.
Почти все из них отметились в войнах против турок.
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
41.669
Адрес
Москва
Есть. На месте захоронения.
Он же национальный герой.
Посмотреть вложение 12620
Пантеон армянских генералов, адмиралов и полковников героев выглядит так:
1. Нжде
2. Андраник
3. Багарамян
4. Бабаджанян
5. Худяков
6. Исаков
7. Тер-Тадевосян
8. Аво
9. Тер-Григорянц
10. Лорис-Меликов
11. Дро
12. Бек-Перумов
13. Араратов

Выбирайте.
Почти все из них отметились в войнах против турок.
М-да, представляю, что бы началось, соберись они все в одном месте и с пистолетами в руках...
 

lavrik

Активный участник
Сообщения
13.690
Адрес
Гагра, Абхазия
Есть подозрения, что Баграмян растрелял бы Нжде без суда и следствия, по законам военного времени.
Баграмян и Нжде в пршлом братья по оружию.
В youtube есть интервью Ивана Христофоровича о том, как он воевал против турок в составе дашнакской армянской армии 1918 года, когда Нжде уже был величиной и живой легендой.
Уверен, что Баграмян ровно относился к Нжде.
 

дриньк

Активный участник
Сообщения
5.541
Адрес
самара
Баграмян и Нжде в пршлом братья по оружию.
В youtube есть интервью Ивана Христофоровича о том, как он воевал против турок в составе дашнакской армянской армии 1918 года, когда Нжде уже был величиной и живой легендой.
Уверен, что Баграмян ровно относился к Нжде.
Если бы Баграмян узнал, что Нжде ведет переговоры с Германией в целях создать из Армении протекторат немцев, он его расстрелял бы лично, не смотря на дружбу.
 

lavrik

Активный участник
Сообщения
13.690
Адрес
Гагра, Абхазия
Если бы Баграмян узнал, что Нжде ведет переговоры с Германией в целях создать из Армении протекторат немцев, он его расстрелял бы лично, не смотря на дружбу.
Баграмян прекрасно знал и Нжде, и Дро, и Андраника
 

lavrik

Активный участник
Сообщения
13.690
Адрес
Гагра, Абхазия
Представляем вашему вниманию статью российского публициста Антона Мельникова о Гарегине Нжде.

Гарегин Нжде, философ, военачальник, политик, общественный деятель… Кто он для меня? Меня, русского человека, познающего армянский мир и армянскую культуру. Барев дзез болорин, и сегодня пришла пора мне осмыслить личность Гарегина Нжде и его роль в истории Армении и моей жизни.

Впервые, я услышал о Гарегине Нжде, когда пресс-секретарь МИД России Мария Захарова осудила установку памятнику Гарегину Нжде в Ереване, назвав его «нацистским пособником». Для меня это было непонятно, но так как я знал на тот момент достаточно много об армянах, я тут же подумал, что просвещенный и мудрый народ – армяне не могли ставить памятники «нацистским пособникам», это не Украина с её комплексом неполноценности элит. И я решил лично изучить биографию Гарегина Нжде, расспрашивая попутно о нём своих друзей.

Постепенно и шаг за шагом в моём сознании стал возникать образ: «Поле боя…Каркалис, канонада артиллерии, рвущиеся в бой турки, озверелые орды, мечтающие уничтожить армянский народ подчистую. И Он, думаю, он стоял невозмутимо, разглядывая в бинокль наступающие войска врага и громовым голосом отдавая команду «держаться до последнего!». А потом, в критический момент, возглавил атаку своего отряда, снова загремела артиллерия, но уже наша, армянская, и Гарегин Нжде подавая личный пример, вёл свой отряд вперёд, к Победе». Но как оказалось, это было только начало моего осознания и понимания масштабов личности Нжде.

С удивлением я читал в интернете его изречения: «Истинно счастлив только тот, кто не чувствует присутствие насилия», «Просвещён тот народ, который жил, боролся и строил с книгой в руке», «Я увидел свободного душой, находящегося в рабстве, и полюбил человека. Я увидел раба, находящегося на свободе, и возненавидел человека». Невероятно! Нжде был философом?!

Да, он был и философом, понимающим природу человеческой души и залог процветания народа! Он в своём учении «Цехакрон», обосновал связь между индивидом и обществом, показав, что не может одно существовать без другого. Не может человек жить только своими интересами и думать, что это ему не аукнется однажды. И главное, к чему должен стремиться каждый из нас – делать всё, чтобы процветал твой род, твоя Родина, твой народ. Да, это я говорю утрированно. Но суть я осознал… Хотя, признаюсь на начальном этапе познания деятельности Гарегина Нжде мне было трудно переступить через тот факт, что он воевал с большевиками. Ведь в сознании сидело то, что большевики вроде как русские. Но со временем, я понял, что, во-первых, воевали против Нжде смешанные силы турок, азербайджанцев и русских, а во-вторых, Армении-то большевизм ничего хорошего не дал, как в принципе и интересам России в Закавказье, ведь потеряв большую и единую Армению, Россия потеряла и покой.

Но вернёмся к Нжде, который проявил себя как общественный деятель/политик. Удивительно то, что он отправился в эмиграцию, но не как беженец, а как Светоч, вдохновитель. Он организует деятельность Спюрка в США и Европе, ставит цели – сохранять ценности, идентичность, и главное – трудиться не покладая рук во благо главной цели – сохранить армянский народ и вернуть Армению, возродить её! Кажется, что он отдал всю свою жизнь, силу, душу ради одного – чтобы Армения жила и процветала, и всё это в самый страшный период истории, когда казалось, что ещё немного, и Айастан падёт под натиском легионов врагов.

С кем бы я его сравнил в русской истории? Есть один персонаж, имя его Евпатий Коловрат, который в годы монгольского нашествия вместе с отрядом из 1700 человек организовал такую борьбу с войсками Батыя, которые шли в самое сердце раздробленной на княжества Руси, что те думали «это мёртвые воины уничтоженной Рязани восстали, и мстят нам». Евпатий Коловрат смог во многом предотвратить продвижение врагов на Новгород и Псков, чем спас Русь. Но погиб сам.

И Гарегин Нжде спустя более 600 лет после Коловрата, встал один с небольшими отрядами против турок, кавказских татар (азербайджанцев), и большевиков, и остановил захват Зангезура и Сюника, не дав им повторить участь Арцаха и Нахиджевана. Бороться, зная, что всё равно шансов нет. Это выше понимания обычного человека.

Да, Нжде не погиб тогда, как Коловрат, к счастью… Но и он пожертвует собой, позже, после Войны. Пожертвует, сдавшись СМЕРШУ, чтобы не пала тень на его соратников, на имя Армении, и надеясь установить сотрудничество со Сталиным, чтобы освободить Западную Армению от турецкого владычества. И хотя я не знаком с христианскими канонами и догматами, но понимаю, что по церковным критериям Гарегин Нжде нельзя признавать мучеником. Хотя… он был им, 60 допросов с пытками во Владимире и 80 в Ереване. Люди ломались и после намного меньшего количества. Но не Гарегин Нжде. Самый большой грех, который вменяют этому Деятелю – «нацистский преступник». Но, Гарегин Нжде не вступал в НСДАП, не был участником формирований СС. Его деятельность была другой – он стремился всеми силами избежать того, чтобы армяне попали в жернова Нацистской Германии, да он сотрудничал с правительством Третьего Рейха, но скорее, как консультант. И уж тем более нелепыми выглядят обвинения в адрес Гарегина Нжде со стороны как советских, так и российских лидеров – в измене. Но кому изменял Нжде? Советам? Но он никогда не признавал власть Советов, и его родиной была Армения – де факто и де юре – Российская Империя, гражданином которой он был. И он не был гражданином СССР и Российской Федерации. Нет, Гарегин Нжде не изменник, он последовательно защищал Армению и свой народ всеми силами и средствами. Уж если кто из современников Нжде заслужил и однозначно клеймо «изменник», так это генерал Власов.

Есть, наверное, ещё одна фигура в русской истории, с кем можно сравнить Гарегина Нжде – Пётр Великий. Ведь то, что предлагал Нжде – было для среднестатистического армянина новым форматом, новой категорией мышления. Впервые на арену вышел человек, который во всеуслышание заявил не только о том, что Армения должна быть свободной, о том, что главная ценность – род, семья, общество. Мне запомнилось, как в фильме «Нжде», спарапет объясняет крестьянину, что турок не может быть братом Армянину, ибо «разве брат приходит грабить брата, разве брат выгоняет брата из дому, чтобы занять его жильё!?». И в этом эпизоде на мой взгляд, ещё один важный тезис – впервые армянам, вернее той части армян, что привыкла приспосабливаться и жить бок о бок с угнетателями открыли глаза на то, что этот путь – тупиковый, ведущий к гибели. Чем не Пётр Великий, который вывел Русь из оцепенения, и показал ей путь к развитию - путь в Европу, в круг передовых европейских держав? И также, как и Пётр воевавший со шведами, Гарегин Нжде воевал за свободу Армении. Но в отличии от Петра, Нжде не смог выиграть эту войну по ряду причин. Здесь сыграли свою роль численное превосходство врага, и то, что Гарегин Нжде сражался на три фронта – с турками, с большевиками и с азербайджанцами, и ошибки руководства Первой Республики Армения, пытавшегося лавировать между Россией, Грузией, Турцией и мировыми державами.

И сейчас, на мой взгляд фигура Гарегина Нжде выглядит столь неоднозначной, недооценённой потомками, во многом из-за того, что Гарегин Нжде выиграл все свои битвы, но не выиграл войну с советами и турками.

Он создал собственное учение – «Цехакрон», учение, основанное благодаря изучению Ухта Мамиконянов – кодекса, который опирался на христианство, и предписывал армянскому народу бороться за сохранение христианских ценностей, быть смелым и доблестным, и готовым отдать жизнь во благо Родины. И он был вынужден сотрудничать с Дьяволом – гитлеровским режимом, чтобы спасти от истребления армян. Я думаю, он прекрасно осознавал, чувствовал, что будет означать этот шаг, но во имя Родины не побоялся пойти на него. Уверен, что как стратег, он понимал, что факт сотрудничества будет использован против него недоброжелателями. Иногда, общаясь с армянами, я вдруг ощущаю, что далеко не все осознают значимость фигуры этого деятеля для нынешней истории не только армянского народа, но и всего мира.

Но для меня становится ясно что без Гарегина Нжде не было бы:
- Армении. Да-да, не было бы Армении, ведь многие забывают, что после Сардарапата и падения Первой Республики турки едва не уничтожили армян снова, но это было бы сделано более изощрённо – под прикрытием идеологии большевизма;
- Спюрка. Все действия армянской диаспоры, меценатов, сохранение армянской идентичности за рубежом, все армяне мира, которые говорят на армянском, ездят отдыхать в Армению и помнят, что они – армяне, были бы невозможны без таланта Нжде – общественного деятеля, который напомнил народу, что надо бороться и помнить о своих корнях, организовал деятельность диаспоры.
- Армянства. Ведь именно осознание общности армян делает возможным то, что, встретившись на чужбине, как в рассказе Уильяма Сарояна «Два армянина», армяне не делят друг друга на россиян, французских армян, американских армян, а помнят – они армяне, и принадлежат к великому народу-созидателю, и это главное! И это было заложено в философии Нжде и его учении «Цехакрон». Одно это уже стоит того, чтобы остановить все споры вокруг фигуры Гарегина Нжде, и однозначно признать его – всеармянским героем. Ведь такие люди рождаются раз в 1000 лет. Для меня же, как для русского ещё важно то, что многие из тезисов Гарегина Нжде можно взять на вооружение для того, чтобы пробудить из духовного сна и мою родину – Россию. А значит, что он – фигура мирового масштаба, и это надо ценить, ценить и продолжать Его дело, ведь Армения ещё в начале своего пути к величию, но у неё есть всё для этого, и главный залог победы в этом – народ. Народ, «который жил, боролся и строил с книгой в руке»! И глядя на армян, я понимаю, что победа будет за этим народом, народом Бога. А я – помогу им одержать эти победы, путь к которым указал спарапет и философ, воин и мученик во имя народа – Гарегин Нжде.
Антон Мельников
https://armenia.im/1/175722
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
41.669
Адрес
Москва
Представляем вашему вниманию статью российского публициста Антона Мельникова о Гарегине Нжде.

Гарегин Нжде, философ, военачальник, политик, общественный деятель… Кто он для меня? Меня, русского человека, познающего армянский мир и армянскую культуру. Барев дзез болорин, и сегодня пришла пора мне осмыслить личность Гарегина Нжде и его роль в истории Армении и моей жизни.

Впервые, я услышал о Гарегине Нжде, когда пресс-секретарь МИД России Мария Захарова осудила установку памятнику Гарегину Нжде в Ереване, назвав его «нацистским пособником». Для меня это было непонятно, но так как я знал на тот момент достаточно много об армянах, я тут же подумал, что просвещенный и мудрый народ – армяне не могли ставить памятники «нацистским пособникам», это не Украина с её комплексом неполноценности элит. И я решил лично изучить биографию Гарегина Нжде, расспрашивая попутно о нём своих друзей.

Постепенно и шаг за шагом в моём сознании стал возникать образ: «Поле боя…Каркалис, канонада артиллерии, рвущиеся в бой турки, озверелые орды, мечтающие уничтожить армянский народ подчистую. И Он, думаю, он стоял невозмутимо, разглядывая в бинокль наступающие войска врага и громовым голосом отдавая команду «держаться до последнего!». А потом, в критический момент, возглавил атаку своего отряда, снова загремела артиллерия, но уже наша, армянская, и Гарегин Нжде подавая личный пример, вёл свой отряд вперёд, к Победе». Но как оказалось, это было только начало моего осознания и понимания масштабов личности Нжде.

С удивлением я читал в интернете его изречения: «Истинно счастлив только тот, кто не чувствует присутствие насилия», «Просвещён тот народ, который жил, боролся и строил с книгой в руке», «Я увидел свободного душой, находящегося в рабстве, и полюбил человека. Я увидел раба, находящегося на свободе, и возненавидел человека». Невероятно! Нжде был философом?!

Да, он был и философом, понимающим природу человеческой души и залог процветания народа! Он в своём учении «Цехакрон», обосновал связь между индивидом и обществом, показав, что не может одно существовать без другого. Не может человек жить только своими интересами и думать, что это ему не аукнется однажды. И главное, к чему должен стремиться каждый из нас – делать всё, чтобы процветал твой род, твоя Родина, твой народ. Да, это я говорю утрированно. Но суть я осознал… Хотя, признаюсь на начальном этапе познания деятельности Гарегина Нжде мне было трудно переступить через тот факт, что он воевал с большевиками. Ведь в сознании сидело то, что большевики вроде как русские. Но со временем, я понял, что, во-первых, воевали против Нжде смешанные силы турок, азербайджанцев и русских, а во-вторых, Армении-то большевизм ничего хорошего не дал, как в принципе и интересам России в Закавказье, ведь потеряв большую и единую Армению, Россия потеряла и покой.

Но вернёмся к Нжде, который проявил себя как общественный деятель/политик. Удивительно то, что он отправился в эмиграцию, но не как беженец, а как Светоч, вдохновитель. Он организует деятельность Спюрка в США и Европе, ставит цели – сохранять ценности, идентичность, и главное – трудиться не покладая рук во благо главной цели – сохранить армянский народ и вернуть Армению, возродить её! Кажется, что он отдал всю свою жизнь, силу, душу ради одного – чтобы Армения жила и процветала, и всё это в самый страшный период истории, когда казалось, что ещё немного, и Айастан падёт под натиском легионов врагов.

С кем бы я его сравнил в русской истории? Есть один персонаж, имя его Евпатий Коловрат, который в годы монгольского нашествия вместе с отрядом из 1700 человек организовал такую борьбу с войсками Батыя, которые шли в самое сердце раздробленной на княжества Руси, что те думали «это мёртвые воины уничтоженной Рязани восстали, и мстят нам». Евпатий Коловрат смог во многом предотвратить продвижение врагов на Новгород и Псков, чем спас Русь. Но погиб сам.

И Гарегин Нжде спустя более 600 лет после Коловрата, встал один с небольшими отрядами против турок, кавказских татар (азербайджанцев), и большевиков, и остановил захват Зангезура и Сюника, не дав им повторить участь Арцаха и Нахиджевана. Бороться, зная, что всё равно шансов нет. Это выше понимания обычного человека.

Да, Нжде не погиб тогда, как Коловрат, к счастью… Но и он пожертвует собой, позже, после Войны. Пожертвует, сдавшись СМЕРШУ, чтобы не пала тень на его соратников, на имя Армении, и надеясь установить сотрудничество со Сталиным, чтобы освободить Западную Армению от турецкого владычества. И хотя я не знаком с христианскими канонами и догматами, но понимаю, что по церковным критериям Гарегин Нжде нельзя признавать мучеником. Хотя… он был им, 60 допросов с пытками во Владимире и 80 в Ереване. Люди ломались и после намного меньшего количества. Но не Гарегин Нжде. Самый большой грех, который вменяют этому Деятелю – «нацистский преступник». Но, Гарегин Нжде не вступал в НСДАП, не был участником формирований СС. Его деятельность была другой – он стремился всеми силами избежать того, чтобы армяне попали в жернова Нацистской Германии, да он сотрудничал с правительством Третьего Рейха, но скорее, как консультант. И уж тем более нелепыми выглядят обвинения в адрес Гарегина Нжде со стороны как советских, так и российских лидеров – в измене. Но кому изменял Нжде? Советам? Но он никогда не признавал власть Советов, и его родиной была Армения – де факто и де юре – Российская Империя, гражданином которой он был. И он не был гражданином СССР и Российской Федерации. Нет, Гарегин Нжде не изменник, он последовательно защищал Армению и свой народ всеми силами и средствами. Уж если кто из современников Нжде заслужил и однозначно клеймо «изменник», так это генерал Власов.

Есть, наверное, ещё одна фигура в русской истории, с кем можно сравнить Гарегина Нжде – Пётр Великий. Ведь то, что предлагал Нжде – было для среднестатистического армянина новым форматом, новой категорией мышления. Впервые на арену вышел человек, который во всеуслышание заявил не только о том, что Армения должна быть свободной, о том, что главная ценность – род, семья, общество. Мне запомнилось, как в фильме «Нжде», спарапет объясняет крестьянину, что турок не может быть братом Армянину, ибо «разве брат приходит грабить брата, разве брат выгоняет брата из дому, чтобы занять его жильё!?». И в этом эпизоде на мой взгляд, ещё один важный тезис – впервые армянам, вернее той части армян, что привыкла приспосабливаться и жить бок о бок с угнетателями открыли глаза на то, что этот путь – тупиковый, ведущий к гибели. Чем не Пётр Великий, который вывел Русь из оцепенения, и показал ей путь к развитию - путь в Европу, в круг передовых европейских держав? И также, как и Пётр воевавший со шведами, Гарегин Нжде воевал за свободу Армении. Но в отличии от Петра, Нжде не смог выиграть эту войну по ряду причин. Здесь сыграли свою роль численное превосходство врага, и то, что Гарегин Нжде сражался на три фронта – с турками, с большевиками и с азербайджанцами, и ошибки руководства Первой Республики Армения, пытавшегося лавировать между Россией, Грузией, Турцией и мировыми державами.

И сейчас, на мой взгляд фигура Гарегина Нжде выглядит столь неоднозначной, недооценённой потомками, во многом из-за того, что Гарегин Нжде выиграл все свои битвы, но не выиграл войну с советами и турками.

Он создал собственное учение – «Цехакрон», учение, основанное благодаря изучению Ухта Мамиконянов – кодекса, который опирался на христианство, и предписывал армянскому народу бороться за сохранение христианских ценностей, быть смелым и доблестным, и готовым отдать жизнь во благо Родины. И он был вынужден сотрудничать с Дьяволом – гитлеровским режимом, чтобы спасти от истребления армян. Я думаю, он прекрасно осознавал, чувствовал, что будет означать этот шаг, но во имя Родины не побоялся пойти на него. Уверен, что как стратег, он понимал, что факт сотрудничества будет использован против него недоброжелателями. Иногда, общаясь с армянами, я вдруг ощущаю, что далеко не все осознают значимость фигуры этого деятеля для нынешней истории не только армянского народа, но и всего мира.

Но для меня становится ясно что без Гарегина Нжде не было бы:
- Армении. Да-да, не было бы Армении, ведь многие забывают, что после Сардарапата и падения Первой Республики турки едва не уничтожили армян снова, но это было бы сделано более изощрённо – под прикрытием идеологии большевизма;
- Спюрка. Все действия армянской диаспоры, меценатов, сохранение армянской идентичности за рубежом, все армяне мира, которые говорят на армянском, ездят отдыхать в Армению и помнят, что они – армяне, были бы невозможны без таланта Нжде – общественного деятеля, который напомнил народу, что надо бороться и помнить о своих корнях, организовал деятельность диаспоры.
- Армянства. Ведь именно осознание общности армян делает возможным то, что, встретившись на чужбине, как в рассказе Уильяма Сарояна «Два армянина», армяне не делят друг друга на россиян, французских армян, американских армян, а помнят – они армяне, и принадлежат к великому народу-созидателю, и это главное! И это было заложено в философии Нжде и его учении «Цехакрон». Одно это уже стоит того, чтобы остановить все споры вокруг фигуры Гарегина Нжде, и однозначно признать его – всеармянским героем. Ведь такие люди рождаются раз в 1000 лет. Для меня же, как для русского ещё важно то, что многие из тезисов Гарегина Нжде можно взять на вооружение для того, чтобы пробудить из духовного сна и мою родину – Россию. А значит, что он – фигура мирового масштаба, и это надо ценить, ценить и продолжать Его дело, ведь Армения ещё в начале своего пути к величию, но у неё есть всё для этого, и главный залог победы в этом – народ. Народ, «который жил, боролся и строил с книгой в руке»! И глядя на армян, я понимаю, что победа будет за этим народом, народом Бога. А я – помогу им одержать эти победы, путь к которым указал спарапет и философ, воин и мученик во имя народа – Гарегин Нжде.
Антон Мельников
https://armenia.im/1/175722
lavrik, в наименовании спойлера Вы пропустили одно слово. Правильнее сказать "глазами ОДНОГО русского человека"
 

Alex71

Заблокирован
Сообщения
9.966
Адрес
Баку. Азербайджан
Последнее редактирование:
Сверху