Противолодочное оружие.

Bosun

Модератор
Сообщения
6.811
Адрес
Klaipeda
Универсальный ракетный комплекс УРК-5 «Раструб-Б»

В 1984 году на вооружение противолодочных надводных кораблей был принят универсальный ракетный комплекс УРК-5 «Раструб-Б» с ракетоторпедой 85РУ, являющийся результатом модернизации комплексов УРПК-3 и УРПК-4 «Метель». Отличием нового комплекса от прототипов является его универсальность по целям — он может применяться для поражения как подводных лодок, так и надводных кораблей.

Комплекс УРК-5 разработан дубнинским МКБ «Радуга» МАП и ВНИИ «Альтаир». Комплексом «Раструб-Б» оснащались корабли ПЛО проектов 1134Б и 1135. На западе комплекс получил обозначение SS-N-14 Silex .........................................
http://www.milrus.com/weapons/urk5.shtml

Добавлено спустя 2 минуты 53 секунды:

Реактивная бомбометная установка РБУ-6000

В 1961 году на вооружение принимается новая, более совершенная система для залповой и одиночной стрельбы реактивными глубинными бомбами РГБ-60 по подводным лодкам и торпедам. Система РБУ-6000 включает в себя дистанционно наводящуюся установку, заряжающее устройство, глубинные бомбы РГБ-60 со взрывателем УДВ-60, систему ПУСБ «Буря» с приставкой «Зуммер». Время реакции с момента обнаружения подводной лодки до начала стрельбы составляет 1-2 минуты.

РБУ-6000 представляет собой.........................................
http://www.milrus.com/weapons/rbu6000.shtml

Добавлено спустя 11 минут 5 секунд:

ВМФ России проявил заинтересованность в модернизации реактивной бомбометной установки РБУ-6000

НИЖНИЙ ТАГИЛ, 8 июля. (Корр. АРМС-ТАСС).
ВМФ России проявил заинтересованность в модернизации реактивной бомбометной установки РБУ-6000. Об этом корр. АРМС-ТАСС сообщил ведущий конструктор ФГУП “Артиллерийский завод ¹9” (г. Екатеринбург) Александр Иванин.

По словам А. Иванина, модернизация, если она будет проведена, затронет весь комплекс – пусковую установк (ПУ), боеприпасы, системы наведения и силового привода.

А. Иванин сообщил, что модернизация ПУ включает в себя изменение принципа действия системы подготовки боеприпаса к пуску. В настощее время конструкция РБУ-6000 включает в себя скобу, установленную на переднем срезе каждой пусковой трубы. На скобе находятся пять штепсельных разъемов для приведения в боевое состояния реактивной глубинной бомбы РГБ-60. В случае применения нового боеприпаса – ракеты 90Р-1 - необходимость в этом узле отпадает, поскольку предстартовая информация может быть передана на ракету индукционным методом.

По словам А. Иванина, исключение передней скобы позволит увеличить как длину пусковой трубы, так и боеприпаса, увеличив при этом его мощность.

ОКБ “Пеленг” (Екатеринбург) разработало новую аппаратуру управления силовым электроприводом ЭСП-37У которая может быть применена при модернизации установки.

А. Иванин сообщил, что работы по модернизации РБУ-6000 тормозятся недостаточным финансированием. По его словам, опытно-конструкторские работы по модернизации в случае выделения средств могут начаться в 2005 г.http://www.itartass.ur.ru/rearms2004/?id=32

Интересно, за 5 лет что нибудь сделали?

:???:

Добавлено спустя 3 минуты 13 секунд:

Kомплекс — РПК-1 “Вихрь”

Крейсер “Москва” стал первым кораблем советского ВМФ, получившим на вооружение противолодочный ракетный комплекс (ПЛРК). Этот комплекс — РПК-1 “Вихрь” — разрабатывался с 1960 года коллективом конструкторов под руководством Н.П.Мазурова и был принят на вооружение после испытаний на “Москве” одновременно с крейсером. ПЛРК включал в себя двухбалочную пусковую установку МС-18 с автоматом заряжания барабанного типа, систему управления стрельбой и устройство для загрузки ракет в погреб. Противолодочная ракета 82Р (калибр 540 мм, длина 6 м, масса 1800 кг) оснащалась твердотопливным двигателем и “специальной” (то есть ядерной) боевой частью; она могла поражать подводные цели на любой глубине и дальности от 10 до 25 км от стрелявшего корабля. Целеуказание осуществлялось по данным ГАС “Орион”, “Вега” или от внешних источников. При необходимости комплекс мог применяться для уничтожения надводных кораблей противника (при установке взрывателя на глубину 0 м). Боезапас “Вихря” по штату составлял 8 ракет 82Р............................
http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2002_05/11.htm

Добавлено спустя 11 минут 32 секунды:

И так бывало.

АСТ-Блэйре есть еще интересные моменты. Первый – о патрульном вылете «Каталины» в район сосредоточения лодок группы «Дельфин» (43 г.):

…Ближе к вечеру 14 февраля «Каталина» из 202-й эскадрильи, пилотируемая канадцем Гарри Р. Шидауном, сопровождавшим идущий на юг конвой KMS 9, обнаружила и атаковала подводную лодку, сбросив пять глубинных бомб. Это была U381 (VII серии), которой командовал Вильгельм-Генрих фон Пюхлер унд Лимпург (имя-то какое, а!!! ), вышедший из Франции 19 декабря. Повреждения, полученные в результате этой атаки, и нехватка топлива вынудили фон Пюхлера унд Лимпурга вернуться во Францию. Он прибыл туда 19 февраля, завершив безрезультатное патрульное плавание, длившееся шестьдесят два дня.
Позже в тот же вечер пилот Шидаун установил еще один радиолокационный контакт. Оставшиеся у него две глубинные бомбы он сбросил на другую субмарину. Это была U620 (VII серии), под командованием Хайнца Штейна, вышедшего из Франции 19 декабря. U620 была уничтожена со всей командой. Шидаун вернулся на Гибралтар; он пробыл в воздухе двадцать два часа двадцать минут — что, безусловно, стало рекордом длительности полета для «Каталин»…

Неплохо для одного вылета. Даже принимая во внимание то, что район базирования лодок был известен благодаря дешифровке, а на «Каталине» имелся радар.

И еще эпизод – в том же году – с участием дирижабля.

…старая лодка VII серии, U-134 под командованием тридцатидвухлетнего Ганса-Гюнтера Брозина, также направилась в Карибское море, выйдя в плавание 8 июля. К югу от Бермудских островов ее атаковал самолет американской военно-морской эскадрильи VP-201. Пилот Т. Хичкок сбросил «от шести до восьми» глубинных бомб, как сообщил Брозин. Однако U134 уцелела. Продолжая патрульное плавание, Брозин направился к Гаване. 18 июля, около полуночи, его засек оператор радиолокатора военно-морского дирижабля К-74, которым командовал Нельсон Дж. Гриллс. Военные инструкции не рекомендовали дирижаблям атаковать подводные лодки в одиночку, однако командир Гриллса за две недели до того потребовал, чтобы пилоты его дирижаблей действовали «более энергично» при встрече с субмаринами противника, — он желал доказать, что дирижабли вполне годятся не только для эскорта, разведки и спасательных операций.
И в соответствии с приказом Гриллс прямиком бросился на U-134 и начал бомбить ее. Брозин, без сомнения, весьма удивленный, открыл зенитный огонь по огромной цели. Однако прежде чем пробитый дирижабль рухнул в море, погубив одиннадцать человек экипажа, Гриллс попытался сбросить авиабомбы. Однако сбрасывающее устройство не сработало, поскольку им давным-давно не пользовались. U-134 ушла на глубину и скрылась от преследователей. Эсминец «четырехтрубник» «Дэлгрен» и охотник за подводными лодками SC 657 спасли десять оставшихся в живых человек с дирижабля…

Взято здесь: http://brummel.borda.ru/?1-7-0-00000013 ... 1179483888
 

Novice

Активный участник
Сообщения
676
Адрес
Севастополь
"Спрячь за забором бутыль с самогоном - выкраду вместе с забором!" (с)
Кто сможет опознать? Ружжо несомненно противолодочное.
f8ad7a74fb8a.jpg
 

Bosun

Модератор
Сообщения
6.811
Адрес
Klaipeda
Попытался найти ещё фото Медведки , а нету. Описания есть , фото нету.
 

Bosun

Модератор
Сообщения
6.811
Адрес
Klaipeda
Novice написал(а):

А статья называлась -Зенитный противолодочный комплекс Медведка. :grin:

Добавлено спустя 1 минуту 18 секунд:

http://www.informacia.ru/russia/medvedka.htm

Добавлено спустя 2 минуты 26 секунд:

Противолодочный комплекс «Медведка» (Россия)
http://www.soldiering.ru/navy/arsenal/medv/medv.php

- Готовность сто секунд, - по громкоговорящей связи прозвучала команда руководителя ракетной стрельбы, начавшая обратный отсчет времени перед пуском, и вблизи стартовой площадки все замерли в напряженном ожидании. Еще раз проверены приборы телеметрической аппаратуры, которые включатся в момент старта, приняты доклады о готовности с постов наблюдения, и вот наконец звучит команда - «Пуск».

Вырвавшись из тесноты пусковой установки, ракета, расправив стабилизаторы, устремилась к цели. Вот от нее отделилась первая ступень. Головная часть, набрав высоту, уже превратилась в еле заметную точку в небе, когда из обтекателя выскользнула торпеда и на белом парашюте стала медленно спускаться к поверхности моря. Ее задачей было обнаружить имитатор подводной лодки и уничтожить цель.
................................... :good:
 

Novice

Активный участник
Сообщения
676
Адрес
Севастополь
Bosun написал(а):
...-Зенитный противолодочный комплекс ...
:-D Подводная лодка в степях Украины погибла в неравном воздушном бою!!!

Еще один образчик. Торпедный аппарат ТР-244. Под СЭТ-72. Такие ТА - прерогатива МПК проекта 1145.1 "Сокол".
f7a14db0e8d2.jpg
 

dron

Активный участник
Сообщения
8.901
Адрес
Россия
Novice, вы как всегда продолжаете поражать! интересно, а СЭТ-72 с каким комплексом обнаружения сопряжены? или только 1145.1 ? и ТТХ их можно ссылочку? ане просто некогда искать, да и хочу, чтобы этот форум тоже стал одним из источников...
 

Bosun

Модератор
Сообщения
6.811
Адрес
Klaipeda
dron написал(а):
СЭТ-72 с каким комплексом обнаружения сопряжены? или только 1145.1 ? и ТТХ их можно ссылочку? ане просто некогда искать, да и хочу, чтобы этот форум тоже стал одним из источников...

Торпеда подводных лодок СЭТ-72
Первая советская универсальная торпеда СЭТ-72 была принята на вооружение в 1972 году. Она могла поражать как подводные лодки, так и надводные корабли. СЭТ-72 была создана в НИИ «Гидроприбор» под руководством В. И. Сендерихина.
Торпеда имела калибр 400 мм, длину 4,5 м и вес 735 кг. Вес взрывчатого вещества в боевой части 80 кг. Скорость хода 40 узлов, дальность хода 8 км, глубина хода 450 м. Торпеда была оснащена активно-пассивной системой самонаведения и контактным взрывателем кругового действия с радиусом реагирования 5 м.
Особенностью энергосиловой схемы торпеды являлось применение в качестве источника тока батареи, в которой анодом являлся магниево-ртутный сплав, а катодом — хлорид серебра. В качестве электролита использовалась забортная вода, одновременно служившая и охладителем, что позволило избавить торпеду от размещения в ней электролита в период хранения на складах и содержания на носителях.
Торпеда СЭТ-72 предназначалась для замены противокорабельной торпеды МГТ-1 и противолодочной торпеды СЭТ-40 на подводных лодках и надводных кораблях, имеющих торпедные аппараты калибра 40 см.
В 70–80-х годах торпеда СЭТ-72 несколько раз модернизировалась.

Торпеды и противолодочные ракеты России
http://vadimvswar.narod.ru/torpedo/maintorp.htm
:OK-)

Добавлено спустя 11 минут 40 секунд:

Торпедные аппараты ставились и на ТК, в частности на Turia-206M, пр.205П.На корабле установлены ТА типа ОТА-40-204А (или ОТА-40-204Б), торпедами для которых являются СЭТ-40 и СЭТ-72.
Это то что сразу нашел.

Добавлено спустя 14 минут 45 секунд:

Novice написал(а):
Еще один образчик.
,,Владимирец,, :good:
 

Bosun

Модератор
Сообщения
6.811
Адрес
Klaipeda
ПЛРК ,,Водопад,,


Bosun написал(а):
Торпедные аппараты ставились и на ТК, в частности на Turia-206M, пр.205П.На корабле установлены ТА типа ОТА-40-204А (или ОТА-40-204Б), торпедами для которых являются СЭТ-40 и СЭТ-72.
 

Bosun

Модератор
Сообщения
6.811
Адрес
Klaipeda
Комплекс "Удав"
РБУ-12000
Реактивный комплекс противоторпедной защиты кораблей «Удав-1» предназначен для поражения (отведения) торпед, атакующих корабль. Может также использоваться для поражения подводных лодок, подводных диверсионных сил и средств. Реализованный в комплексе способ программной автоматической стрельбы реактивными снарядами разного назначения обеспечивает создание высокоэффективной эшелонированной системы защиты кораблей от атакующей торпеды. Особенность комплекса заключается в том, что в одном залпе производится пуск различных типов реактивных снарядов на рассчитанную для них дальность. Первый рубеж обороны формируют два снаряда-отводителя, с помощью которых ставятся четыре ложные цели. При захвате ложной цели торпеда уходит с атакующей траектории и совершает движение с наведением на ложные цели до полной остановки своего двигателя. При «прорыве» первого эшелона защиты корабля торпеду встречает «дрейфующее» минное поле, установленное снарядами-заградителями. Прохождение торпеды через зону поражения снаряда-заградителя приводит к ее разрушению. При прорыве первого и второго эшелона защиты корабля производится залп глубинными снарядами на поражение.
Одним залпом комплекса ”Удав-1М” с вероятностью 0,9 обеспечивается срыв атаки прямоидущей торпеды и с вероятностью 0,76 - самонаводящейся торпеды. Столь высокая эффективность комплекса обеспечивается постановкой на траектории движения торпеды нескольких ”дрейфующих завес”, создаваемых различными типами реактивных снарядов.
Дальность стрельбы: до 3.000 метров
Глубина цели: до 600 метров
Боекомплект: реактивные снаряды 111СГ, реактивные глубинные бомбы 111СЗ и реактивные снарядыи помех 111SO
# Установлены на кораблях: 1143 Киев
# 11435 Кузнецов
# 1144 Орлан
# 1155.1 Удалой (II)


Добавлено спустя 5 минут 19 секунд:

Novice написал(а):
И с другой стороны...
А с другой стороны, бардак в отсеке. OFF: Нафига матросов держут на корабле, если он не работает 25 часов в сутки.
 

Bosun

Модератор
Сообщения
6.811
Адрес
Klaipeda
Bosun написал(а):
Реактивный комплекс противоторпедной защиты кораблей «УДАВ-1М» (РКПТЗ-1М) предназначен для поражения (отведения) торпед, атакующих корабль. Комплекс также может использоваться для поражения подводных лодок, подводных диверсионных сил и средств.

Технические характеристики
Калибр, мм 300
Дальность стрельбы, м:
- максимальная
- минимальная
3000
100
Глубина поражения подводной цели, м до 600
Число направляющих ПУ, шт 10
Вероятность поражения торпеды одним залпом:
- прямоидущей
- самонаводящейся
0,9
0,76
Готовность комплекса с момента обнаружения цели, с 15
Температурный диапазон применения снарядов, °С -40..+50
Комплекс приборов управления стрельбой (ПУС). Комплекс ПУС предназначен для управления стрельбой реактивными снарядами, обеспечивает выработку углов наведения пусковой установки, работу цепей стрельбы комплекса в различных режимах. ПУС работают в сопряжении с гидроакустической станцией обнаружения торпед и подводных лодок.

Снаряды комплекса «Удав-1М»


300мм реактивный снаряд-отводитель 111СО2

Реактивный снаряд-отводитель предназначен для отведения от корабля атакующей торпеды, имеющей акустическую систему самонаведения за счет постановки гидроакустической ложной цели.

Технические характеристики:
Калибр, мм 300
Длина, мм 2200
Масса, кг 201

300мм реактивный заградительно-глубинный
снаряд 111СЗГ

Реактивный заградительно-глубинный снаряд используется как в режиме заградителя для создания дрейфующей минной завесы из нескольких головных частей на пути движения торпеды, так и в режиме глубинной бомбы для поражения на заданной глубине торпед, а также подводных лодок и диверсионных сил и средств.

Технические характеристики:
Калибр, мм 300
Длина, мм 2200
Масса, кг 232
Масса ВВ, кг 80
 

Bosun

Модератор
Сообщения
6.811
Адрес
Klaipeda
МПК "Пакет-Э/НК"
Малогабаритный противолодочный комплекс «ПАКЕТ-Э/НК» с антиторпедой
Малогабаритный противолодочный комплекс «ПАКЕТ-Э/НК» с антиторпедой предназначен:
- для поражения (уничтожения) подводных лодок (ПЛ) в ближней зоне корабля (при решении задачи противолодочной обороны);
- для уничтожения торпед, атакующих корабль (при решении задачи противоторпедной защиты).
Комплекс “Пакет-Э/НК” в полной комплектации включает:
- систему управления «Пакет-Э»;
- пусковые установки - поворотные или стационарные;
- специализированную гидроакустическую станцию целеуказания «Пакет-АЭ»;
- модули боевых средств, размещаемые на пусковой установке.
В зависимости от задач, стоящих перед надводным кораблем, пусковые установки могут оснащаться модулями боевых средств в различной комбинации малогабаритных тепловых торпед (МТТ) и (или) антиторпед (АТЭ), как по их номенклатуре, так и количеству.
МТТ предназначены для поражения ПЛ противника, АТЭ – для уничтожения атакующих торпед. МТТ и АТЭ размещаются в унифицированных транспортно-пусковых контейнерах.
Комплекс “Пакет-Э/НК” автономно или в составе корабельного контура противолодочной обороны и противоторпедной защиты обеспечивает в автоматическом или автоматизированном режимах:
- по данным корабельных гидроакустических комплексов и станций выработку целеуказания на применение МТТ;
- обнаружение, классификацию и определение параметров движения торпед, атакующих корабль, выработку целеуказания на применение АТЭ;
- предстартовую подготовку модулей боевых средств, выработку и ввод в них стрельбовых данных, выстреливание АТЭ и (или) МТТ;
- управление пусковыми установками.
Комплекс “Пакет-Э/НК”, с высокой эффективностью решающий задачу противолодочной и противоторпедной защиты, является принципиально новой системой вооружения надводных кораблей и способен существенно повысить их выживаемость.

Комплектация поставки комплекса «ПАКЕТ-Э/НК» с антиторпедой согласуется с заказчиком.
Предусматривается поставка автоматизированной системы контроля и диагностики модулей боевых средств в период эксплуатации.

Разработчик и производитель: ОАО «ГНПП «Регион»
http://www.ktrv.ru/production/68/693/694/
 

Bosun

Модератор
Сообщения
6.811
Адрес
Klaipeda
Противолодочная корректируемая авиационная бомба «Загон-1» (индекс С3В)
Противолодочная корректируемая авиационная бомба «Загон-1» (индекс С3В) предназначена для поражения подводных лодок, находящихся в надводном, под перископом и подводном положениях при глубинах их хода до 600 м.
Авиабомба может эффективно применяться по подводной цели на глубинах в местах приводнения авиабомбы не менее 150 м при волнении моря до 6 баллов без ограничений по регионам Мирового океана. Предпочтительная область применения – фиорды, заливы и другие районы, в которых затруднено применение другого управляемого оружия.
При применении авиабомбы по подводным целям ее сброс осуществляется на парашюте, который при касании авиабомбы водной поверхности от нее отделяется, и бомба, погружаясь за счет гравитации, одновременно движется к цели благодаря наличию систем активной гидроакустической пеленгации цели и управления движением.
Авиационная бомба «Загон-1» (индекс С3В) по критерию «стоимость-эффективность» весьма привлекательна, поскольку благодаря простой технологии изготовления и неприхотливости в эксплуатации, она характеризуется низким уровнем стоимости. Во время хранения эта авиабомба не требует специального техобслуживания и контроля. В то же время эффективность ее применения по сравнению с обычными противолодочными авиабомбами в несколько раз выше.
Авиабомба С-3В унифицирована для применения с противолодочных самолетов (типа Ту-142МЭ, Ил-38) и вертолетов (типа Ка-28 и других)

Основные тактико-технические характеристики
Вертикальная скорость погружения, м/сек

16,2
Максимальный угол планирования, град.

60
Радиус захвата цели, м

120
Масса взрывчатого вещества, кг

19
Габаритные размеры, м


длина

1,3
диаметр

0,21
Масса, кг

94
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Novice
Bosun
Спасибо за великолепную подборку. "Водопад" надо понимать с "Неустрашимого"? Интересный ракурс. До этого борт видел только во фронтальной плоскости
 

Rand0m

Активный участник
Подводная лодка против самолета: дуэль в Атлантике.

Более трети всех потерь подводного флота Третьего Рейха во Второй мировой пришлось на атаки с воздуха. При появлении вражеских самолетов лодка должна была срочно погрузиться и переждать опасность на глубине. Если же времени на погружение не оставалось, субмарина была вынуждена принять бой, исход которого, тем не менее, не всегда был предрешен. Примером может служить случай в Атлантике 6 января 1944 года, когда к северу-востоку от Азорских островов субмарина U 270 была атакована весьма необычным охотником за подлодками.

Борьба двух стихий

Во время Второй мировой войны противолодочные самолеты стали для немецких субмарин самым опасным противником. По данным известного немецкого историка Акселя Нистле (Axel Niestlé), за время «Битвы за Атлантику» из 717 боевых немецких субмарин, потерянных в море, в активе авиации ПЛО союзников числятся 245 потопленных подлодок. Считается, что 205 из них были уничтожены самолетами берегового базирования, а остальные 40 отнесены на счет палубной авиации. Гибель от ударов с воздуха занимает первую строчку в списке причин потерь немецкого подводного флота, в то время как корабли ПЛО потопили всего 236 подлодок. Еще 42 подводные лодки были пущены на дно совместными усилиями кораблей и авиации.

Тем не менее, охота на немецкие подлодки с воздуха не была легкой и безопасной, и при таких атаках союзники потеряли за войну более 100 самолетов. Немцы, быстро осознав угрозу атак авиации союзников, постоянно совершенствовали защиту своих подводных кораблей, усиливая зенитную артиллерию и устанавливая средства обнаружения и пеленгации самолетов, использовавших радары.
Разумеется, самым надежным для субмарины способом уцелеть при встрече с самолетом было уклонение от боя. При малейшей угрозе атаки с воздуха лодка должна была срочно погрузиться и переждать опасность на глубине. Если же времени на погружение не оставалось, субмарина была вынуждена принять бой, исход которого, тем не менее, не всегда был предрешен. Примером может служить случай в Атлантике 6 января 1944 года, когда к северу-востоку от Азорских островов субмарина U 270 была атакована весьма необычным охотником за подлодками.

Летом 1942 года англичане получили по ленд-лизу 64 четырехмоторных «Боинга» B-17. Имея негативный опыт применения «Летающих Крепостей» над Европой в качестве дневного бомбардировщика (20 ранних самолетов B-17C попали в Великобританию еще в 1941 году), они сразу определили новые машины в Береговое командование Королевских ВВС. Следует отметить, что в Великобритании все американские самолеты имели собственные обозначения, и по аналогии с B-17C, именовавшимися Fortress Mk.I, вновь полученные 19 B-17F и 45 B-17E получили наименования Fortress Mk.II и Fortress Mk.IIA соответственно. В январе 1944 года обе британских эскадрильи, вооруженных «Крепостями», 206-я и 220-я, будучи сведенными в 247-ю авиагруппу Берегового командования, базировались на аэродроме Лагенс на острове Терсейра Азорского архипелага.
«Семерка» против «Крепости»
После расформирования действовавшей против союзных конвоев в северной Атлантике немецкой группы «Боркум» (17 единиц) три лодки из её состава должны были образовать одну из малых групп под названием «Боркум-1». В нее вошла и упомянутая выше U 270 обер-лейтенанта цур зее Пауля-Фридриха Отто (Paul-Friedrich Otto). Лодки новой группы должны были занять позицию к северо-западу от Азорских островов, однако именно этот район входил в зону действия 247-й авиагруппы.

Днем 6 января в 14:47 для поиска и уничтожения вражеских подлодок в воздух поднялась «Крепость» с бортовым кодом «U» (серийный номер FA705) флайт-лейтенанта Энтони Джеймса Пинхорна (Anthony James Pinhorn) из 206-й эскадрильи. На базу самолет не вернулся. Последнее сообщение от него поступило в 18:16, после чего экипаж на связь больше не выходил. Что же с ним произошло? Об этом могут поведать записи из сохранившегося журнала боевых действий U 270.
Вечером 6 января, в 19:05, с лодки, находившейся в надводном положении, на расстоянии 7000 метров был замечен самолет – станции радиотехнической разведки «Ванце» и «Наксос» не предупредили о его приближении. Была объявлена тревога и приготовлены к бою зенитные орудия. Через несколько минут самолет прошел над лодкой со стороны кормы, но бомб не сбросил, лишь обстреляв ее из хвостовой турели. Выстрелы «Крепости» не причинили вреда U 270, которая вела заградительный огонь из зенитных орудий. Самолет повторил заход, ведя огонь из пулеметов, но бомбы снова не были сброшены. На этот раз прицел был более точным – лодка получила несколько пробоин в рубке, ее зенитчики замешкались, и самолет избежал попаданий.

Через пять минут «Крепость» в третий раз атаковала «семерку» с кормы. На этот раз «флаки» вовремя открыли заградительный огонь, однако самолет упорно шел прямо на зенитки. Для него это не прошло даром – немцам удалось поразить правую плоскость, и ближний к фюзеляжу двигатель на ней загорелся. При проходе над лодкой самолет сбросил четыре глубинные бомбы, установленные на малую глубину. «Семерка» совершила резкий поворот на левый борт, и бомбы взорвались приблизительно в 30 метрах от носа лодки. Через короткий промежуток времени охваченный пламенем британский самолет упал примерно в 300 метрах от U 270. На месте падения немцы никого не обнаружили – весь экипаж «Крепости» погиб. По этой причине описание боя существует только с немецкой стороны.
Безрассудство против безрассудства?
Экипаж субмарины действовал в непростой ситуации слаженно и мужественно, грамотные действия в управлении лодкой и ведении зенитного огня помогли немцам не только выжить, но и уничтожить опасного противника. Однако, несмотря на то, что победителей не судят, можно сказать, что решение командира не погружаться было ошибочным, так как с момента обнаружения самолета до его первой атаки прошло не менее 6 минут. Лодка вышла победителем из схватки, но получила серьезные повреждения от взрыва бомб и пулеметного огня, была вынуждена прервать поход и вернуться на базу. Так или иначе, экипаж британского самолета выполнил свою главную боевую задачу — пусть и такой дорогой ценой.
Известный немецкий подводник Хайнц Шаффер в своих мемуарах упоминал о тактике, выбранной командиром лодки U 445, на которой он служил, при встрече с самолетом:
«Для повышения готовности к отражению налета самолетов на лодке установили сирену. Она включалась с помощью кнопки, расположенной на мостике рядом с кнопкой звонка. Решение о том, какой из сигналов подать – звонком для объявления срочного погружения по тревоге или сиреной для объявления воздушной тревоги – принимал вахтенный офицер. Правильное или неправильное решение означало выбор между жизнью и смертью.
Когда самолет противника удавалось обнаружить своевременно, то есть на дистанции свыше четырех тысяч метров, надлежало подавать сигнал срочного погружения. Лодка успевала погрузиться на глубину пятьдесят метров прежде, чем самолет сближался с точкой погружения и сбрасывал бомбы. Если же верхняя вахта обнаруживала самолет на меньших расстояниях, попытка погружения почти неминуемо приводила к гибели лодки.
Пилот самолета, не подвергаясь обстрелу, мог снизиться на минимальную высоту и выполнить точное бомбометание по корме лодки, находящейся еще на поверхности или на небольшой глубине. Поэтому при запоздалом обнаружении самолета следовало принимать бой, оставаясь в надводном положении. В зоне господства авиации противника вслед за первым самолетом, обнаружившим лодку, прибывало подкрепление, и атаки следовали одна за другой. По этой причине всегда было велико искушение избежать боя с самолетами срочным погружением даже в рискованных случаях».
Если опираться на такую тактику, то командир U 270 Пауль-Фридрих Отто имел времени больше, чем оставлял себе для безопасного погружения командир U 445, однако решил принять бой. Вероятно, командир U 270 был уверен в себе и своем экипаже, раз пошел на такой риск — возможно, совершенно необоснованный. За победу над британской «Крепостью» лодка заплатила серьезным повреждением всех носовых торпедных аппаратов и носовой цистерны главного балласта. На обратном пути на базу она не давала под дизелями больше 10 узлов и по приходу в Сен-Назер была поставлена в док на двухмесячный ремонт.
Зенитная артиллерия лодки готова к стрельбе. Видны две спарки зенитных 20-мм автоматов и 37-мм орудие - Подводная лодка против самолета: дуэль в Атлантике | Военно-исторический портал Warspot.ru
Зенитная артиллерия лодки готова к стрельбе. Видны две спарки зенитных 20-мм автоматов и 37-мм орудие
Несколько слов об экипаже погибшего бомбардировщика. Несомненно, что дальние американские бомбардировщики В-17 и В-24, поставлявшиеся британцам, обладали хорошей живучестью, но имели и принципиальные для схваток с «ощетинившимися» зенитками субмаринами недостатки. Во время атаки тяжелый бомбардировщик не обладал достаточной маневренностью и был хорошей мишенью для зенитчиков. Если лодка могла своими маневрами привести самолет под свои орудия, то его встречал шквал свинца – у летчиков должно было хватить мужества держать курс прямо на зенитки. Известен случай, когда лодка, подвергшись нападению сразу двух «Либерейторов», держалась против них два часа. По самолетам вели стрельбу даже из 105-мм палубного орудия, не позволяя им точно зайти на цель и сбросить бомбы. Похоже, что в данном случае летчики попросту не решились лезть прямо на стволы зениток, но экипаж погибшей в бою с U 270 «Крепости» оказался не робкого десятка. Три захода прямо на корму лодки, где в «зимнем саду» были установлены одна или две спарки 20-мм зенитных автоматов и одно 37-мм зенитное орудие, можно назвать подвигом.
Остается вопросом, почему британский экипаж не сбросил бомбы в первом же заходе на подлодку Отто. Возможно, причина была в неисправности бомболюков, но нельзя исклачать и того, что флайт-лейтенант Пинхорн хотел подавить пулеметным огнем зенитные точки противника, после чего беспрепятственно сбрасывать бомбы. Однако огонь пулеметов В-17 оказался безрезультатным – лодка не понесла никаких потерь в экипаже. Вероятно, сброс бомб в первых заходах мог быть более эффективным, но, увы, история не знает сослагательного наклонения.

В завершение хотелось бы упомянуть, что всего «Крепости» Берегового командования Королевских ВВС отметились 10 победами над немецкими подводными лодками, еще одну субмарину они потопили совместно с самолетами других типов. Уже в апреле того же 1944 года 206-я эскадрилья была перевооружена на более распространенные в Береговом командовании «Либерейторы», имевшие преимущество над «Крепостями» в продолжительности полета и бомбовой нагрузке.
Что касается судьбы U 270, то в своем следующем походе она одержала еще одну победу над самолетом. Это случилось ночью с 13 на 14 июня 1944 года в Бискайском заливе, когда зенитчики лодки сбили «Либерейтор» 53-й эскадрильи Королевских ВВС сквадрон-лидера Джона Уильяма Кармайкла (John William Carmichael). Свою гибель U 270 нашла 13 августа 1944 года. Субмарина была атакована летающей лодкой «Сандерленд» из 461-й австралийской эскадрильи, когда производила эвакуацию людей из Лориана и имела на борту 81 человека с учетом экипажа. Капитан-лейтенант Отто гибель своей лодки пережил, так как ранее отправился в Германию принимать новую «электролодку» U 2525. Согласно данным авторитетного сайта uboat.net, он может быть жив и по сей день.
w1IyETsqdFg.jpg

http://warspot.ru/5709-podvodnaya-lodka-protiv-samoleta-duel-v-atlantike
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.370
Адрес
Саратов
Эсминец USS Barry (DDG-52) типа "Арли Бёрк" отстрелялся ПЛУР RUM-139 VL-Asroc:

160918-N-UF697-151.jpg
 
Сверху