"Мурманский вестник", 11 октября 2003
"ТОМАГАВКИ" НАД СЕВЕРНЫМ ПОЛЮСОМ
Вот уже несколько лет Владимир Пулин офицер запаса. До недавнего времени, пока не сократили должность, трудился в отделе авиации корпуса ВВС ПВО. Сейчас находится за штатом. Хотя, по совести говоря, командованию корпуса и отделу авиации такими людьми грех разбрасываться. Достаточно сказать, что у Владимира столько вылетов из состава дежурных сил на перехват воздушных целей, в том числе и американского стратегического самолета-разведчика CP-71, сколько не сделали летчики всего корпуса ПВО за последние десять лет. Пилотов такого уровня подготовки, с налетом более 2300 часов на четырех типах истребителей-перехватчиков, в том числе и на МиГ-31, с двумя десятками стрельб по крылатым ракетам в нынешних ВВС смогут подготовить не скоро. Да и смогут ли?
- Все разговоры о реформах вряд ли имеют под собой реальную почву, - таково мнение Пулина. - За исключением продолжающихся сокращений и обвала в технической оснащенности войск. Ведь согласно новым веяниям, озвученным Верховным главнокомандующим Владимиром Путиным, Вооруженные силы России завершат модернизацию в 2025 году. Спросить же за очередной провал в "совершенствовании" армии и флота, как случилось с реформами ВС России, через четверть века будет не с кого...
Пулина, от природы молчуна, разговорить нелегко. Но если речь заходит об авиации, его прорывает. С болью говорит он о том, что российские летчики за последнее десятилетие не получили ни одного нового истребителя-перехватчика. За этот же период были уволены тысячи первоклассных летчиков, сокращены летные училища, расформированы десятки полков. Здесь, на Севере, из восьми полков истребителей-перехватчиков, защищавших небо Заполярья, осталось лишь два с десятком боеготовых истребителей, тогда как до развала СССР их было 320. Пройдет еще два, от силы три года, и вся авиация будет не боеготовая: ведь вырабатывается ресурс авиадвигателей, стареют планера самолетов, а летчики, не летая из-за отсутствия керосина и экономии ресурса двигателей, теряют квалификацию...
А ведь Владимир Пулин сам был свидетелем того, какой качественный скачок в развитии авиации ПВО произошел в советские годы. В 1982 году он одним из первых освоил современнейший по тем временам истребитель-перехватчик МиГ-З1, а через год выполнил на нем экспериментальную стрельбу на государственном полигоне по крылатой ракете. И сейчас по многим показателям МиГ-З1 не имеет себе равных в мире, но полки, оснащенные этими боевыми машинами, сокращены.
Владимир Тимофеевич одним из первых летчиков освоил дальние рубежи перехвата американских стратегических бомбардировщиков над водами Баренцева моря, за сотни километров от береговой черты. За океаном поняли: безнаказанно наносить удары крылатыми ракетами по территории СССР не удастся. Взлетев с авиабаз на континенте США, преодолев тысячи километров через Северный полюс, экипажи стратегических бомбардировщиков, не заходя в зону поражения советских систем ПВО, должны были в случае войны осуществить пуск крылатых ракет и взять курс домой. А десятки "Томагавков", выполнив несколько коррекций траектории своего полета над нашей территорией, сами доставили бы ядерные килотонны боеголовок и поразили цели в центре европейской части нашей страны. То был период жесткого военного противостояния, балансирования на грани между "холодной" и третьей мировой войной.
Войска ПВО и, прежде всего, летчики 21-го корпуса должны были нейтрализован, угрозу нанесения удара крылатыми ракетами по нашей территории. Предстояло еще дальше отодвинуть рубежи перехвата, освоить прием борьбы по уничтожению бомбардировщиков вероятного противника уже над Северным полюсом. Ведь сбить один Б-52 значительно проще, нежели два десятка крылатых ракет, несущихся к цели на предельно малых высотах. А для этого необходимо освоить аэродром "подскока".
ТАК БЫЛО НУЖНО
25 марта 1987 года пара истребителей-перехватчиков МиГ-31, ведомых специально отобранными для этой цели лучшими летчиками гвардии подполковником Владимиром Пулиным и гвардии майором Вячеславом Миловацким, взяли курс на архипелаг Земля Франца-Иосифа. Преодолев почти полторы тысячи километров над бескрайними ледовыми просторами Северного Ледовитого океана, они должны были сесть на пяточке ледового аэродрома острова Греэм-Белл. Рисковали ли они? Безусловно. Начальник штаба корпуса генерал-майор Юрий Науменко, сам в прошлом летчик, сказал тогда Пулину: "сядешь на ледовом аэродроме - представим к званию Героя". В итоге, кстати, не наградили даже медалью... Но Пулин и Миловацкий летели в неизведанное не за наградами. Так было нужно, такой они получили приказ, к этому их готовили.
Они прекрасно понимали, что права на ошибку у них нет, что садиться придется с первого захода, что на обратный путь в случае непредвиденных обстоятельств у них не хватит горючего, а во льдах Арктики, если придется катапультироваться, их вряд ли кто-то сможет спасти. Они летели в точку невозврата. Это авиационный термин, означающий, что самолет улетает дальше, чем ему хватит топлива для возвращения на свой или запасной аэродром. Для себя у Пулина и Миловацкого была четкая установка: "Сесть во что бы то ни стало".
И они совершили, казалось, невозможное. Сели на необорудованную с точки зрения современной авианавигации взлетную полосу, прорубленную в толще снега, больше похожую на каньон глубиной в несколько метров. Достаточно сказать, что после посадки над сугробами торчали лишь кончики килей. Мартовский Греэм-Белл встретил их тридцатишестиградусным морозом и ветром 18 метров в секунду.
Не легче, чем посадка, был и взлет. Владимир ушел на старт первым. Во время разгона шасси попали в выбоину, самолет бросило в сторону, но он удержал его. Предупредив Миловацкого о неожиданном препятствии, стал дожидаться его в воздухе. Но со взлетом товарища проблемы только начинались. На МиГе Миловацкого не убиралось шасси. С таким "тормозом" для встречного воздушного потока, увеличивающим расход топлива, рассчитывать на благополучный исход перелета до Новой Земли не приходилось. Правда, через некоторое время стойки шасси заняли свое место.
После их посадки на Греэм-Белл сюда садились и другие летчики, и на МиГах-31, и Су-27. Но они были первые. Это они стали причиной того, что уже на следующий день после их посадки на Греэм-Белле "Голос Америки" с тревогой сообщил о том, что советские летчики освоили новую авиабазу в Арктике. Опасения американцев были понятны: один МиГ-31, вооруженный восьмью ракетами и скорострельной авиационной пушкой, мог "завалить" несколько бомбардировщиков еще над Северным полюсом. А звено этих истребителей перекрывало восемьсот километров воздушного пространства.
То, что совершил Владимир Пулин и его товарищи, не только не должно быть забыто, но и по достоинству оценено. Знаю, что на Северном флоте спустя несколько лет после выполнения офицерами работ по устранению аварий на подводных лодках группа североморцев была представлена командованием флота к наградам и получила ордена Мужества. Представители местной власти - как гражданской, так и военной - должны сделать все от них зависящее, чтобы и Владимир Пулин был отмечен по достоинству. Ведь за свой подвиг он получил лишь единственную награду: в год 45-летия корпуса ПВО, в 2002-м, генеральный директор Мурманского морского пароходства Александр Медведев, зная об уникальной посадке, вручил ему вырезанную из дерева фигурку белого медведя, на подставке которой табличка с надписью: "Подполковнику Пулину В.Т. - первому летчику, посадившему МиГ-31 на ледовый аэродром Греэм-Белл. 25.03.1987". В квартире Владимира этот мишка, над которым распростер свои крылья макет Миг-З1, занимает почетное место.
Юрий БАНЬКО, Лев ФЕДОСЕЕВ
"ТОМАГАВКИ" НАД СЕВЕРНЫМ ПОЛЮСОМ
Вот уже несколько лет Владимир Пулин офицер запаса. До недавнего времени, пока не сократили должность, трудился в отделе авиации корпуса ВВС ПВО. Сейчас находится за штатом. Хотя, по совести говоря, командованию корпуса и отделу авиации такими людьми грех разбрасываться. Достаточно сказать, что у Владимира столько вылетов из состава дежурных сил на перехват воздушных целей, в том числе и американского стратегического самолета-разведчика CP-71, сколько не сделали летчики всего корпуса ПВО за последние десять лет. Пилотов такого уровня подготовки, с налетом более 2300 часов на четырех типах истребителей-перехватчиков, в том числе и на МиГ-31, с двумя десятками стрельб по крылатым ракетам в нынешних ВВС смогут подготовить не скоро. Да и смогут ли?
- Все разговоры о реформах вряд ли имеют под собой реальную почву, - таково мнение Пулина. - За исключением продолжающихся сокращений и обвала в технической оснащенности войск. Ведь согласно новым веяниям, озвученным Верховным главнокомандующим Владимиром Путиным, Вооруженные силы России завершат модернизацию в 2025 году. Спросить же за очередной провал в "совершенствовании" армии и флота, как случилось с реформами ВС России, через четверть века будет не с кого...
Пулина, от природы молчуна, разговорить нелегко. Но если речь заходит об авиации, его прорывает. С болью говорит он о том, что российские летчики за последнее десятилетие не получили ни одного нового истребителя-перехватчика. За этот же период были уволены тысячи первоклассных летчиков, сокращены летные училища, расформированы десятки полков. Здесь, на Севере, из восьми полков истребителей-перехватчиков, защищавших небо Заполярья, осталось лишь два с десятком боеготовых истребителей, тогда как до развала СССР их было 320. Пройдет еще два, от силы три года, и вся авиация будет не боеготовая: ведь вырабатывается ресурс авиадвигателей, стареют планера самолетов, а летчики, не летая из-за отсутствия керосина и экономии ресурса двигателей, теряют квалификацию...
А ведь Владимир Пулин сам был свидетелем того, какой качественный скачок в развитии авиации ПВО произошел в советские годы. В 1982 году он одним из первых освоил современнейший по тем временам истребитель-перехватчик МиГ-З1, а через год выполнил на нем экспериментальную стрельбу на государственном полигоне по крылатой ракете. И сейчас по многим показателям МиГ-З1 не имеет себе равных в мире, но полки, оснащенные этими боевыми машинами, сокращены.
Владимир Тимофеевич одним из первых летчиков освоил дальние рубежи перехвата американских стратегических бомбардировщиков над водами Баренцева моря, за сотни километров от береговой черты. За океаном поняли: безнаказанно наносить удары крылатыми ракетами по территории СССР не удастся. Взлетев с авиабаз на континенте США, преодолев тысячи километров через Северный полюс, экипажи стратегических бомбардировщиков, не заходя в зону поражения советских систем ПВО, должны были в случае войны осуществить пуск крылатых ракет и взять курс домой. А десятки "Томагавков", выполнив несколько коррекций траектории своего полета над нашей территорией, сами доставили бы ядерные килотонны боеголовок и поразили цели в центре европейской части нашей страны. То был период жесткого военного противостояния, балансирования на грани между "холодной" и третьей мировой войной.
Войска ПВО и, прежде всего, летчики 21-го корпуса должны были нейтрализован, угрозу нанесения удара крылатыми ракетами по нашей территории. Предстояло еще дальше отодвинуть рубежи перехвата, освоить прием борьбы по уничтожению бомбардировщиков вероятного противника уже над Северным полюсом. Ведь сбить один Б-52 значительно проще, нежели два десятка крылатых ракет, несущихся к цели на предельно малых высотах. А для этого необходимо освоить аэродром "подскока".
ТАК БЫЛО НУЖНО
25 марта 1987 года пара истребителей-перехватчиков МиГ-31, ведомых специально отобранными для этой цели лучшими летчиками гвардии подполковником Владимиром Пулиным и гвардии майором Вячеславом Миловацким, взяли курс на архипелаг Земля Франца-Иосифа. Преодолев почти полторы тысячи километров над бескрайними ледовыми просторами Северного Ледовитого океана, они должны были сесть на пяточке ледового аэродрома острова Греэм-Белл. Рисковали ли они? Безусловно. Начальник штаба корпуса генерал-майор Юрий Науменко, сам в прошлом летчик, сказал тогда Пулину: "сядешь на ледовом аэродроме - представим к званию Героя". В итоге, кстати, не наградили даже медалью... Но Пулин и Миловацкий летели в неизведанное не за наградами. Так было нужно, такой они получили приказ, к этому их готовили.
Они прекрасно понимали, что права на ошибку у них нет, что садиться придется с первого захода, что на обратный путь в случае непредвиденных обстоятельств у них не хватит горючего, а во льдах Арктики, если придется катапультироваться, их вряд ли кто-то сможет спасти. Они летели в точку невозврата. Это авиационный термин, означающий, что самолет улетает дальше, чем ему хватит топлива для возвращения на свой или запасной аэродром. Для себя у Пулина и Миловацкого была четкая установка: "Сесть во что бы то ни стало".
И они совершили, казалось, невозможное. Сели на необорудованную с точки зрения современной авианавигации взлетную полосу, прорубленную в толще снега, больше похожую на каньон глубиной в несколько метров. Достаточно сказать, что после посадки над сугробами торчали лишь кончики килей. Мартовский Греэм-Белл встретил их тридцатишестиградусным морозом и ветром 18 метров в секунду.
Не легче, чем посадка, был и взлет. Владимир ушел на старт первым. Во время разгона шасси попали в выбоину, самолет бросило в сторону, но он удержал его. Предупредив Миловацкого о неожиданном препятствии, стал дожидаться его в воздухе. Но со взлетом товарища проблемы только начинались. На МиГе Миловацкого не убиралось шасси. С таким "тормозом" для встречного воздушного потока, увеличивающим расход топлива, рассчитывать на благополучный исход перелета до Новой Земли не приходилось. Правда, через некоторое время стойки шасси заняли свое место.
После их посадки на Греэм-Белл сюда садились и другие летчики, и на МиГах-31, и Су-27. Но они были первые. Это они стали причиной того, что уже на следующий день после их посадки на Греэм-Белле "Голос Америки" с тревогой сообщил о том, что советские летчики освоили новую авиабазу в Арктике. Опасения американцев были понятны: один МиГ-31, вооруженный восьмью ракетами и скорострельной авиационной пушкой, мог "завалить" несколько бомбардировщиков еще над Северным полюсом. А звено этих истребителей перекрывало восемьсот километров воздушного пространства.
То, что совершил Владимир Пулин и его товарищи, не только не должно быть забыто, но и по достоинству оценено. Знаю, что на Северном флоте спустя несколько лет после выполнения офицерами работ по устранению аварий на подводных лодках группа североморцев была представлена командованием флота к наградам и получила ордена Мужества. Представители местной власти - как гражданской, так и военной - должны сделать все от них зависящее, чтобы и Владимир Пулин был отмечен по достоинству. Ведь за свой подвиг он получил лишь единственную награду: в год 45-летия корпуса ПВО, в 2002-м, генеральный директор Мурманского морского пароходства Александр Медведев, зная об уникальной посадке, вручил ему вырезанную из дерева фигурку белого медведя, на подставке которой табличка с надписью: "Подполковнику Пулину В.Т. - первому летчику, посадившему МиГ-31 на ледовый аэродром Греэм-Белл. 25.03.1987". В квартире Владимира этот мишка, над которым распростер свои крылья макет Миг-З1, занимает почетное место.
Юрий БАНЬКО, Лев ФЕДОСЕЕВ