Общие вопросы космонавтики II

Tabib

Активный участник
Сообщения
3.747
Адрес
Россия, ЦФО, Калуга
Ожидается, что стоимость запуска средней ракеты «Союз-5» составит около 60 миллионов долларов, что является конкурентноспособным предложением на рынке космических пусков.
Осталось только заказчиков убедить в этом, которые могут не поверить и выбрать надежный Ф9 за 40 лямов или Нью Гленн по сходной цене (первая ступень которой рассчитана на 25 полетов, а сама ракета выводит грузы и людей массой до 45 т с головным обтекателем в 7 м https://www.blueorigin.com/new-glenn/ ).
В итоге получим среднюю по грузоподъемности (17 т на низкой орбите) ракету от Роскосмоса по цене тяжелого Протона-М (23 т на низкой орбите), которую предложат использовать дорогим заказчикам - МО РФ. Ракету, которая для коммерческих пусков уже устарела, поскольку не использует повторно первую ступень и имеет неприемлемую для рынка цену с нулевой историей запусков (стоимость страховка).

Индийцы, китайцы (LM-8)уже проектируют свои аналоги Ф9, Роскосмос бормочет об убыточности многоразовости и предлагает (!) ее реализовать по-самолетному, с помощью крыльев.
Подобный прожект уже был в начале нулевых: первая ступень тогда проектируемой Ангары должна была -по-самолетеому садиться на аэродром.

Макет "Байкала" - первую возвращаемую ступень, с триумфом возили по международным выставкам, а потом куда-то засунули на хранение, подальше от любопытных и интересующихся судьбой прорыва в космонавтике.
Вики:https://yandex.ru/turbo?text=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB-%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B0
https://yandex.ru/images/touch/search?text=многоразовая ступень Байкал&source=tabbar

Если прочли по ссылке, то наверняка обратили внимание, что Байкал преподносится ЦиХ и Роскосмосом исключительно в выгодном свете, но вот после неудачи в его реализации, не грех вылить ведро грязи на злобного Маска :)
Этот многоразовый Байкал сували во все версии Ангары: от легкой (!), до средней и тяжелой.

Теперь Роскосмос снова вспомнил про находящийся в забвении Байкал и хочет реализовать многоразовость по-российски с помощью крыльев и хвоста.

Очень взвешенная переводная статья о многоразовости от Жан-Марка Асторга, главы CNES (Национальный Центр Космических исследований Франции) без воды и с конкретными цифрами:
https://m.habr.com/ru/post/413861/
 

MRJING

Активный участник
Сообщения
13.962
Адрес
Иваново
Осталось только заказчиков убедить в этом, которые могут не поверить и выбрать надежный Ф9 за 40 лямов или Нью Гленн по сходной цене (первая ступень которой рассчитана на 25 полетов, а сама ракета выводит грузы и людей массой до 45 т с головным обтекателем в 7 м https://www.blueorigin.com/new-glenn/ ).
В итоге получим среднюю по грузоподъемности (17 т на низкой орбите) ракету от Роскосмоса по цене тяжелого Протона-М (23 т на низкой орбите), которую предложат использовать дорогим заказчикам - МО РФ. Ракету, которая для коммерческих пусков уже устарела, поскольку не использует повторно первую ступень и имеет неприемлемую для рынка цену с нулевой историей запусков (стоимость страховка).

Индийцы, китайцы (LM-8)уже проектируют свои аналоги Ф9, Роскосмос бормочет об убыточности многоразовости и предлагает (!) ее реализовать по-самолетному, с помощью крыльев.
Подобный прожект уже был в начале нулевых: первая ступень тогда проектируемой Ангары должна была -по-самолетеому садиться на аэродром.

Макет "Байкала" - первую возвращаемую ступень, с триумфом возили по международным выставкам, а потом куда-то засунули на хранение, подальше от любопытных и интересующихся судьбой прорыва в космонавтике.
Вики:https://yandex.ru/turbo?text=https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB-%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B0
https://yandex.ru/images/touch/search?text=многоразовая ступень Байкал&source=tabbar

Если прочли по ссылке, то наверняка обратили внимание, что Байкал преподносится ЦиХ и Роскосмосом исключительно в выгодном свете, но вот после неудачи в его реализации, не грех вылить ведро грязи на злобного Маска :)
Этот многоразовый Байкал сували во все версии Ангары: от легкой (!), до средней и тяжелой.

Теперь Роскосмос снова вспомнил про находящийся в забвении Байкал и хочет реализовать многоразовость по-российски с помощью крыльев и хвоста.

Очень взвешенная переводная статья о многоразовости от Жан-Марка Асторга, главы CNES (Национальный Центр Космических исследований Франции) без воды и с конкретными цифрами:
https://m.habr.com/ru/post/413861/
Проблема несколько шире, если выстрелит BFR то Нью Глен и Ф-9 станут старыми и маразматичными динозаврами.
 

MRJING

Активный участник
Сообщения
13.962
Адрес
Иваново
https://ria.ru/20190209/1550623746.html
Отправка на Международную космическую станцию российского многоцелевого лабораторного модуля "Наука" отложена с начала на середину 2020 года из-за переноса доставки модуля на космодром "Байконур" с начала на конец 2019 года, сообщил РИА Новости в субботу источник в ракетно-космической отрасли.
Ремонт модуля "Наука" в центре Хруничева продолжается. Его отправка на "Байконур" планировалась на январь-февраль, но теперь перенесена на конец года.
 

Kot45

Активный участник
Сообщения
995
Адрес
москва
Проблема несколько шире, если выстрелит BFR то Нью Глен и Ф-9 станут старыми и маразматичными динозаврами.
Это едва ли. По BFR сроки уползут вправо, пару раз стрельнут, потом выясниться, что масштаб великоват, а заказчиков маловато. Ну и судьба А-380.
А далее появится метановый РН в масштабе Ф-9 или Нью Глен, и рынок с Безосом поделят. ИМХО.
 

MRJING

Активный участник
Сообщения
13.962
Адрес
Иваново
Это едва ли. По BFR сроки уползут вправо, пару раз стрельнут, потом выясниться, что масштаб великоват, а заказчиков маловато. Ну и судьба А-380.
А далее появится метановый РН в масштабе Ф-9 или Нью Глен, и рынок с Безосом поделят. ИМХО.
Цена на пуск BFR Маск заявляет, как ниже 7,9 миллиона долларов, плюс Старлинк тягать надо
 

buterbrod2

Активный участник
Сообщения
5.945
Адрес
Казахстан
Господи Иисусе, пресвятая девая Мария
Планирующий спуск, может, необходимый запас по топливу будет ниже, чем у Маска с вертикальной посадкой. Особенно, если будет использоваться дополнительный воздушно-реактивный движок. Токо по горючему, а окислитель не надо....
 

MRJING

Активный участник
Сообщения
13.962
Адрес
Иваново
Планирующий спуск, может, необходимый запас по топливу будет ниже, чем у Маска с вертикальной посадкой. Особенно, если будет использоваться дополнительный воздушно-реактивный движок. Токо по горючему, а окислитель не надо....
Зато появится масса доп. движка, аэродинамических поверхностей, дополнительное укрепление ступени, а там и шасси понадобиться.
 

buterbrod2

Активный участник
Сообщения
5.945
Адрес
Казахстан
Зато появится масса доп. движка, аэродинамических поверхностей, дополнительное укрепление ступени, а там и шасси понадобиться.
Емнип, году в 97-98 в "Технике-Молодежи" на ступени вообще наличествовала кабина пилота. Сейчас автомат - уже допомога. Не зрада же....
 

MRJING

Активный участник
Сообщения
13.962
Адрес
Иваново
Емнип, году в 97-98 в "Технике-Молодежи" на ступени вообще наличествовала кабина пилота. Сейчас автомат - уже допомога. Не зрада же....
По мне все эти дела как воздушный старт, столько разговоров. А по итогу единственный летающая РН воздушного старта, даёт самый дорогой кг на орбите в мире
 

Kot45

Активный участник
Сообщения
995
Адрес
москва
Цена на пуск BFR Маск заявляет, как ниже 7,9 миллиона долларов, плюс Старлинк тягать надо
Заявлять можно чего угодно, только на первой ступени планируется 30+ Рапторов, на второй тоже кажется шесть. Рентабельность Старлинка сомнительна.
 

MRJING

Активный участник
Сообщения
13.962
Адрес
Иваново
Заявлять можно чего угодно, только на первой ступени планируется 30+ Рапторов, на второй тоже кажется шесть. Рентабельность Старлинка сомнительна.
Так расходники(топливо,благородные газы и прочее прочее в этом духе)по его же заявлению на Фалькон-9 стоят всего 200 тысяч долларов, т.е очень большая часть ракетного пуска это железяки, которые на BFR планируют полностью возращать. Если жить это будет долго и в обслуживании не дорого то такая цена может быть.
А рентабельность Старлинка сильно зависит от успехов в системах выведения. Так как вся система построена на дешевезне вывода. Супер дешовые спутники и Г и П, на нестабильной низкой орбите.
Если BFR будет даже на порядок хуже чем Маск рисует, всё равно это сделает Старлинк очень профитным
 

Kot45

Активный участник
Сообщения
995
Адрес
москва
Крылья , ВПП - это под распил. Для РФ вообще не нужна многоразовость, для рынка пусковых услуг не будет конкурентных цен+ поддержка национальных компаний. Потребность возникнет только при разворачивании ПРО США в космосе. Но тогда нужны метановые движки однозначно, полуутопленные относительно небольшие крылья и маршевые движки . Имеется оптимум между поверхностью крыльев , тягой маршевых движков, запасом топлива на возвращение и посадку. В качестве маршевых движков вероятно лучше РДТТ на высотах от 70 до 20 км , далее СПВРД. Примерная циклограмма - отделение первой ступени , торможение основными двигателями, разворот с набором высоты в сторону посадочной площадки, снижение с полным выдвижением крыльев на маршевых движках до 20 км, включение СПВРД, снижение до посадочной площадки, горка в районе посадки, разворот основными соплами вниз, ракетная посадка на центральном ЖРД. Топливо для посадки ЖМ+ЖК придется хранить в отдельных баках с усиленной теплоизоляцией - возвращение длительное по времени, топливо не должно закипеть. Управление по крену комбинированное - отбор из корпуса РДТТ, аэродинамическими рулями.
 

MRJING

Активный участник
Сообщения
13.962
Адрес
Иваново
Зачем весь этот зоопарк, если для этого достаточно сделать ракету из стали с кучкой многоразовых ракетных движков и спокойно садится назад
 

MRJING

Активный участник
Сообщения
13.962
Адрес
Иваново
Похоже Дракон-2 имеет шансы заржаветь в ожидании бюрократии.
https://m.habr.com/ru/post/440616
Несмотря на то, что американские астронавты должны будут полететь на МКС на аж двух моделях американских кораблей уже в этом году, NASA продолжает покупать новые места на российских «Союзах». Дополнительные два места планируется приобрести на «Союз МС-15» и "-16", осень 2019 и весна 2020. Рекомендацию дал Консультационный совет по аэрокосмической безопасности (Aerospace Safety Advisory Panel, ASAP), и NASA к нему прислушалось. По текущим планам на «Союзе МС-15» командирское кресло отдано россиянину Олегу Скрипочке, второй ложемент должен будет занять американец Кристофер Кессиди, а третье место было зарезервировано для еще не названного космонавта из ОАЭ. Именно его должны будут пересадить на какой-то из следующих кораблей. На «Союзе МС-16» пока что занято два места, так что добавление третьего вызовет минимум проблем.

В опубликованном 13 февраля документеговорится:
Приобретение мест на «Союзах» обеспечит непрерывный доступ на МКС в случае задержки с запуском коммерческих экипажей, ликвидирует серьезную угрозу безопасности МКС, которую представляет отсутствие на станции американского экипажа в какой-либо момент. Доставка на «Союзах» дает гибкость и резервные возможности без ненужного давления на поставщиков коммерческих пилотируемых пусковых услуг.

Предыдущий опыт показал сложности, связанные с обеспечением первых полетов в установленные сроки в последний год разработки. Как правило, тестовые полеты обнаруживают проблемы. Отсутствие американского экипажа на МКС в любой момент уменьшит операции на МКС до недопустимого уровня, что оправдывает приобретение дополнительных мест.


Несмотря на то, что первый беспилотный испытательный полет Dragon 2 уже несколько месяцев находится в состоянии " ну вот-вот совсем скоро", он еще не получил всех разрешений на запуск. На этой неделе состоится рассмотрение летной годности (Flight Readiness Review), на котором может быть дан как «зеленый свет», так и перечень замечаний для устранения с повторным рассмотрением. Так что упоминаемая сейчас дата первого полета корабля SpaceX 2 марта используется исключительно с приставкой «не ранее чем» и практически наверняка будет сдвинута. Для корабля Boeing сроки еще более неопределенные. Беспилотный пуск ожидается не раньше апреля-мая, а пилотируемый — не раньше августа (вполне возможно, заметно позже). К тому же, перед пилотируемым полетом оба корабля должны пройти еще одно важное испытание — тест системы аварийного спасения в полете, который для Dragon 2 ожидается в июне, а у Starliner в мае. Положение последнего осложняют изменения, внесенные в конструкцию после обнаруженных в прошлом году проблем (капсула может начать кувыркаться, что потенциально опасно для экипажа).
 
Сверху