монография о Миг-23

Atass

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.974
Адрес
Москва
196840.jpg

Кубинка (UUMB) Россия
Макс Брянский (c) октябрь 2006
 

Rand0m

Активный участник
Полёт «всадника без головы»

4 июля 1989 года 19-летний сын бельгийского фермера Вим де Лар мирно сидел на веранде дома своего отца в деревеньке Кооихем, пока ему на голову не упал советский истребитель МиГ-23М.

Приехавшая полиция долго ничего не могла понять. Откуда в в 15-ти километрах от бельгийско-французской границы, которую от СССР отделяет более 1000 километров и половина Европы мог взяться самолет с красными звездами на крыльях? Да еще и без пилота, поскольку в обломках истребителя не обнаружили никаких других тел, кроме тела несчастного Вим де Лара.

А пилота там и не могло быть – он катапультировался за 900 километров от места трагедии, в районе польского города Колобжег на берегу Балтийского моря.

4 июля 1989 года с аэродрома одной из авиачастей Северной советских группы войск в районе Колобжега поднялся в воздух истребитель МиГ-23М, пилотируемый летчиком 1-го класса полковником Николаем Скуридиным (общий налет более 1700 часов, в том числе на МиГ-23 – 527 часов). Хотя это и хороший налет, но Скуридин был не строевым лётчиком а начальником политотдела 239-й истребительной авиадивизии (замполиты в советской авиации для поддержания лётной квалификации тоже должны были самостоятельно налетать определенное количество часов).

Это был второй его полёт в тот день и всё шло нормально до определенной высоты, пока пилот не услышал хлопок в левом воздухозаборнике. Одновременно с хлопком резко упала скорость самолета и пропал шум мотора. Все это говорило об остановке двигателя и пилот поступил так, как предписывает поступать в таких случаях инструкция – он повернул истребитель в сторону моря и катапультировался.

Уже в воздухе, опускаясь на парашюте, Скуридинов увидел, что за турбиной снижающегося самолёта тянется чёрный дым. Над морем советские локаторы истребитель потеряли, а вылетевшие вслед за ним перехватчики аварийную машину не обнаружили. Решив, что самолёт упал в море все успокоились и занялись написанием рапортов.

А дальше произошло то, что впоследствии сами авиаторы назовут уникальным явлением: через 6 секунд после катапультирования пилота из-за изменения центровки самолёт прекратил снижение, а его двигатель начал увеличивать обороты. И МиГ продолжил полёт, набирая высоту в автоматическом режиме (автопилот продолжал работать) строго по заданному курсу.

Система опознавания «Я — свой» тоже оставалась включённой, потому Службы ПВО Польши и ГДР отнеслись к появлению на своих радарах советского самолета спокойно и проводили его до того момента, пока МиГ пройдя всю Восточную Германию не вышел на границу с ФРГ.

Позже представители западногерманской ПВО будут утверждать, что засекли советский самолёт и вели его с самой своей границы. Однако истребители бундесвера поднялись в воздух и попытались настичь МиГ когда он уже пересёк голландскую границу. И лишь пара американских истребителей F-15, поднявшихся с голландской базы Сустерберг на его перехват, настигла советский самолет.

Подойдя вплотную к краснозвёздной машине, американские лётчики ее внимательно рассмотрели и отправили на командный пункт сообщение: «В кабине никого нет». Приказа сбить странную машину отдать никто не решился – как Советский Союз к этому отнесется неизвестно (а может в СССР очень любят именно этот МиГ и начнется война?) и к тому же полет уже проходил над густонаселенными районами Нидерландов и Бельгии. И тогда натовцы решили не делать ничего – авось МиГ израсходовав горючее сам потихоньку дотянет до Ла-Манша и сам добровольно упадет в море.

Но он упал точнесенько на голову бедного Вим де Лара – к несчастью для него и к великому счастью для Москвы. Дело в том что именно в этот день, 4 июля 1989 года, состоялся визит Михаила Горбачева во Францию и дотяни МиГ еще 15 километров до французской территории, скандал получился бы неописуемый!

А так шум удалось замять. СССР выразил семье погибшего бельгийца соболезнование и тихо выплатил ей 800 тысяч долларов компенсации. «Мы едва избежали непостижимой катастрофы. Трудно представить, что могло случиться, упади самолет на промышленные кварталы Лилля», - облегченно вздохнул министр внутренних дел Бельгии Льюис Тоббэк и выразил молчаливое желание забыть эту историю. Все без исключения чиновники натовских стран это желание молчаливо поддержали.

И забыли. Причем о Матиасе Русте, приземлившему свою «Сесну» у стен Кремля 28 мая 1987 года слышали почти все и советскую ПВО за это не ругал только ленивый, а вот про полёт «всадника без головы» МиГ-23М (бортовой номер 29) 4 июля 1989 года через всю Европу помнят немногие, как почти никто и не ругает в связи с этим натовскую ПВО.

А ведь неуправляемый полёт МиГа наглядно показал, что система ПВО НАТО оказалась тогда тоже «не на высоте». Ведь после пересечения «железного занавеса» полёт МиГ проходил над западногерманскими, американскими и британскими группировками войск, их системами ПВО и аэродромами с истребителями. Однако прервать полёт советского самолёта натовцы так и не решились (или не смогли).

http://voenchel.ru/index.php?newsid=1049


Dg_Nnk59fgM.jpg
Jj1CqhfcbT8.jpg
h6lgz_DZUXI.jpg
ZcTIz69ibV8.jpg
 

Volgar-Astra

Активный участник
Сообщения
1.486
Адрес
Ахтубинск
Полёт «всадника без головы»
Я думал в 89г на передовых позициях были только МЛД, на фото летит МЛД(с облегчённым килем), киль М-ки ни с кем не спутаешь. Если были желающие в о время "Ч" сделать боевой вылет в один конец например со спец боеприпасом, то результат можно было получить на хорошей дальности(конечно с возможностью катапультироваться на любом этапе).
 
Последнее редактирование:

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
4 июля 1989 года с аэродрома одной из авиачастей Северной советских группы войск в районе Колобжега поднялся в воздух истребитель МиГ-23М, пилотируемый летчиком 1-го класса полковником Николаем Скуридиным (общий налет более 1700 часов, в том числе на МиГ-23 – 527 часов). Хотя это и хороший налет, но Скуридин был не строевым лётчиком а начальником политотдела 239-й истребительной авиадивизии (замполиты в советской авиации для поддержания лётной квалификации тоже должны были самостоятельно налетать определенное количество часов).
- Кто писал эту пургу?! Разумеется, летающие замполиты всех мастей были строевыми лётчиками. И никакими другими, т.е. все они до этого обязательно заканчивали лётные училища и только потом, спустя годы на лётных должностях, назначались на должности замполитов эскадрилий, затем полков и т.д..
... И лишь пара американских истребителей F-15, поднявшихся с голландской базы Сустерберг на его перехват, настигла советский самолет.

Подойдя вплотную к краснозвёздной машине, американские лётчики ее внимательно рассмотрели и отправили на командный пункт сообщение: «В кабине никого нет». Приказа сбить странную машину отдать никто не решился – как Советский Союз к этому отнесется неизвестно (а может в СССР очень любят именно этот МиГ и начнется война?)
- Ну что за ерунда? Его не стали сбивать, потому, что хотели получить возможно более целым его БРЭО.
и к тому же полет уже проходил над густонаселенными районами Нидерландов и Бельгии. И тогда натовцы решили не делать ничего – авось МиГ израсходовав горючее сам потихоньку дотянет до Ла-Манша и сам добровольно упадет в море.
- Там была масса возможностей для F-15 "уронить" самолёт так, чтобы свести потери на земле к минимуму. Но его хотели получить по возможности целым.
А так шум удалось замять.
- Шум замять не удалось, шум вышел изрядным. Но поскольку "рыло в пушку" тут было и у западных т-щей, не сбивших вовремя заблудившийся МиГ-23, уровень шума был невысоким...
 

Островитянин

Активный участник
Сообщения
80
Адрес
Сахалин
БРЭО МиГ-23М в 89 году уже не интересовало даже Советских конструкторов. А не сбили скорее всего из за долгого принятия решения, тем более после доклада о пустой кабине. А пилот F-15 такого решения самостоятельно принять не мог в принципе. Почему ЗРВшники не сбили трудно предположить - с их спецификой службы я не знаком.
 

Rand0m

Активный участник
Авиапушка ГШ-23Л истребителя МиГ-23МЛДГ, удивительно, что не ушла на сувениры пока самолет был на Ходынке. Самолет готовится стать экспонатом авиамузея в Медыни, Калужская область.
5pBADLGOftQ.jpg
 

Fencer

Активный участник
Сообщения
4.741
Адрес
Комсомольск-на-Амуре
А что за модификация такая? Впервые слышу. :ScratchOneSHead:
"В 1982 г. на базе МиГ-23МЛД (23-18) был создан опытный истребитель 23-19 с более эффективной станцией предупреждения об облучении "Береза" и современной радиотехнической системой ближней навигации "Клистрон" и его вариант МиГ-23МЛДГ (23-35) со станцией активных помех "Гардения" в подвесном контейнере. Первый был рекомендован как эталон для переоборудования строевых МиГ-23МЛ ВВС Советского Союза, а второй - для серийного производства на экспорт. В 1984 г. разработали еще две модификации МиГ-23МЛД: МиГ-23МЛГ (23-37) для отечественных ВВС и МиГ-23МЛС (23-47) для зарубежных заказчиков. Обе оснащались станцией помех "Гардения" в подвесном контейнере, новой станцией предупреждения об облучении, устройствами выброса пассивных помех ВП-50-60, увеличенной боевой нагрузкой. Одним из последних вариантов модернизации истребителя в 80-е гг. стал самолет МиГ-23МЛДГ (23-57).

В номенклатуру вооружения истребителей МиГ-23МЛГ, МиГ-23МЛС и МиГ-23МЛДГ была включена ракета Р-73, обеспечивающая эффективное поражение целей, маневрирующих с перегрузкой до 12 единиц. Росту эффективности способствовали дальнейшая модификация РЛС, внедрение нашлемной системы целеуказания "Щель-3УМ" и средств автоматизации полета; были также улучшены эксплуатационные характеристики. Однако в связи с тем, что место в сборочном цехе МАПО в это время уже прочно заняли истребители 4-го поколения МиГ-29 со значительно более высокими характеристиками, работы по этим самолетам не получили в то время дальнейшего развития." http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig23mld.html
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.352
Адрес
Саратов
МиГ-23МЛД из 120-го ИАП
rYFwosQ_IG8.jpg
На этом фото МиГ-23МЛД 120-го иап №57 после возвращения из Афганистана. На борту – отметки о вылетах на сопровождение ударных групп (белые ракеты). Самолет, отличавшийся хорошо отлаженным радиолакационным прицелом, преимущественно нес службу в дежурном звене по защите аэродрома, чем и объясняется скромное количество боевых вылетов.

120-й отдельный истребительный авиаполк 23-й воздушной краснознаменной армии Забайкальского военного округа (командир - полковник Валентин Бураков) был переброшен с аэродрома Домна в Афганистан 20 августа 1988 года. Основные силы полка базировались на Баграм и насчитывали 23 МиГ-23МЛД и 4 МиГ-23УБ. Из состава этих сил выделялась дежурное звено на аэродром Шинданд из 2-й эскадрильи.

Полк сразу же включился в боевую работу, а уже через три недели произошла стычка с пакистанскими F-16:

"12 сентября, на 40-й день после сбития Руцкого, 12 МиГ-23МЛД из 120-го иап вылетели на удар по объектам в долине р. Кунар восточнее Асадабада. Собравшись над приметным ориентиром – озером Суруби, группа направилась к границе. Туда загодя ушли две пары прикрытия: над горным массивом в 50 км северо-западнее места атаки зону патрулирования заняли истребители комэска подполковника Сергея Бунина и его замполита майора Николая Голосиенко, а в 40 км южнее находились майор Семен Петков и ст.лейтенант Владимир Данченков. Однако F-16, привлеченные их появлением, уже находились в воздухе: с базы Камра поднялась пара истребителей лейтенанта Халида Махмуда (Khallid Mahmood) из 14-й эскадрильи ВВС Пакистана, последовавшая за МиГами параллельным курсом. Уже через несколько минут с земли им сообщили, что в воздухе появилась колонна самолетов – подтягивалась ударная группа. Над Кунаром она повернула на север, ложась на боевой курс вдоль границы. Прикрытие ушло довольно далеко, и ничто не мешало Халиду выйти к середине растянувшейся цели. Ближайшим к нему оказался МиГ-23МЛД (борт № 55) капитана Сергея Привалова, крайний в пеленге второго звена. Вынырнув в 13 км от него из густой облачности, Халид услышал, что у него «зафонила» станция предупреждения об облучении: барражировавшие в нескольких минутах полета МиГи разворачивались в его сторону. В планы пакистанского летчика это не входило. Он начал маневрировать, в спешке из полупереворота с креном 135° пустил две AIM-9L и вышел из боя «вверх ногами» в 1500 м от атакованных МиГов. Одна ракета ушла далеко в сторону, но второй «Сайдвиндер» разорвался над самолетом Привалова, осыпав его осколками. Встряска была сильнейшей, летчика оглушило, даже ноги сшибло с педалей. Крупный осколок вошел в закабинный отсек в полуметре от его головы, остальные полоснули по закрылку и левой консоли, пробив топливный бак-кессон. Однако после первого шока пилот убедился, что самолет не горит, держится в воздухе и слушается рулей.

К месту стычки на форсаже рванулись обе пары прикрытия, в эфире поднялся крик и мат. Пакистанцу грозили серьезные неприятности – дальности пуска Р-24Р вполне хватало, чтобы сразить его еще перед границей, на земле даже услышали возглас: «Дай я его грохну!» Однако сравнять счет не удалось – с КП приказали всем спешно уходить, опасаясь схватки над удаленным районом, где ситуация не была выигрышной: противник мог ввести в бой новые силы, а МиГи имели небольшой запас топлива. Сбросив бомбы, Привалов повернул домой, за ним потянулась остальная группа. Замыкали строй Бунин и Голосиенко, и тут сзади снова появилась пара F-16. Пакистанцы пошли следом, намереваясь расстрелять МиГи на догоне, однако угнаться за ними не смогли: установив крылья на максимальную стреловидность, те на форсаже разогнались до скорости звука (хотя с подвесным баком существовало ограничение М=0,8). На подходе к Баграму подбитый МиГ пропустили вперед, чтобы он садился первым. Запаса топлива у него практически не оставалось: судя по расходомеру, самолет потерял уже 1200 л керосина. Оставляя мокрый след на бетоне, истребитель зарулил на стоянку, где течь прекратилась сразу после выключения двигателя – горючее кончилось. Севший следом Петков вылез из самолета и с досадой грохнул шлемом о бетонку: «Мать их!.. Чтоб я еще летал на «прикрышку»! Я ж этого гада в прицеле держал!».

Вечером на разбор полетов прибыл командовавший ВВС 40-й армии генерал-майор Романюк, склонявшийся к тому, что летчики нарвались на огонь с земли – вывод, куда более выгодный, чем признание нерешительности руководства и недостатков планирования, приведших к растянутости группы и неэффективности прикрытия. Не будь перехвата, не было бы и проблемы.

Но летчики, на глазах у которых разворачивалась картина, настаивали на своем. Шедший в третьем звене капитан Игорь Дедюхин на вопрос, почему он решил, что это был F-16, ткнул пальцем в рисунок этого самолета в книжке: «Да как... Я просто видел вот такой».

Пакистанцы после благополучного возвращения на свою базу заявили об уничтожении двух МиГов. Более того, расходившийся Халид рассказывал, что он мог сбить все шесть машин остававшимися ракетами и пушечным огнем, но ему помешала еще одна подоспевшая пара МиГ-23. Вскоре западная пресса разнесла весть о том, что пакистанские солдаты подобрали обломки двух сбитых самолетов. Имеют хождения и другие версии этой стычки, столь же разнообразные, как и безосновательные. В прессе встречаются и мифические рассказы о сбитом 7 сентября над Пакистаном афганском МиГ-23 и еще одной победе F-16 над МиГ-23 3 ноября. Реально 40-я армия в воздушных боях не утратила ни единого МиГ-23, да и вообще после поражения истребителя Фурсы за 1987-88 годы боевых потерь самолетов этого типа не было. Афганцы же «двадцать третьих» вообще не имели.


otvaga2004_afgan-sky_12.jpg

55-й борт капитана Сергея Привалова заруливает на стоянку Баграма

1230325161_1-mig-mld-kapitana-s.privalova-probityjj.jpg

1230325181_2-mig-mld-kapitana-s.privalova-probityjj.jpg

МиГ-23МЛД капитана С.Привалова, пробитый осколками ракеты

1230325246_majjor-semen-petkov-i-starshijj-lejjtenant.jpg

Майор Семен Петков и старший лейтенант Владимир Данченков после стычки 12 сентября 1988 года: «Я ж его, гада, вот так держал!»

1230325205_istrebiteli-120-go-iap-12-sentjabrja-1988-g..jpg

Истребители 120-го иап 12 сентября 1988 г. обсуждают произошедшее. В центре – капитан Сергей Привалов, летевший на самолете №55

http://sfw.so/1148840752-zharkoe-nebo-afganistana.html

120-го иап вернулся на Родину 1 февраля 1989 года.

 

sivuch

Активный участник
Сообщения
2.804
Адрес
Питер
Сейчас уже не помню,по-моему ,их (МЛГ и МЛДГ) построили несколько штук
 

Fencer

Активный участник
Сообщения
4.741
Адрес
Комсомольск-на-Амуре
Сейчас уже не помню,по-моему ,их (МЛГ и МЛДГ) построили несколько штук
"В 1982 г. на базе МиГ-23МЛД (23-18) был создан опытный истребитель 23-19 с более эффективной станцией предупреждения об облучении "Береза" и современной радиотехнической системой ближней навигации "Клистрон" и его вариант МиГ-23МЛДГ (23-35) со станцией активных помех "Гардения" в подвесном контейнере. Первый был рекомендован как эталон для переоборудования строевых МиГ-23МЛ ВВС Советского Союза, а второй - для серийного производства на экспорт. В 1984 г. разработали еще две модификации МиГ-23МЛД: МиГ-23МЛГ (23-37) для отечественных ВВС и МиГ-23МЛС (23-47) для зарубежных заказчиков. Обе оснащались станцией помех "Гардения" в подвесном контейнере, новой станцией предупреждения об облучении, устройствами выброса пассивных помех ВП-50-60, увеличенной боевой нагрузкой. Одним из последних вариантов модернизации истребителя в 80-е гг. стал самолет МиГ-23МЛДГ (23-57).

В номенклатуру вооружения истребителей МиГ-23МЛГ, МиГ-23МЛС и МиГ-23МЛДГ была включена ракета Р-73, обеспечивающая эффективное поражение целей, маневрирующих с перегрузкой до 12 единиц. Росту эффективности способствовали дальнейшая модификация РЛС, внедрение нашлемной системы целеуказания "Щель-3УМ" и средств автоматизации полета; были также улучшены эксплуатационные характеристики. Однако в связи с тем, что место в сборочном цехе МАПО в это время уже прочно заняли истребители 4-го поколения МиГ-29 со значительно более высокими характеристиками, работы по этим самолетам не получили в то время дальнейшего развития." http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig23mld.html
 

Rand0m

Активный участник
На ВО появилась информации о том, что в Ливию из России поставлены МиГ-23 с хранения. Как источник запчастей . В принципе для хранящихся самолетов лучше так , чем на иголки.
vYX4z3A25kM.jpg

ewQXNrDuGyw.jpg
owkLmztRvmo.jpg

MH5G5cM9-2E.jpg
 
Сверху