Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК)

Тема в разделе "РВСН: материалы, публикации...", создана пользователем aviator, 28 авг 2007.

  1. aviator

    aviator Новый участник

    Регистрация:
    01.03.07
    Сообщения:
    1.069
    Симпатии:
    1
    [​IMG]

    Работы по созданию подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) начались в середине 1970-х годов. Первоначально комплекс разрабатывался с ракетой РТ-23, оснащаемой моноблочной головной частью. После испытаний БЖРК с МБР РТ-23 был принят в опытную эксплуатацию.

    Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ракетного комплекса с ракетой РТ-23УТТХ "Молодец" (SS-24 "Sсаlреl" NATO) в трех вариантах базирования: боевой железнодорожный, подвижный грунтовый "Целина-2" и шахтный. Головной разработчик - КБ "Южное". В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками (ЖДПУ). В частности, для стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог, БЖРК был оснащен высокоточной навигационной системой, а ЖДПУ - специальными устройствами закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС).

    Комплекс принят на вооружение 28 ноября 1989 года.


    Состав

    В состав ракетного полка БЖРК входит железнодорожный состав из трех тепловозов и 17 вагонов, включая три пусковые установки с ракетными комплексами РТ-23УТТХ. Пусковые установки с ракетами занимают 9 железнодорожных платформ. Имеются также командный пункт и вагоны, в которых размещены системы обеспечения жизнедеятельности личного состава и поддержания ракет в готовности к пуску при несении боевого дежурства.
    [​IMG]

    В ракетный полк БЖРК входит железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации:
    три ЖДПУ МБР РТ-23УТТХ;
    командный пункт;
    вагоны с автономными системами энергоснабжения и жизнеобеспечения;
    вагоны для размещения личного состава.

    Всего в состав входит кроме трех ЖДПУ шесть вагонов обеспечения. В голове поезда стоит три локомотива М62. В каждом из локомотивов несет дежурство отдельная локомотивная бригада. В первом локомотиве она состоит из трех офицеров, в остальных - по два солдата срочной службы. При подготовке офицерских локомотивных бригад БЖРК, для детального ознакомления с маршрутом, они периодически откомандировываются на гражданские составы МПС, следующие по тому же маршруту.

    Всего в составе БЖРК 12 ракет РТ-23УТТХ.

    Пусковая установка разработана в КБ специального машиностроения (КБСМ) под руководством главного конструктора Уткина А.Ф. на базе четырехтележечного восьмиосного вагона грузоподъемностью 135 тонн. Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) оснащен системой термостатирования и автоматикой пуска ракеты. Подъем ТПК в вертикальное положение осуществляется пневматическим приводом с помощью ПАД'а. Вагон - пусковая установка оборудован открывающейся крышей с гидравлическим приводом и устройством для отвода контактной сети. Даже уменьшение массы ракеты на 1.5 тонны по сравнению с шахтным вариантом не позволило уложиться в допустимую осевую нагрузку на путь. Для решения этой проблемы применены специальные "разгрузочные" устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

    Пуск ракет может осуществляться с любой точки маршрута. Для этого состав останавливается, специальным устройством (видно на одной из фотографий) отводится в сторону контактная подвеска. Пусковой контейнер поднимается в вертикальное положение. После чего осуществляется минометный старт ракеты. Уже в воздухе ракета заклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Заклонение ракеты позволило отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и обеспечить его устойчивость.

    Каждая из трех пусковых установок, входящих в БЖРК может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно.


    Развертывание

    [​IMG] [​IMG]

    Летные испытания ракеты РТ-23УТТХ производились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года в НИИП-53 (г.Мирный), всего было произведено 32 пуска. Осуществлено 18 выходов железнодорожного состава на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых по железным дорогам страны пройдено более 400 тысяч километров.

    Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство 20 октября 1987 года. К середине 1988 года было развернуто 6-7 полков (всего около 20 ПУ, все под Костромой). К 1999 году развернуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (под Костромой, пос. Бершеть и пос.Гладкое в Красноярском крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка. Составы находятся на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных сооружениях. При заступлении на боевое дежурство составы рассредотачиваются.


    Перспективы и утилизация

    По договору СНВ-2, Россия должны была снять с вооружения все ракеты "Молодец" до 2003 года. Однако, после одностороннего выхода США из договора по ПРО, Москва заявила о неактуальности этого соглашения.

    Кроме того, ранее планировалось сократить и все ракетные дивизии - костромскую, красноярскую и пермскую, - оснащенные БЖРК, превратив их в базы хранения. Теперь будет оставлена на боевом дежурстве костромская дивизия, оснащенная железнодорожным комплексом РТ-23УТТХ.

    Боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) останутся в составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) ориентировочно до 2010 года. Об этом заявил командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов: "Сегодня Ракетные войска реформируются в соответствии с указом президента России, в этом году ряд планов по реформированию изменены. В Ракетных войсках сохранены группировка тяжелых ракет и одна дивизия боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК)". К 2010 году в боевом составе РВСН будут 2 армии в составе 10-12 дивизий. На их вооружении будет состоять ракетный комплекс "Тополь-М", "БЖРК, наверно, не будет", отметил командующий.

    Ряд частей, на вооружении которых находится этот комплекс, к 2010 году предполагается преобразовать в базы хранения. Их персонал будет нести оперативно-техническое дежурство, от ракет будут отстыкованы головные части.

    Для утилизации БЖРК в 2001 году в Брянске была подготовлена специальная база. Согласно утвержденной программе утилизации БЖРК, в выполнении которой принимают участие Росавиакосмос, Министерство обороны, Ракетные войска стратегического назначения, фирма "Асконд" и другие организации, в Брянске будут ликвидироваться не все компоненты комплексов, а только железнодорожные мобильные пусковые установки (ЖМПУ), входящие в их состав и предназначенные для транспортировки, хранения и запуска трехступенчатых твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет РС-22В. Утилизация самих ракет и их разделяющихся головных частей индивидуального наведения будет вестись на других базах

    DESP прислал ссылку http://www.caves.ru/index.php/topic,17304.0.html
    ОГРОМНОЕ ЕМУ СПАСИБО


    Питерцы ,вашу мать, у вас такой музей под носом с БЖРК, а вы ни сном ни духом :Diablo:


    фильм Скальпель выкладывать ?
    Чего спрашивать? Выкладывай, конечно. :-D Admin

    [​IMG]
     
  2. Влодя

    Влодя Новый участник

    Регистрация:
    11.06.07
    Сообщения:
    238
    Симпатии:
    0
    Так я что-то не понял. Сейчас на вооружении стоит БЖРК с ракета РС_22В или нет? Если да, то сколько ракет?
     
  3. aviator

    aviator Новый участник

    Регистрация:
    01.03.07
    Сообщения:
    1.069
    Симпатии:
    1
    Влодя, БЖРК снят с дежурства официально. Неофициально - несколько штук стоят на дежурстве,сколько не скажу - гостайна (на полном серьезе)
     
  4. Влодя

    Влодя Новый участник

    Регистрация:
    11.06.07
    Сообщения:
    238
    Симпатии:
    0
    Я слышал, что оставили только три состава в Костромском музее, а остальные утилизировали. Или это не так?
     
  5. aviator

    aviator Новый участник

    Регистрация:
    01.03.07
    Сообщения:
    1.069
    Симпатии:
    1
    Составы есть в Питере (музей), есть и на дежурстве (сколько не знаю ), но официально сняты с дежурства
     
  6. Artemus

    Artemus Активный участник

    Регистрация:
    04.07.07
    Сообщения:
    31.848
    Симпатии:
    8.035
    Адрес:
    Ижевск
    Служба:
    ВВ МВД РФ 2000-2002
    На вооружении - не был никогда! Был только в опытной эксплуатации. Где проявил себя плохо! Слишком тяжёлый , разбивал железнодорожное полотно. Не мог, как мечтали, выезжать на боевое патрулирование. Слишком дорог. Поэтому от него отказались в пользу гораздо более мобильных "Тополей" на колёсном шасси.
     
  7. aviator

    aviator Новый участник

    Регистрация:
    01.03.07
    Сообщения:
    1.069
    Симпатии:
    1
    Artemus
    Они ездили и были - был отдельный полк если можно это соединение так назвать.
    Есть фильм «Скальпель» о единственном в истории поезде-ракетоносце, построенном в СССР в середине 80-х годов ХХ века.
    (история создания , эксплуатация и утилизация комплексов)
     
  8. Artemus

    Artemus Активный участник

    Регистрация:
    04.07.07
    Сообщения:
    31.848
    Симпатии:
    8.035
    Адрес:
    Ижевск
    Служба:
    ВВ МВД РФ 2000-2002
    Я и не говорил, что их не было! :eek: Фильм я видел. Там же и про недостатки сказали. А то, что поезд был единственным и говорит о том, что эксплуатация была опытной. А все их поездки заканчивались восстановлением рельсов.
     
  9. ipppe-totenkopf

    ipppe-totenkopf Новый участник

    Регистрация:
    04.09.07
    Сообщения:
    5
    Симпатии:
    0
    to Aviator

    Всего к концу 1991 года в составе РВСН СССР числилось 3 ракетных дивизии, на вооружении которых стоял БЖРК - в Костроме, Бершети и Гладком. В составе этих трех дивизий было в общей сложности 12 ракетных полков,т.е. 12 БЖРК собственно,каждый из которых нес по 3 ракеты. Производство ракет и поездов было налажено серийно,так что не было никаких "отдельных полков". То что написал глубокоуважаемый Artemus ("...На вооружении - не был никогда! Был только в опытной эксплуатации. Где проявил себя плохо! Слишком тяжёлый , разбивал железнодорожное полотно. Не мог, как мечтали, выезжать на боевое патрулирование.") - чушь полная. БЖРК эксплуатировлся с 1987 года, стоял на вооружении с 1989 года и регулярно вплоть до конца 1991 года выезжал на боевые дежурства длительностью до двух месяцев. Вот как-то так. :-D
     
  10. Artemus

    Artemus Активный участник

    Регистрация:
    04.07.07
    Сообщения:
    31.848
    Симпатии:
    8.035
    Адрес:
    Ижевск
    Служба:
    ВВ МВД РФ 2000-2002
    ipppe-totenkopf
    Осталось только привести источники. Кстати, разумеется БРЖК не был единственным, было их 4 штуки(ЕМНИП). Про опытную эксплуатацию, грили либо в самом фильме, либо где-то ещё ща не вспомню.
     
  11. ipppe-totenkopf

    ipppe-totenkopf Новый участник

    Регистрация:
    04.09.07
    Сообщения:
    5
    Симпатии:
    0
    to Artemus

    Например,книга "Ракеты КБ Южное - призваны временем".
    Или "Ракеты РВСН" М. Первова.
    Или "Стратегическое ядерное вооружение России" П. Подвига.
    Или воспоминания академика А.Ф. Уткина.
    Да и во всех договорах,касающихся сокращения стратегических вооружений,нам всегда засчитывали 12 БЖРК,т.е.36 МБР/360 ББ.
    Не вижу смысла всему этому не доверять.
    А БЖРК было не 4, а 12 только стоявших на вооружении (ЕМНИП :-D).
    Кстати говоря - в радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с МПС мероприятия по модернизации ж/д полотна: уложены более тяжелые рельсы,железобетонные шпалы вместо деревянных,более плотная щебенка. Так что все было сделано на уровне. :cool:
     
  12. Artemus

    Artemus Активный участник

    Регистрация:
    04.07.07
    Сообщения:
    31.848
    Симпатии:
    8.035
    Адрес:
    Ижевск
    Служба:
    ВВ МВД РФ 2000-2002
    Ок, принято. :-D
     
  13. aviator

    aviator Новый участник

    Регистрация:
    01.03.07
    Сообщения:
    1.069
    Симпатии:
    1
    ipppe-totenkopf
    а у тебя эти книги в электрнном варианте есть ?
     
  14. ipppe-totenkopf

    ipppe-totenkopf Новый участник

    Регистрация:
    04.09.07
    Сообщения:
    5
    Симпатии:
    0
    to aviator

    Увы....Только в бумажном.Но я думаю,что если пошарить в инете,то найти мона:)
     
  15. leito

    leito Новый участник

    Регистрация:
    26.06.06
    Сообщения:
    298
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Беларусь
    Привиди и ты источник. Так уверненно излагаешь свои мысли, но почвы под ними нету.. А у других аппонентов требуешь ссылочки.


    Спасибо! Очень содержательно изложено. Примерно так я и был осведомлен в этом вопросе.

    А насчёт неофициального использования это серьёзно? :Shok:


    А будет фильм тут выложен? Было бы неплохо! :cool:
     
  16. Artemus

    Artemus Активный участник

    Регистрация:
    04.07.07
    Сообщения:
    31.848
    Симпатии:
    8.035
    Адрес:
    Ижевск
    Служба:
    ВВ МВД РФ 2000-2002
    Зачем? Я уже признал правоту ipppe-totenkopf. А знания мои были основанны на упомянутом фильме. А также отрывочной информации из журналов.
     
  17. leito

    leito Новый участник

    Регистрация:
    26.06.06
    Сообщения:
    298
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Беларусь
    Тогда вопросов нет.
     
Загрузка...

Поделиться этой страницей