Записки партизана ВОВ.

zdobin

Активный участник
Сообщения
4.878
Адрес
Украина, Privilegiatum oppidum Ungvar




Уважаемые комсомольцы -80 х годов
Группы «поиск» г. Жигулевск
С комсомольским приветом к Вам
Комсомолец 40 х голов, бывший
партизан Примак Николай Григорьевич.

Биография моя как и всех простая – героических подвигов не совершил. Родился в 1923 г. В семье крестьянина бедняка, а вырос уже в семье колхозника. – Черниговской обл., Носовский район, с. Адамовка поселок Розовка. В 1938 г. окончил семилетку (в с. Дермановка этого-же р-на за 5 км от нашего поселка) и в этом-же году поступил в зоотехнический техникум в г. Козельце – Черниговской обл., там-же поступил в комсомол. В июне 1941 г. закончил 3-й курс.
В первый же день вероломного нападения фашистов на страну Советов мы уже увидели их варварство- над столицей Украины стояли столбы черного дыма – мирный Киев бомбили фашисты
При мобилизации в Красную Армию взяли только студентов 4-го курса, 1-й, 2-й и 3-й курс не подлежал мобилизации по возрасту, и так часть молодежи осталась на оккупированной территории.
3 июля 1942 года Й. В. Сталин обратился к населению, временно находившегося на оккупированной территории, об организации партизанских отрядов, групп для борьбы с оккупантами в тылу врага. Для этого были созданы подпольные группы обкомов, райкомов. Но об этом знали только сами участники групп, а население не знало где они находятся и где их искать, а потому в 1941-1942 гг. еще небыло массового партизанского движения в наших районах, началось оно только в начале 1943 г. – то есть ужу партизанские группы начали заходить в многие села нашего района.
В нашем селе Адамовка и с. Дермановка не осталось ни коммунистов, ни преподавателей школ, (все были мобилизованы в Армию) поэтому небыло кому возглавить молодежь и организовать подпольную группу (да и молодежи было-то мало – комсомольцев 3 человека в т.ч. Я, и в с. Дермановка 2 человека, мои сокурсники по техникуму). Мы собирались и говорили между собой чтоб уйти в партизаны, но куда, где их искать- это была 1-я трудность.
2-я трудность – каждый понедельник мы обязаны являться в бургомистрию на регистрацию.
3-я трудность – если немцы-полиция узнают об уходе в партизаны – вся семья подлежала расстрелу, и в меня были старые отец и мать и еще 4-е брата и сестры от 3-х до семи лет (такое положение было и в других) это я пишу потому что некоторые товарищи незнающие положения на оккупированных территориях , при Освобождении давали упрек молодежи что не ушли в партизаны.
Как же я ушел к партизанам – мы со своей группой, а конкретно я с товарищем Омельченком Прокопом договорились, что я уйду в Носовские леса на поиски партизан (предполагали что они там есть) и найдя их приду потом за ними. Ночью 3-го сентября 1943 года я выехал на поиски в лес, случайно встретился возле села Дермановка с группой партизан соединения Салая- Коротченка, отряд им. Щорса, которые меня расспросили и взяли с собой.
И здесь я тоже допустил ошибку (я мог бы блукать в лесу неделю и ненайти лагерь, или же меня могли бы посчитать как полицейского разведчика и расстрелять). Уходя на поиски партизан я с Омеляном сочинили легенду – что будто он когда поздно вечером ушел я от него домой он слыхал какой-то выстрел, и что возможно взяли меня партизаны или полиция – (действительно выстрел сделал я с винтовки которая в меня хранилась в колхозном сарае в соломе крыши)
Забрать свою группу в партизаны не удалось, так как данная группа догоняла соединение, которое уже ушло с Носовских лесов и переправившись через р. Десна в Астареки р-н на Черниговщине.
Когда группа догнала соединения то я в отряде им. Щорса увидел двух полицаев с села Дермановка – сразу заявил командованию – суд состоялся сразу, на месте и приговор был справедлив – изменникам смерть. Это еще раз подтвердило, что в партизаны не только принимать надо было, но и проверять. Так как один предатель мог погубить отряд.
В отряде был рядовым, а потом пулеметчиком. Участвовал в боевых операциях, засадах на шоссейных дорогах, где проходили немецкие машины, ходил на железную дорогу с подрывниками, на разведку и дозоры.
Партизанские действия отличаются от армейских фронтовых действий – на фронте враг впереди и линию фронта в основном солдаты видят, в партизанах враг кругом, - к врагу надо подойти неожиданно и молниеносно разбить и быстро-же уйти (госпиталей в партизанах не было, и лечить раненых на повозках тяжело).
Другое обличье партизанской жизни это снабжение продуктами питания - людей надо кормить, а где брать продукты в лесах. У населения брать нельзя – это называлось мародерством и за это расстрел.
Безусловно, население помогало нам продуктами, люди делились последним куском, но в основном продукты доставали с боями на немецких складах – к примеру, в Житомирских лесах, где много сел было сожжено фашистами и население сел тоже ушло в леса, то мы на протяжении месяца в основном питались грибами и ягодами (черникой), - к счастью этого было вдоволь, а хлеба отрубями получали не более 100 грамм в сутки да супа тарелку, в которой было полкартошки и ложка этих отрубей.
Вам, может быть не часто, но приходилось слышать выражение – это вам не партизанщина – то-есть намек на недисциплинированность, это нам партизанам просто оскорбление. В партизанах дисциплина была жесткая. О невыполнении какого-то приказания немогло быть и в мысли. Например, когда наше соединение вышло с окружения с Иванковского района Киевской области и обратно ушло в житомирские леса – меня, Путинцева и Бимошенко оставили в передовом дозоре по наблюдению за передвижением немецких карателей с приказом не покидать наблюдательный пункт до прибытия посыльного – мы пролежали почти 4 сутки неевши и только ночью с ручья пили воду. Хотя ночью можно было пройти в село, которое от нас было на расстоянии 1,5 километра и попросить у людей хлеба, но мы не имели права – ведь мы могли рассекретить свою заставу.
Или еще пример – соединение на марше переходило через железную дорогу на расстоянии 1,5 км от ж.д станции которую охраняли мадьярские солдаты, - после перехода ж.д мне был приказ перейти обратно ж.дорогу и проверить все ли подразделения, к тому же мадьярские солдаты проезд простреливали и в любую минуту могли быть там уже и там на переезде. Приказ мной был выполнен.
У Вас возникает вопрос – неужели партизаны такие бесстрашные и ничего не боятся – нет каждый человек боится, но в таких случаях человек силой своей воли преодолевает страх и готов на все.
А что такое все: партизаны в плен не сдавались и в критическом положении подрывали последней гранатой себя и врагов…
местности и кюветам вбрали(неразборчиво, zdobin) 2 фургона с продуктами и 8 лошадей в т.ч 4 верховых захватили мы.
На второй день в 10-11 ч. Утра по (неразборчиво) дороге немцы появились с 2-мя танками и несколько машин пехоты. Мы не обнаруживали себя из села отошли на окраину леса в сторону расположения соединения, сообщив в отряд о движении немцев. А через день немцы пошли обходным путем на село где располагался отряд им. Щорса.
Разведка доложила, что за озером или речкой движутся на село немцы, наша рота заняла оборону на краю села и пустив немцев на греблю озера открыла огонь, немцы быстро отошли за озеро на опушку леса и из-за барханов из-за озера вели пулеметно-минометный огонь по селу. Бой длился около трех часов и только вечером немцы отошли в направлении села Градеск (в этом бою говорят было убито 170 немцев).
В этом бою негде было поставить миномет (батальонный) что бы видно было, поражаем ли цели немцев, то минометчик Вася (окруженец, по национальности мордвин) вытащил на колокольню церкви и оттуда метко поражал – хотя миномет был без прицела ( в то время в нас миномет и противотанковая пушка были без прицелов – взяты в окружении наших частей под Народовичами в Житомирской области, да и небыло телефонной связи, так что стреляли прямой наводкой с видимых точек.
В этом селе много было баптистов и во время боя загорелось несколько домов, то вместо того что бы спасать имущество и скот они собрались в молельном доме откуда пришлось их выгонять силой.
Ночью с этого села мы ушли, а через день немцы сожгли с. Градеск.
На подрыве был один раз при переходе соединения с с. Кукареки через ж\д переезд возле станции ? (забыл) ст. охраняли мадьяры.
Путинцев и я были посланы с подрывником Прищепой И.С где надо было с правой стороны за 2 км. от переезда заминировать ж\д дорогу, на соседней станции был бронепоезд.
Пока мы по глубокому снегу добрались до пункта минирования то вже услышали гул движения паровоза – время было мало и Прищепа быстро поставил мину и скатившись с насыпи отбежал от полотна метров на 15-20, как произошел взрыв, это были 2 спаренных паровоза. После этого Прищепа заложил еще мину в другом месте и когда соединение перешло ж\д (я ходил к переезду проверять) тогда мы ушли с ж\д догонять соединение.


zdobin: продолжение будет.
 
Сверху