"Сатурн" выходит из-за туч". Интервью с Виктором Чепкиным.

Арсений

Активный участник
Сообщения
1.413
Адрес
Санкт-Петербург
2. "Сатурн" выходит из-за туч". Интервью с Виктором Чепкиным.

Интереснейшее интервью про двигатели прежде всего, но есть еще много интересной инфы и про истребители 5 поколения, и про нынешнее состояние ОПК и.т.д.

Некоторые цитаты:
Но даже в таких условиях мы сохранили ядро коллектива, сохранили разработанные нами передовые технологии. И самое главное — мы делаем дело. Беда в том, что на длительный срок были приостановлены научно-исследовательские работы — одна из важнейших компонент в создании новых двигателей. Одна из моих основных задач как первого заместителя генерального директора по НИОКР и ОКР как раз и заключается в восстановлении в полном объеме этой основополагающей компоненты.

— Так что же такое сегодня НПО "Сатурн", и о каких именно шести ногах Объединения идет речь?

Итак, первая наша нога — двигатели для военных самолетов, и здесь мы в феврале подняли "Су-35" с принципиально новым нашим мотором "117С".

Следом идут двигатели для гражданских самолетов, в частности наш совместный с французами "Sam146", который поднялся недавно на самолете "СуперДжет".

За ними — двигатели для крылатых ракет.

Четвертая нога — двигатели для кораблей военно-морского флота. Сейчас у нас идет работа над выполнением первых таких контрактов по оснащению боевых кораблей.

Для прокачки газа в магистральных трубопроводах и для нагнетания его в подземные хранилища также необходимы газовые турбины — это наша пятая нога. Мы выпускаем целую линейку турбин для "Газпрома".

Наконец, газовые турбины для электростанций. Две недели тому назад в Ивановской области мы запустили первую в стране парогазовую электростанцию. Двигатель для нее имеет более двух метров в диаметре.

На самом-то деле двигатель пятого поколения у нас есть. Он называется "АЛ 41Ф". ....То есть, двигатель-то имеется, но он оказался великоват для разрабатываемого "Сухим" самолета. (Хотя это тоже вопрос спорный)...Было проведено более 30 полетов, мы получили положительное заключение, и, наконец, мы дважды подняли самолет "1.44", для которого двигатель и разрабатывался.

Что касается "117-го", вы напрасно так снисходительно говорите о нем.
Во-первых, у нас есть прекрасный двигатель "АЛ-31Ф". Он стоит на "Су-27", "Су-30", "Су-35", других машинах, хорошо продается. За границу мы продали их уже более 800 штук. Индия купила у нас лицензию и освоила его производство…

Во-вторых, как я уже сказал, у нас есть также опыт разработки "АЛ-41". Это был действительно прорывной проект, и в рамках государственной программы разработки этого двигателя с 1982 по 1992 гг. сделано очень много. Советский Союз израсходовал на его создание гигантские деньги — многие миллиарды еще тех полновесных рублей (я владею точными цифрами, но не хочу пугать парламентариев). Работая над ним, мы накопили гигантский опыт в области аэродинамики, прочности, металлургии, в методиках расчета, а также и в автоматике. Впервые двигатель имел полностью электронную систему автоматики, так называемую ФАДЭК — систему с полной ответственностью.

Накопленный таким образом за десять лет уникальнейший опыт мы опрокинули на модернизацию "АЛ-31Ф". В итоге родился двигатель "117". Даже простое приложение имеющихся наработок дало удивительный результат — тяга двигателя возросла с 12,5 тонн до 15. Не прибавив ни грамма веса, мы увеличили тягу на 20 процентов! Для самолета это стало колоссальным рывком: в некоторых режимах превышение тяги над сопротивлением увеличилось втрое. И когда четыре года назад мы испытывали этот двигатель на "Су-27", мы увидели, что так никогда не летал ни один истребитель — по разгону, скороподъемности, по всем летным характеристикам.

Таким образом, "АЛ-31Ф" получил новое дыхание, и новый "117" будет успешно продаваться еще 20-30 лет. За счет тех денег, которые Советский Союз вложил в разработку "АЛ 41", мы обеспечили и наши ВВС (если они, конечно, захотят купить) и свой экспортный потенциал на время, пока мы будем доводить двигатель пятого поколения.

— Китайский самолет — это точная копия нашего?

— Что касается двигателя, это не точная копия. Я его видел. Китайцы использовали и свои разработки, но на 70 процентов это наш "АЛ-31Ф", автоматика вся наша.

— Кстати, вы говорите про 15 тонн, а насколько я слышал, "117С" имеет тягу 14,5 тонн…

— Этот вариант двигателя предназначен в основном на экспорт, в дальнейшем будет "российский" вариант двигателя уже без буквы "С" с тягой действительно 15 тонн. Мы его уже собираем. Именно "117-й" на первых порах будет стоять и на строящемся сейчас в Комсомольске-на-Амуре российском истребителе пятого поколения "ПАК ФА".

— Виктор Михайлович, вы хорошо ориентируетесь в области современной авиации, как вы полагаете, сможет ли новый российский "ПАК ФА" превзойти уже стоящий на вооружении США с декабря 2005 года "F-22"?
.................
Сейчас нам по карману создать боевое оружие, которое будет лучше американского.
.................
Очень важная особенность "Раптора" — это держится в секрете, и об этом мало кто знает — состоит в том, что сам он не рвется в ближний бой, где его преимущества нивелируются. Он — центр группировки, или, как говорят американцы, кластера беспилотных боевых машин. Сейчас создаются и уже есть возвращаемые беспилотные самолеты, несущие вооружение.
Так вот, "F-22" обладает возможностью одновременно управлять до 10 таких воюющих (имеющих оружие воздух-земля, воздух-воздух) беспилотников. Сам он, конечно, тоже может воевать, если того потребует боевая обстановка. И эта функция центра управления беспилотными аппаратами с каждым годом становится все важнее. А закончится все тем, что в беспилотном истребителе будет сидеть робот, который будет обладать всеми функциями живого пилота. Он будет видеть боевую обстановку, оценивать ее, будет обучаться в ходе боя, принимать соответствующие решения…

Вот к чему все идет: "F-22" становится летающей платформой, обеспечивающей работу таких роботов. Но чтобы выполнять боевую задачу самолету требуется соответствующее оборудование, причем защищенное от воздействия помех, линия связи должна быть защищена, закодирована... Эта функция — новая, и она требует веса.
:Shok: :Shok: :Shok: :Shok:

— И все-таки, как обстоят дела с двигателем поколения 5+, которого с нетерпением ждут самолетостроители?

— Это следующий шаг. Как я уже сказал, мы сделали "117С", затем — настоящий "117". Он будет существенно лучше чем "117С", и уже следующий шаг — то, что мы называем двигатель поколения 5+. Новый двигатель — это продолжение линии "АЛ-41-го", но когда мы его закладывали в 1981 году, еще при участии А.М.Люльки, за это время многое изменилось даже в идеологии конструкции.

Сейчас продолжается конкурс, в ходе которого мы должны показать, что у нас есть соответствующая технология — 5-6-координатные станки для обработки роторов, и т.д., и т.п.

"Идей и проектов у нас много...."

А пока идет нормальная работа, которую, кстати, я возглавляю. Мы спроектировали детали, сейчас их изготавливаем, испытываем… Например, в стадии изготовления новейшие вентиляторные ступени компрессора низкого давления, уже изготовлена совершенно новая камера сгорания, новейшая турбина, новейшие турбинные лопатки. В целом, все идет по плану.

Есть деньги, есть пул компаний и институтов, которые работают над двигателем поколения 5+. Нужно только работать, работать и работать…

Ну и еще про суперджет, и про корабельные двиги.
 

guest

Активный участник
Сообщения
476
Адрес
РФ
Арсений написал(а):
А по поводу чего удивление ?
Поле боя -- агрессивная среда. В ней должны работать роботы ! (терминатору привет :-D )
Интересно другое: зачем вообще в самолете нужен человек?
Посадку, вроде, еще "Буран" делал, а тактику ( со множеством динамических целей) комп объщитает быстрей. ( психологи говорят, что человек может удерживать внимание одновременно не более чем на 5-7 целях.)
 

Арсений

Активный участник
Сообщения
1.413
Адрес
Санкт-Петербург
guest, да, логично, НО!
Это дает понимание общего вектора развития американской авиации.

Если раньше я себе представлял, что применение Раптора ничем не будет отличаться от применения, скажем Игла. Те же боевые вылеты, те же воздушные бои.

То теперь я понимаю, что ЭТО ПРИНЦИПИАЛЬНО ДРУГАЯ ПО ПРИНЦИПАМ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ МАШИНА!
 

guest

Активный участник
Сообщения
476
Адрес
РФ
Арсений написал(а):
Это дает понимание общего вектора развития американской авиации.
Скорее развития человечества: рутину и агрессивную среду -- автоматам ! :idea: :)

Арсений написал(а):
ЭТО ПРИНЦИПИАЛЬНО ДРУГАЯ ПО ПРИНЦИПАМ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ МАШИНА!

ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ это всёж СТРАТЕГИЯ. :),
А Ф-22, в силу дальности и малочисленности, на стратегию не тянет :)
Ну, сделает история "виток", вернёмся ко временам "Вьетнамской войны" ( с ее обнаружением в 70км, дальностью 20, "расходом" на цель 5 -10 и т.д. ) -- не принципиально... :???:
А принципиально -- смещение войны в политико-экономическую область.
Долгое-долгое изматывание противника "санкциями", подкупы, небольшое "постреливание", и, ... принятие капитуляции :) ( :idea: а можно и без последних двух... ) :)
 

Atass

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.974
Адрес
Москва
Что-то все так противоречиво... :???: У "Сатурна" давно все есть, а "Салют" ищет много денег, чтоб когда-то только появилось...

ИТАР-ТАСС. Интегратором двигателя 2-го этапа для истребителя 5-го поколения (ПАК ФА) будет "Объединенная двигателестроительная корпорация", сообщил глава корпорации "Сухой" Михаил Погосян.

По его словам, "вероятнее всего, интегратором двигателя 2-го этапа для перспективного комплекса фронтовой авиации станет Объединенная двигателестроительная корпорация, которая объединится с компанией "Салют". "Уже определены контуры двигателя 2-го этапа, но надо понимать, что его цикл создания 10-12 лет", - сказал Погосян. Он исключил возможность появления двигателя 2-го этапа в ближайшие годы. "Точно не появится к 2015 г.", - подчеркнул глава корпорации.

http://www.militaryparitet.com/teletype ... type/7161/
 

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
Арсений написал(а):
Вот к чему все идет: "F-22" становится летающей платформой, обеспечивающей работу таких роботов.

Ну.....от когда дойдет, тогда можно будет и говорить).
Пока даже прототипов таких дронов нет, равно как и системы управления ими. Единственный проект сверхзвуковых ударных БПЛА заморозили из за отсутствия фиников.
 

РС-24

Активный участник
Сообщения
4.023
Адрес
Коломна
Арсений написал(а):
А что-то там американцы испытывать собрались с авианосцев?
Очередной прожект DARPA, созданный для распила напечатанных зеленых открыток
 

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
Арсений написал(а):
Да ну? А что-то там американцы испытывать собрались с авианосцев?

Обычный БПЛА, только морского базирования, для авианосцев.
Ничего о коллективных действия, тем более о воздушных боях этого аппарата и упралении от Ф-22 даже не заикались).
 

ddd

Активный участник
Сообщения
6.921
Адрес
Россия
ГЕРКОН32 написал(а):
Ничего о коллективных действия, тем более о воздушных боях этого аппарата и упралении от Ф-22 даже не заикались)

А почему боях? а например использовать радары БПЛА для подсвета целей, поиска, наведения ракет, при том, что сам 22 на излучение тока даталинком работает?
 

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
ddd написал(а):
А почему боях? а например использовать радары БПЛА для подсвета целей, поиска, наведения ракет, при том, что сам 22 на излучение тока даталинком работает?

ИМХО неоправданно дорого.
Стоимость такой эскадрильи будет заоблачной, причем никакой боевой ценности из за отсутствия ударного вооружения дроны иметь не будут.
Да и возможности синхронного управления несколькими БПЛА с истребителя, плюс ему нужно анализировать большой поток входящих данных, стрелять... Минимум нужна спарка...один пилот в Ф-22 не справится. О полной автоматизации этих процессов еще даже речь не идет.
Не проще повесить один сапмолет ДРЛО с мощным радаром, чем пачку БПЛА с маломощными БРЛС. Да и боекомплект Ф-22 в общем достаточно скромен, поэтому вооружение дронов ракетами В-В должно быть в любом случае, иначе его можно совершенно безнаказанно растрелять даже из пушки, не тратя ракеты.
 
Сверху