Нашёл вот кое-что про танк Лебеденко.
Сейчас уже стало привычным, что танк - это бронированная боевая машина на гусеницах. Первый танк "Марк 1", созданный в 1916 году английскими конструкторами, имел гусеничный движитель. Применением гусеницы разрешалось обостренное противоречие, которое возникало бы при использовании колес. Колеса для подобной боевой машины должны быть очень большого диаметра - чтобы обеспечить ей высокую проходимость, а такое колесо имеет ряд недостатков.
Однако попытки разрешить проблему проходимости с помощью компромиссного варианта - использования колес увеличенного диаметра - все же были. Такой танк в мае 1915 г. предложил построить русский изобретатель капитан Лебеденко. Это был боевой аппарат массой 2,5 тыс. пудов (40-44 т) в виде гигантского орудийного лафета с диаметром ходовых колес 9 м и скоростью их вращения 10 об/мин. Предполагалось, что при этих параметрах машина без труда одолеет окоп, ров, вертикальную стенку, раздавит блиндаж и т. п. В течение минуты "колесница" покрывала 28 м, что равнялось скорости около 17 км/ч.
Была изготовлена масштабная модель машины с 30-сантиметровыми никелированными колесами и приводом от граммофонной пружины. Эту модель Лебеденко поднес царю Николаю II. Игрушка произвела впечатление, и деньги на строительство полноразмерной машины были выделены. На испытаниях в августе 1917-го машина двинулась с места, сломала передней осью большую старую берёзу и... увязла хвостовым катком в грунте. Ещё раз машину пытались заставить двинуться своим ходом в 1918 году, и столь же неудачно.
"Царь-танк" (машину хотели назвать так по аналогии с "Царь-пушкой") по сей день является самой крупногабаритной боевой машиной из когда-либо сооруженных в практике мирового танкостроения. Это решение было, несомненно, сильным для того времени и тех условий. Простота конструкции, высокое расположение орудий и пулеметов над полем боя, хороший обзор для экипажа могли бы сделать колесный танк в условиях ведения боя того времени достаточно сильным противником. Чтобы остановить колесный танк, необходимо было попасть точно в ступицу ходового колеса, тогда как для гусеничного попадание в любое место гусеничной ленты было роковым.
К недостаткам такой конструкции следует отнести сложность маскировки 9-метрового танка на поле боя, высокое давление колес на грунт и невозможность ведения стрельбы в секторах, перекрытых колесами. Кроме того, разработчики допустили массу конструкторских промахов, главным из которых было неверное распределение нагрузки между ведущими колесами и хвостовым колесом. Все это привело к тому, что колесный танк Лебеденко остался курьезной конструкцией, мало повлиявшей на ход мирового танкостроения.
Добавлено спустя 3 минуты 26 секунд:
Фотография: