РС-24 теперь мне понятна Ваша "информированность"! :grin: Не пользуйтесь материалами жёлтой прессы! Почитайте лучше:
Владимир Геннадьевич Морозов - главный конструктор СПРН, доктор технических наук, действительный член Международной академии информатизации, почетный член Академии космонавтики им К.Э. Циолковского, заслуженный конструктор РФ.
ОГРОМНЫМИ трудами ученых, конструкторов, рабочих, военных в нашей стране создана и несет боевое дежурство в составе РВСН система предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Она является важнейшим элементом в реализации концепции сдерживания, лежащей в основе обеспечения военной безопасности России.
СПРН - составная часть Ракетно-космической обороны (РКО), включающей в свой состав также систему контроля космического пространства (ККП) и противоракетной обороны (ПРО).
ПЕРВЫЕ РАЗРАБОТКИ
Начало работ по СПРН и РКО в целом относится ко второй половине 1950-х гг., когда в США и СССР появились межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). В истории разработки и создания систем РКО есть много общего, вместе с тем каждая из них имеет свои особенности.
1. РЛС "Дарьял". 2. РЛС "Днепр" + сооружаемая РЛС "Дарьял-У". 3. РЛС "Волга". 4. РЛС "Днепр"
Разработка отечественной СПРН, ее средств и изготовление технологической аппаратуры была возложена на НИИ, КБ и заводы Минрадиопрома, разработка проектной документации и строительство объектов - на Минобороны, проведение монтажно-настроечных работ - на Головное производственно-техническое предприятие Минрадиопрома, проведение государственных испытаний средств и системы в целом - на НИИ Минобороны. Заказчиком СПРН были определены Войска ПВО.
В это время в Радиотехническом институте (РТИ) АН СССР началась разработка первой отечественной РЛС "Днестр", предназначенной для обнаружения атакующих баллистических ракет (БР) и космических объектов. Эта РЛС прошла полигонную отработку на 10-м государственном испытательном полигоне Минобороны, и 15 ноября 1962 г. было задано создание 4-х таких РЛС в районах Мурманска, Риги, Иркутска и Балхаша.
Одновременно в ЦНИИ "Комета" началась разработка космической системы обнаружения стартов БР с ракетных баз США, а в НИИ дальней радиосвязи (НИИДАР) - средств загоризонтного обнаружения. Решение об их создании принято в 1969 г. Главными конструкторами были назначены соответственно Владислав Хлибко и Франц Кузьминский.
Разработку радиолокационных средств раннего обнаружения атакующих баллистических ракет и космических объектов, космических систем обнаружения стартов БР и средств противоракетной обороны возглавили три известных академика: Александр Минц, Анатолий Савин и Григорий Кисунько. Каждый из них разрабатывал свои средства и системы.
Через 8 лет после принятия решения о создании РЛС "Днестр", 25 августа 1970 г. на вооружение Советской Армии был принят комплекс раннего обнаружения (РО) атакующих БР в составе командного пункта (КПК РО) и узлов РО-1 (Мурманск), РО-2 (Рига). Этот комплекс работал по принципу разнесенного на местности радиолокатора, когда функции источников информации сводились к формированию единичных измерений и передаче их на КПК РО, а задачей командного пункта комплекса являлось построение траекторий баллистических ракет и космических объектов и определение параметров их движения в автоматическом режиме. Создание узлов РО-1 и РО-2 обеспечило надежный контроль ракетных баз США.
13 февраля 1973 г. приняты на вооружение РЛС "Днестр" на узлах, предназначенных для обнаружения спутников (ОС) Земли - ОС-1 (Иркутск) и ОС-2 (Балхаш). Узлы ОС-1 и ОС-2 существенно расширили возможности по контролю космического пространства и прикрыли юго-восточное ракетоопасное направление.
Разработка и создание РЛС "Днестр" и КПК РО осуществлялась молодыми в то время сотрудниками РТИ АН СССР Глинкиным Л.И., Очкиным Ю.В., Иванцовым В.М., Саврасовым Ю.С., Ордановичем В.Е., Васильевым А.А. и др. Общее руководство работами по созданию РЛС осуществлял главный конструктор узлов РО и ОС Юрий Поляк.
Параллельно с этим была поставлена задача создания системы, обеспечивающей контроль всех, а не избранных, ракетоопасных направлений. С этой целью в РТИ АН СССР в 1968 г. разработали первый эскизный проект СПРН с использованием РЛС "Днепр", созданной на базе локатора "Днестр" и обладающей по сравнению с ним более высокими тактико-техническими характеристиками, и перспективной РЛС "Дарьял".
До своей реализации этот проект претерпел значительный объем доработок. Они были связаны как с недостаточным оперативно-тактическим обоснованием облика и места дислокации самой мощной в мире РЛС "Дарьял", так и с организационными изменениями в Минрадиопроме и 2-м НИИ МО, который до этого времени являлся разработчиком алгоритмов командного пункта СПРН.
Следует отметить, что разработанный в составе эскизного проекта в 1968 г. проект РЛС "Дарьял" до сих пор является уникальным. Эту станцию, рассчитанную на большую излучаемую мощность и имеющую огромную площадь антенного полотна, предполагалось оснастить ядерными автономными источниками питания. Согласно первоначальному замыслу, данная РЛС должна быть размещена на крайнем Севере СССР в районе Земли Франца-Иосифа с целью достижения максимального времени предупреждения. Этот проект, уникальный и сложный, претерпел ряд доработок, выдержал конкурс с альтернативным проектом НИИДАР. Лишь 14 апреля 1975 г. было задано создание РЛС "Дарьял" в существующих местах дислокации (Печора, Габала).
Конец 60-х гг. можно считать началом создания не только СПРН, но и РКО в целом. В 1970 г. заместитель министра радиопромышленности СССР Владимир Марков, возглавлявший в Минрадиопроме работы по ПРО, СПРН и СККП, принял революционное решение о создании Центрального научно-производственного объединения (ЦНПО) "Вымпел", задачей которого являлось проведение практически всего комплекса работ по ракетно-космической обороне. В состав "Вымпела" вошли несколько предприятий России, Украины и Белоруссии, основными из которых были РТИ, НИИДАР, НИИ радиоприборостроения, Днепровский машиностроительный завод, Южный радиозавод, Гомельский радиозавод, Конструкторское бюро системного программирования и Научно-тематический центр, которому была поручена головная роль по созданию СПРН, СККП и ПРО г. Москвы, а также командных пунктов этих систем. Генеральными директорами ЦНПО "Вымпел" в разные годы были Владимир Марков, Юрий Аксенов и Николай Михайлов.
С этого времени история разработки и создания всех систем РКО стала историей ЦНПО "Вымпел".
Основу НТЦ ЦНПО "Вымпел" составили сотрудники ОКБ "Вымпел". Кроме них в НТЦ ЦНПО "Вымпел" был переведен из РТИ АН СССР и НИИДАР ряд ведущих сотрудников, которые впоследствии создали основу разработчиков СПРН. В числе этих сотрудников были нынешние Главные конструкторы средств Траубенберг В.П., Григорьев А.Л., Волобуев А.В., Шаховцев С.С. и др. Главным конструктором СПРН был назначен один из ведущих сотрудников теоретического отдела, возглавляемого Тартаковским Г.П. д.т.н. Репин В.Г., который совместно с молодыми выпускниками МФТИ Курикшей А.А., Меньшиковым А.В., Морозовым В.Г., Бакутом П.А., ведущими сотрудниками НТЦ Головкиным Б.А., Кузнецовым И.Н., Зельниковым И.П., Широковым В.В. и др. совместно с переведенными из РТИ АН СССР и НИИДАР сотрудниками приступили к разработке СПРН.
ЕДИНАЯ СИСТЕМА
Анализ, проведенный специалистами Минобороны и ЦНПО, показал, что система, создаваемая на основе эскизного проекта 1968 г., не позволит решить весь комплекс задач РКО. В 1972 г. был принят к реализации вновь разработанный в Научно-тематическом центре объединения "Вымпел" эскизный проект СПРН. Отличием этого проекта от предыдущего была, в частности, его тесная увязка со средствами контроля космического пространства. Информационная компонента этих систем - средства СПРН и СККП - разрабатывались как единое целое, а независимые разработки Александра Минца, Анатолия Савина и Григория Кисунько стали дополнять друг друга.
Наряду с группировкой средств надгоризонтной радиолокации проектом предусматривалось включение в состав СПРН двух узлов (Чернигов и Комсомольск-на-Амуре) загоризонтного обнаружения стартов МБР с ракетных баз США, космической системы обнаружения стартов с космическими аппаратами на высокоэллиптических орбитах и наземным пунктом приема и обработки информации. Двухэшелонное построение СПРН, работающей на различных физических принципах, создало предпосылки для ее устойчивой работы в любых условиях.
В это же время Сергей Аджемов показал принципиальную возможность использования государственной сети связи для обмена данными между территориально разнесенными средствами системы и ее командным пунктом.
Принципы построения комплексного боевого алгоритма командного пункта СПРН, предложенные в этом проекте, были основаны на четком распределении функций и ответственности за выданную информацию между источниками сведений и командным пунктом СПРН и предусматривали большой комплекс защит от выдачи ложной информации. Впоследствии эти принципы подтвердили высокую эффективность системы.
Предусмотренная эскизным проектом 1972 г. первая РЛС "Днепр" была создана в районе Балхаша и принята на вооружение Советской Армии в 1974 г.
День 29 октября 1976 г. стал днем рождения отечественной СПРН. Систему в составе командного пункта СПРН, узлов РО-1 (Мурманск), РО-2 (Рига), ОС-1 (Иркутск) и ОС-2 (Балхаш) на базе РЛС "Днепр" поставили на боевое дежурство. За успешное решение этой задачи группа ведущих разработчиков и создателей СПРН была награждена орденами и медалями, а главному конструктору системы Владиславу Репину присвоено звание Героя Социалистического Труда.
С этого времени началась эра совершенствования и развития системы в соответствии с замыслом эскизного проекта 1972 г. 19 июля 1978 г. с целью повышения тактико-технических характеристик системы на основном ракетоопасном направлении на боевое дежурство была поставлена вынесенная приемная позиция "Даугава" на узле РО-1 (Мурманск). Антенна "Даугавы" дополняла приемную часть "Днепра", что увеличило помехозащищенность и живучесть комплекса.
16 января 1979 г. на вооружение Советской Армии принята космическая система обнаружения стартов БР с ракетных баз США. В это же время на боевое дежурство поставлены еще две РЛС "Днепр" на узлах РО-4 (Севастополь) и РО-5 (Мукачево), что обеспечило возможность контроля юго-западного направления. Практически одновременно введен в эксплуатацию головной образец комплекса средств доведения и отображения информации предупреждения "Крокус", благодаря чему было реализовано мгновенное автоматическое доведение информации СПРН до потребителей.
В 1980 г. принят в опытную эксплуатацию первый узел загоризонтного обнаружения стартов БР "Дуга-1" в районе Чернигова и предъявлен на совместные испытания узел "Дуга-2" в районе Комсомольска-на-Амуре.
20 января 1984 г., через 9 лет после принятия решения о создании РЛС "Дарьял", головной образец этой станции, построенный на узле РО-30 (Печора), был принят на вооружение Советской Армии. В 1985 г. сдан второй образец РЛС "Дарьял" на узле РО-7 (Габала). По своим тактико-техническим характеристикам РЛС "Дарьял" до сих пор не имеет аналогов в мире. За создание такой РЛС главному конструктору Виктору Иванцову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В таком составе СПРН была способна обнаруживать удары по территории СССР МБР и БРПЛ средней дальности типа "Поларис" и "Посейдон" с основных ракетоопасных направлений.
Конец 70-х годов - начало 80-х были годами интенсивной и плодотворной работы по развитию СПРН. Коллектив разработчиков системы ПРН окреп и пополнился новыми высококвалифицированными кадрами - выпускниками МФТИ, МГУ, МАИ и других престижных вузов страны. Среди молодых специалистов, внесших в это время наибольший вклад в разработку СПРН, можно назвать Суханова СССР СА, Клочкова А.Н., Андрияко В.А., Гусева В.Б., Зубейрова С.М., Приезжего Н.Н., Закиса А.В., Щербакова И.Г., Алферьева В.Л., Лагуткина В.Н. и др.
С УЧЕТОМ НОВЫХ УГРОЗ
Конец 70-х - начало 80-х гг. - время интенсивной и плодотворной работы по развитию СПРН. В 1976-1977 гг. Научно-тематический центр ЦНПО "Вымпел" разработал первый эскизный проект развития и совершенствования СПРН. Необходимость данной работы была обусловлена развитием средств нападения стран НАТО и Китая. В это время на вооружение НАТО поставили БРПЛ морского базирования "Трайдент-1", началась разработка ракет "Трайдент-2" с большей по сравнению с "Трайдент-1" дальностью полета, появились БР дальнего действия в Китае.
Тенденции развития средств нападения вероятных противников определили повышенные требования к СПРН. В связи с этим проектом было предложено создание новой практически глобальной космической системы обнаружения стартов БР и двухдиапазонного периферийного радиолокационного поля. Главный конструктор узлов РО и ОС Юрий Поляк предложил оригинальную программу работ по поэтапному развитию радиолокационного поля СПРН метрового диапазона с доведением характеристик всех радиолокационных узлов по дальности действия до характеристик РЛС "Дарьял".
Основу этой программы составляли так называемые универсальная приемная позиция (УПП) и типовая передающая позиция (ТПП). УПП позволяла принимать и обрабатывать отраженные от цели сигналы, излучаемые локатором "Днепр", и отличалась от приемной позиции РЛС "Дарьял" значительно большими возможностями по управлению и помехозащищенности. Дальнейшее совершенствование узла обеспечивалось заменой "Днепра" на ТПП, работающую совместно с ранее созданной на узле УПП.
Впервые в мировой практике в УПП было предусмотрено создание адаптивной фазированной антенной решетки. Головной образец приемной позиции, которая называлась "Даугава-2", предполагалось разместить на узле ОС-2 (Балхаш), а первые ТПП - на узлах Мукачево и Рига. Впоследствии на основе этих решений началось создание РЛС "Дарьял-У" на узлах Балхаш, Иркутск и Енисейск и РЛС "Дарьял-УМ" на узлах Мукачево и Рига. Главным конструктором "Дарьяла-У" был назначен Александр Васильев, а "Дарьяла-УМ" - Виктор Иванцов.
В промежутках между радиолокационными узлами метрового диапазона типа "Дарьял" предполагалось строительство узлов дециметрового диапазона на базе РЛС "Волга". Это позволяло создать двухдиапазонное сплошное радиолокационное поле по всей периферии СССР.
По результатам рассмотрения проекта 1976-1977 гг. было задано создание трех РЛС "Дарьял-У" в районах городов Балхаш, Иркутск и Енисейск, двух РЛС "Дарьял-УМ" в районах Мукачево и Риги и развернуты работы по разработке серии РЛС "Волга".
В 1981 г. главным конструктором РЛС "Волга" был назначен Александр Мусатов, а 1982 г. ознаменовался разработкой первого эскизного проекта серии этих станций. В соответствии с ним предусматривались разработка и создание серии отечественных твердотельных цифровых радиолокаторов с возможностью перестройки частоты в широком диапазоне волн и работы в двух частотных диапазонах. Управление передающими и приемными модулями в этих РЛС предполагалось осуществлять с помощью расположенной внутри РЛС зеркальной антенны, а их централизованный ремонт должен был осуществляться на специально созданном заводе. Все это являлось составной частью очередного системного проекта, уточнившего роль и место серии РЛС "Волга" в СПРН. 20 августа 1984 г., после уточнения облика РЛС в сторону ее упрощения и удешевления и назначения главным конструктором РЛС "Волга" Станислава Миронова, принято решение о создании головной РЛС "Волга" на западном ракетоопасном направлении в районе города Барановичи. Для этой цели на Днепровском машиностроительном заводе был создан уникальный цех микроэлектроники.
22 мая 1985 г. принимается решение о создании новой, практически глобальной, космической системы обнаружения стартов БР с ракетных баз США и Китая и акваторий морей и океанов. Главным конструктором этой системы назначается Константин Власко-Власов.
ПРОТИВ "ПЕРШИНГОВ"
В 80-х гг. вблизи границ СССР США разворачивают баллистические ракеты средней дальности "Першинг-2". Советские спутники-разведчики фиксируют интенсивное строительство трех ракетных баз на территории ФРГ. Возникает угроза появления таких ракет и в других странах НАТО, в частности, в Турции. Успешно проходят испытания новых американских баллистических ракет морского базирования "Трайдент-2" с дальностью стрельбы более 10 тыс. км.
В НТЦ ЦНПО "Вымпел" срочно разрабатывается комплекс предложений по обнаружению ударов ракет "Першинг-2": принимается решение о расширении западного сектора обзора РЛС системы ПРО "Дунай-3У", рассматривается вопрос об использовании для этих целей противосамолетной РЛС "Имбирь" и других локаторов противосамолетной обороны.
В 1982 г. разрабатывается очередной эскизный проект развития СПРН, в котором уточняется облик глобальной космической системы обнаружения стартов всех типов стратегических баллистических ракет, а на направлениях, не контролируемых средствами надгоризонтной радиолокации с учетом БР "Першинг-2", предлагается создание четырех малопотенциальных РЛС "Волга-М".
ВЫСШАЯ ТОЧКА
Во второй половине 80-х гг. в состав СПРН вводятся две радиолокационные станции "Дарьял", завершается строительство трех РЛС "Дарьял-У" и двух РЛС "Дарьял-УМ". Вместе с тем это годы перестройки и смены внешнеполитического курса СССР. Сокращаются затраты на оборону и резко тормозится создание практически всех новых средств СПРН. 1986 г. - авария на Чернобыльской АЭС и прекращение функционирования первого загоризонтного узла "Дуга-1". Вследствие низкой эффективности двухскачковой загоризонтной радиолокации возникает вопрос о целесообразности использования по прямому назначению второго узла "Дуга-2", размещенного в районе города Комсомольск-на-Амуре.
В это время в ряде стран Ближнего Востока, Индии и Пакистане появляются первые баллистические ракеты малой дальности и начинается разработка БР средней дальности. Это годы, когда американцы объявляют о начале работ в области так называемой "стратегической оборонной инициативы", основу которой должна была составить космическая система ПРО. Создание такой системы могло бы нарушить сложившееся между СССР и США стратегическое равновесие. В СССР срочно разрабатываются государственные программы ответного реагирования. Резко возрастает роль СПРН и СККП.
В 1987 г. главным конструктором СПРН был назначен автор настоящей статьи. Разработка очередного комплексного эскизного проекта развития и совершенствования СПРН завершилась. Основными задачами проекта являлись: уточнение программы работ по завершению создания новых средств системы, уточнение задач узла "Дуга-2" и разработка новых средств, обладающих повышенной живучестью.
До сих пор не потеряли своей актуальности разработанные для СПРН 12-13 лет назад ряд комплексов и РЛС, резервная система формирования и доведения информации предупреждения, предложения по повышению устойчивости функционирования созданных и создаваемых средств по отношению к поражающим факторам ядерного взрыва.
В этом проекте впервые была предложена обширная программа работ по повышению социальной привлекательности объектов СПРН и их двойному использованию, а также проанализированы возможности СПРН в интересах других государств. К сожалению, многие идеи этого проекта из-за резкого сокращения затрат на оборону не нашли практического применения.
В 1988 г. генеральный директор ЦНПО "Вымпел" Николай Михайлов принял решение укрепить руководство работами по СПРН и СККП. Генеральным конструктором НИИДАР, который предполагалось сделать головной организацией по разработке систем ПРН и ККП, назначается Алексей Кузьмин, а его первым заместителем и главным конструктором СККП - Александр Меньшиков (впоследствии он стал генеральным конструктором МАК "Вымпел").
В 1989 г. завершается очередной успешный этап в развитии СПРН. Система приобретает новое качество и новую комплексную боевую программу.