Сокол
Активный участник
- Сообщения
- 101
- Адрес
- Россия, Подмосковье
Небольшой текст основан на материалах книги М. В. Никольского, В. Е. Ильина "Иллюстрированный справочник. Колесная бронетехника" и сайта stef124.tripod.com.
Семейство бронетранспортеров BOV было разработано югославской фирмой TAM из Марибора в конце 1970-х годов. Все варианты бронеавтомобиля имеют одинаковую компоновку: в передней части располагается отделение управления, затем боевое отделение, а за ним - моторно-трансмиссиооное. Впереди находятся места водителя и командира. Над их сиденьями в крыше корпуса имеются люки. Бронеавтомобили оснащались шестицилиндровыми дизельныи двигателями с воздушным охдаждением F 6L 413F мощностью 148 л. с., позволяющими развивать скорость до 95 км/ч. Двигатели производились по лицензии из ФРГ. Коробка передач ручная, пять скоростей для движения вперед и одна - назад. Броневая защита состояла из стальных пластин толщиной 8 мм. Основными задачами машины были борьба с диверсантами, защита важных объектов и противодейтсвие беспорядкам. Бронеавтомобиль выпускался в нескольких вариантах.
Военная полиция ЮНА. Фото с сайта www.paracin.co.yu
BOV-VP - бронетранспортер с десантным отделением на восемь человек, не учитывая командира и водителя. В кормовой части расположены две двери для десантирования. Вооружение - 12,7 мм пулемет, открыто установленный на крыше боевого отделения. По бортам находится по три пусковых установки дымовых гранат BDK-79. Боекомплект - 12 гранат. В Югославской народной армии BOV-VP использовался в подразделениях МВД и военной полиции. В настоящее время стоит на вооружении в Сербии (пятьдесят восемь), Боснии и Герцеговине (34) и Словении (12). В Сербии используется в военной полиции.
Фото с сайта stef124.tripod.com
BOV-1 - противотанковый вариант. Оснащен двумя контейнерами с тремя пусковыми установками модернизированных ПТУР 3М14 "Малютка" в каждом. Контейнеры установлены на смонтированной на крыше боевого отделения вращающейся башне. Изнутри корпуса перезарядка пусковых установок невозможна. Внешний вид бронеавтомобиля немного изменился - вместо рубки, имеющейся у десантного варианта, была установлена башня с пусковыми установками ПТУР. Перед люком водителя находится три смотровых прибора и один перед люком командира. Причем сами люки находятся в верхней части переднего наклонного бронелиста. Этот бронеавтомобиль используется армиями Сербии (84) и Хорватии (37). В Сербии им укомплектованы противотанковые роты механизированных батальонов.
BOV-3 ЮНА в Словении. 1991 год. Фото с сайта www.paracin.co.yu
Фото с сайта www.corbis.com.
BOV-3 Войска Республики Сербской. Фото с сайта www.militaryphotos.net
BOV-3 - ЗСУ. При разработке было принято решение оснастить её лицензионным вариантом орудия Испано-Сюиза HS804 - пушкой M55 A4B1. Скорострельность - 750 выстрелов в минуту. Дальность эффективной стрельбы по наземным целям - 2000 метров, по воздушным - 1500 метров. Значительным недостатком ЗСУ было размещение магазинов на 60 снарядов каждый сверху пушек. Таким образом, как и в случае с BOV-1, перезарядка изнутри невозможна. Остальной боезапас из 22 магазинов находился в башне. Она оснащена оптическим прицелом J-171. ЗСУ BOV-3 остается на вооружении армий Сербии (85) и Боснии и Герцеговины (29). В Сербии эти ЗСУ находятся в резерве ПВО.
BOV-30 - ЗСУ. По бокам вращающейся башни было установлено две 30 мм пушки. В массовое производство не пошёл, было произведено только несколько экземпляров.
Бронеавтомобили BOV встретили первые бои в Хорватии, они применялись спецподразделениями хорватского МВД против сербских ополченцев. Потом они использовались частями ЮНА в Словении, а затем и на просторах всей бывшей Югославии. Хорватские BOV-3 в 1991-1992 годах сбили несколько самолетов ЮНА. Наиболее активно эти машины применялись в Косово и Метохии в 1998-1999, когда подразделения Войска Югославии проводили операции по вытеснению отрядов УЧК. В ходе НАТОвских бомбардиров Югославии BOV-3 защищали небо страны от агрессоров.
Косово и Метохия. 1999 год. Фото с сайта stef124.tripod.com
Боевая масса ......................... 9100 кг
Длина................................ 5,71 метра
Ширина.............................. 2,92 метра
Высота .............................. 2,84 метра
Дорожный просвет.............. 0,33 метра
Запас хода............................... 500 км
Ёмкость топливных баков... 220 литров
Экипаж ......................... 2-10 человек
Военная полиция Войска Сербии. Фото с сайта stef124.tripod.com
Семейство бронетранспортеров BOV было разработано югославской фирмой TAM из Марибора в конце 1970-х годов. Все варианты бронеавтомобиля имеют одинаковую компоновку: в передней части располагается отделение управления, затем боевое отделение, а за ним - моторно-трансмиссиооное. Впереди находятся места водителя и командира. Над их сиденьями в крыше корпуса имеются люки. Бронеавтомобили оснащались шестицилиндровыми дизельныи двигателями с воздушным охдаждением F 6L 413F мощностью 148 л. с., позволяющими развивать скорость до 95 км/ч. Двигатели производились по лицензии из ФРГ. Коробка передач ручная, пять скоростей для движения вперед и одна - назад. Броневая защита состояла из стальных пластин толщиной 8 мм. Основными задачами машины были борьба с диверсантами, защита важных объектов и противодейтсвие беспорядкам. Бронеавтомобиль выпускался в нескольких вариантах.
Военная полиция ЮНА. Фото с сайта www.paracin.co.yu
BOV-VP - бронетранспортер с десантным отделением на восемь человек, не учитывая командира и водителя. В кормовой части расположены две двери для десантирования. Вооружение - 12,7 мм пулемет, открыто установленный на крыше боевого отделения. По бортам находится по три пусковых установки дымовых гранат BDK-79. Боекомплект - 12 гранат. В Югославской народной армии BOV-VP использовался в подразделениях МВД и военной полиции. В настоящее время стоит на вооружении в Сербии (пятьдесят восемь), Боснии и Герцеговине (34) и Словении (12). В Сербии используется в военной полиции.
Фото с сайта stef124.tripod.com
BOV-1 - противотанковый вариант. Оснащен двумя контейнерами с тремя пусковыми установками модернизированных ПТУР 3М14 "Малютка" в каждом. Контейнеры установлены на смонтированной на крыше боевого отделения вращающейся башне. Изнутри корпуса перезарядка пусковых установок невозможна. Внешний вид бронеавтомобиля немного изменился - вместо рубки, имеющейся у десантного варианта, была установлена башня с пусковыми установками ПТУР. Перед люком водителя находится три смотровых прибора и один перед люком командира. Причем сами люки находятся в верхней части переднего наклонного бронелиста. Этот бронеавтомобиль используется армиями Сербии (84) и Хорватии (37). В Сербии им укомплектованы противотанковые роты механизированных батальонов.
BOV-3 ЮНА в Словении. 1991 год. Фото с сайта www.paracin.co.yu
Фото с сайта www.corbis.com.
BOV-3 Войска Республики Сербской. Фото с сайта www.militaryphotos.net
BOV-3 - ЗСУ. При разработке было принято решение оснастить её лицензионным вариантом орудия Испано-Сюиза HS804 - пушкой M55 A4B1. Скорострельность - 750 выстрелов в минуту. Дальность эффективной стрельбы по наземным целям - 2000 метров, по воздушным - 1500 метров. Значительным недостатком ЗСУ было размещение магазинов на 60 снарядов каждый сверху пушек. Таким образом, как и в случае с BOV-1, перезарядка изнутри невозможна. Остальной боезапас из 22 магазинов находился в башне. Она оснащена оптическим прицелом J-171. ЗСУ BOV-3 остается на вооружении армий Сербии (85) и Боснии и Герцеговины (29). В Сербии эти ЗСУ находятся в резерве ПВО.
BOV-30 - ЗСУ. По бокам вращающейся башни было установлено две 30 мм пушки. В массовое производство не пошёл, было произведено только несколько экземпляров.
Бронеавтомобили BOV встретили первые бои в Хорватии, они применялись спецподразделениями хорватского МВД против сербских ополченцев. Потом они использовались частями ЮНА в Словении, а затем и на просторах всей бывшей Югославии. Хорватские BOV-3 в 1991-1992 годах сбили несколько самолетов ЮНА. Наиболее активно эти машины применялись в Косово и Метохии в 1998-1999, когда подразделения Войска Югославии проводили операции по вытеснению отрядов УЧК. В ходе НАТОвских бомбардиров Югославии BOV-3 защищали небо страны от агрессоров.
Косово и Метохия. 1999 год. Фото с сайта stef124.tripod.com
Боевая масса ......................... 9100 кг
Длина................................ 5,71 метра
Ширина.............................. 2,92 метра
Высота .............................. 2,84 метра
Дорожный просвет.............. 0,33 метра
Запас хода............................... 500 км
Ёмкость топливных баков... 220 литров
Экипаж ......................... 2-10 человек
Военная полиция Войска Сербии. Фото с сайта stef124.tripod.com