Подвиг гвардейцев широнинцев 2 марта 1943 г.

Книга "Широнинцы: подвиг без цензуры"

На основе книги, в феврале 2015 г. был создан документальный фильм, посмотреть можно здесь:


Эта книга ждала своих авторов семьдесят лет. Или авторы шли к ней в своем историческом и научно-исследовательском опыте три-четыре десятилетия. Мир за это время существенно изменился. Но память о минувшей войне, ее героях и подвигах по-прежнему болит в сердцах и душах многих. Она настойчиво зовет нас туда, где в сражениях Второй мировой и Великой Отечественной решались судьбы не только стран и народов, но и всего человечества.

Подвиг, совершенный бойцами взвода под командованием гвардии лейтенанта Петра Николаевича Широнина 2 марта 1943 года у железнодорожного переезда Беспаловка близ села Тарановка Змиевского района Харьковской области, прочно вошел в историю, став ярким примером массового героизма советских воинов в жестоком поединке с нацизмом. В разгар «второй битвы за Харьков» они приняли неравный бой с авангардом 6-й танковой дивизии гитлеровцев и своим мужеством и самоотверженностью, ценою жизни исполнили свой воинский и гражданский долг, отстояв и удержав один из важнейших в те дни рубежей обороны. О подвиге гвардейцев-широнинцев современники и потомки напишут книги, снимут фильмы и сложат песни. Их именами назовут корабли, школы и улицы.

Время окажется судьей строгим и безжалостным. Опросы нынешних школьников и жителей свидетельствуют, что в Харькове о широнинцах и их подвиге знают мало, несмотря на то, что именно здесь в советские годы о них было издано несколько книг тиражом в десятки тысяч экземпляров каждая, а в школах и музеях об этом рассказывали всем и всегда. Но не у всех в умах это, к сожалению, отложилось...

Есть в Харькове улицы Гвардейцев-широнинцев и Петра Широнина, по которым изо дня в день ходят потомки. Есть Мемориал Славы и Памяти у села Тарановка, к которому в течение года организованно привозят школьников. Есть внутреннее понимание того, что люди, чьи имена давно и официально увековечены, совершили в своей жизни нечто выдающееся: «Как панфиловцы под Москвой…» Что конкретно, знают и помнят лишь единицы.

Не задумываются об этом, давая ежегодные стандартные интервью, и многие нынешние историки и работники музеев. Говорят привычные фразы о том, что все участники боя под Тарановкой были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, что были среди них пятеро харьковчан, что подвиг героев – бессмертен, и иное, полагающееся в подобных случаях. Ведь так написано в книгах, правдивость и достоверность которых под сомнение ставить не принято. И тут же запутаются в количестве отбитых героями вражеских атак и уничтоженных гитлеровских танков. И про «земляков-харьковчан» вряд ли что-то подробно расскажут…

Поводом к новому, непредвзятому и аргументированному исследованию подвига воинов 1-го взвода 8-й роты 78-го гвардейского стрелкового полка 25-й гвардейской стрелковой дивизии, совершенному 2 марта 1943 года под Тарановкой, стало стремление харьковского журналиста Игоря Николаевича Поддубного узнать правду о числе воинов – участников того боя. Было ли их действительно 25, как все привыкли говорить и думать? Или все-таки 27? А возможно, и больше? Ведь в книге, посвященной истории 25-й гвардейской стрелковой дивизии, давно опубликована фотография номера газеты «Сталинская гвардия» от 8 марта 1943 года, в заголовке которой значатся… 34 гвардейца-широнинца. Вот бы установить полный список участников боя у станции Беспаловка 2 марта 1943-го! Сомнения и желание журналиста выглядят справедливо: подвиг советских воинов у Беспаловки и Тарановки весной 1943-го, несомненно, был, но многие его участники и подробности героического боя оказались за рамками официальной версии событий и до сего дня не известны потомкам.

Исследовательская работа велась, в связи с этим, в двух направлениях сразу. С одной стороны, шел масштабный архивный поиск в документах Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации. Увидеть события глазами их непосредственных участников, свидетелей и очевидцев – гарантия точности и объективности любого исследования. Правда должна быть такой, какой она была в марте 1943-го – без наслоений и прикрас, совершенных многолетними усилиями талантливых литераторов, усердных редакторов и бдительных цензоров. С другой стороны, изучались все опубликованные, касающиеся этой темы журнальные статьи, книги, воспоминания и военные мемуары, хранящиеся в музеях и библиотеках Харькова и Харьковской области. Именно в них реальная картина событий была не просто описана и изложена, проанализирована и популяризирована, но и не раз в течение десятилетий трансформирована и деформирована.

Читатель имеет право знать, кто из авторов что придумал и когда, откуда взяты те или иные описания, а то и прямые фальсификации. Иные современные военные историки (люди с высокими званиями и докторскими степенями) способны и ныне повергнуть в шок примитивным переписыванием событий из книг и статей 1960-х годов. По музеям и книгам до сих пор «гуляет» наивная схема знаменитого боя, ибо никто не удосужился взглянуть на события у станции Беспаловка с точки зрения военного дела или хотя бы здравого смысла. Незаслуженно отодвинуты и мало используются историками и музейщиками информативные воспоминания командира 25-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-лейтенанта П. М. Шафаренко, опубликованные в далеком 1977 году.

Создается впечатление, что для большинства историков и исследователей наиболее значимой составляющей подвига широнинцев является лишь количество уничтоженных и подбитых ими танков врага, число которых год от года с завидным постоянством растет. Хотя задача, поставленная взводу, заключалась вовсе не в этом! Не было у него возможности вести бой с танками, не было и необходимых противотанковых средств. А вот характер воинов гвардии лейтенанта П. Н. Широнина был очень даже «противотанковым»: выполнив поставленную задачу, его бойцы (многие из которых были бывшими моряками и морскими пехотинцами) не отошли в расположение полка, а остались на позиции и продолжили бой. Этот характер и обстоятельства, с точки зрения командования, и стали основой для их будущего награждения – и не чем-нибудь, а званием Героя.

Архивный поиск дал не менее серьёзные результаты, выявив немало документальных материалов, не введенных в научный оборот. Они раскрывают истинную картину страшных боев, полыхавших в марте 1943 года на просторах Курской, Сумской, Полтавской, Харьковской и Сталинской (ныне Донецкой) областей. Многочисленные ошибки командования Юго-Западного и Воронежского фронтов привели тогда, без преувеличений, к катастрофе. Юго-Западный фронт мы назвали первым не случайно. Вопреки устоявшейся точке зрения и многочисленным мнениям, изначальная ответственность за трагедию и неудачный ход событий, включая оставление только что освобожденных территорий и стратегически важных пунктов (городов Харьков, Сумы, Белгород) и понесенные при этом значительные потери в живой силе и технике, лежит на его командующем – генерал-полковнике Н. Ф. Ватутине. Именно он своим безудержным, азартным (а подчас и авантюрным) наступательным порывом в сторону Днепра обескровил ударную силу советских атакующих группировок – их танковые корпуса, создав противнику удобный повод и благоприятные условия для нанесения мощного контрудара с юга на север, в направлении Харьков–Белгород.

На подступах к Харькову на пути гитлеровцев встала 3-я танковая армия генерал-лейтенанта П. С. Рыбалко, спешно создавшая рубеж обороны на реке Мжа. Одним из ее передовых пунктов, вынесенным вперед, к югу от Мжи, стала Тарановка, входившая в полосу обороны 25-й гвардейской стрелковой дивизии. Оборона села (не города или поселка, не райцентра и даже не железнодорожного узла) была не ситуативным экспромтом, а особой задачей командующего войсками Воронежского фронта генерал-полковника Ф. И. Голикова. Именно здесь, пожиная и исправляя плоды ошибок своего соседа слева (Н. Ф. Ватутина), штаб Воронежского фронта планировал парировать и остановить стремительное продвижение танковых клиньев врага – дивизий 48-го танкового корпуса вермахта и танкового корпуса СС.

В этом контексте и следует рассматривать объект и содержание нашего исследования. В нем мы искали прямые и убедительные ответы на два важных (возможно, принципиальных) вопроса:

– Какую роль в событиях тех дней сыграл яростный бой взвода гвардии лейтенанта П. Н. Широнина, длившийся у Тарановки 2 марта 1943 года чуть более трех часов?

– И какова была истинная роль обороны Тарановки, продолжавшаяся в течение десяти суток, в ходе труднейшей оборонительной операции Воронежского фронта и всей «второй битвы за Харьков»?

Исследование подвига бойцов взвода 78-го гвардейского стрелкового полка стало, таким образом, не самоцелью, а отправной точкой изучения широкого круга событий. Книга, первоначально предполагавшая новый, современный взгляд на известный подвиг широнинцев, посвящена, по сути, неизвестному подвигу солдат и офицеров 179-й отдельной танковой бригады, 25-й гвардейской стрелковой дивизии, других соединений Красной Армии, которые, выполняя поставленную им задачу, в течение длительного времени удерживали Тарановку в качестве важного передового плацдарма для нанесения удара во фланг и тыл наступающему противнику. Жаль, что оперативная обстановка и нерешительность командования не позволили осуществить задуманное, а введенный в бой полноценный 2-й гвардейский танковый корпус не смог помешать взятию немцами Харькова.

На основе изученного материала мы постарались не только рассказать новое о давно и, казалось бы, неплохо известном, не только насытить книгу введением в научный оборот новых архивных документов, но и раскрыть собственные взгляды и выводы: о полководческих талантах Ватутина, о боеспособности многих подразделений Красной Армии, об общем ходе боевых действий, а главное – о подвиге бойцов и командиров 25-й гвардейской стрелковой дивизии и 179-й отдельной танковой бригады. Приложением к исследованию является список солдат и офицеров, погибших в боях за село Тарановка в марте 1943 года. Надеемся, он послужит основой и аргументом для занесения их имен на стелу у братской могилы советских воинов, похороненных в селе Тарановка. У героев не должно быть неизвестных имен!..

В рамках темы в ближайшее время увидят свет книги о героической 179-й отдельной танковой бригаде, сыгравшей заметную роль в боях за Харьков не только в феврале–марте, но и в августе–сентябре 1943 года; о боевых действиях марта 1943 года на реке Мжа на участке от Мерефы до Змиева; о мартовских боях у села Соколово. Ясные и четкие представления о событиях, происходивших в феврале–марте 1943 года в полосе Воронежского фронта, наличие новых документов и материалов, в том числе редчайших, создают прекрасную возможность приступить к написанию полноценного труда о Курско-Харьковской и Полтавской наступательных операциях февраля 1943 года и об обороне города Харькова в марте 1943-го.
КРЕЩЁНЫЕ ОГНЕМ_Широнинцы.jpg КРЕЩЁНЫЕ ОГНЕМ_Широнинцы.jpg
 
Сверху