Ракетный комплекс "Курьер" с МБР

Тема в разделе "Нереализованные проекты", создана пользователем polkovnik, 2 мар 2009.

  1. polkovnik

    polkovnik Модератор Команда форума

    Регистрация:
    25.10.07
    Сообщения:
    3.467
    Симпатии:
    5
    Адрес:
    Пермь
    В конце 80-х среди ракетчиков ходило много разговоров о каком-то новом подвижном комплексе, который будет в виде автофургонов "Совтрансавто". Но , естественно, все это было на уровне слухов, истинную картину знали лишь те, кто занимался непосредственно этой темой. Вот самые достоверные данные об этом РК. Это выдержки из книги, выпущенной к 60-летию Московского института теплотехники. Книга называется "На стратегическом направлении", издательский дом "Интервестник", Москва, 2006 год.

    В начале 80-х гг. в США приступили к разработке комплекса с межконтинентальной баллистической ракетой "Миджетмен"(Карлик). После проработки ряда вариантов, в 1983 г. начались широкомасштабные работы по этой программе.
    … была поставлена задача разработать ракету для шахтных пусковых установок, а также для мобильных комплексов, оснащенную моноблочной ядерной головной частью, обладающую дальностью полета свыше 10000 км. При этом новая МБР должна была иметь стартовую массу не более 15-17 тонн.
    … Ответной мерой советской стороны стала разработка подвижного грунтового комплекса с малогабаритной межконтинентальной баллистической ракетой "Курьер"
    ( 15Ж59), проводившаяся в МИТ по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 21 июля 1983 г. № 696-213. Ставилась задача повышения выживаемости группировки РВСН за счет введения в ее состав комплексов повышенной мобильности и скрытности. Ракета "Курьер" была в несколько раз легче ранее созданных межконтинентальных ракет и примерно соответствовала американской ракете "Миджетмен". Кроме того, со стороны агрегатов наземного комплекса налагались жесткие ограничения по габаритам ракеты "Курьер". Таким образом, разработка данной ракеты представляла собой крайне сложную научно-техническую задачу.
    … инициатива разработки "Курьера", комплекса с малогабаритной ракетой межконтинентальной дальности 15Ж59, принадлежала Главкому РВСН В.Ф. Толубко. А.Д. Надирадзе взялся за ее реализацию после согласия на это министра обороны Д.Ф. Устинова . Перед этим была серия докладов, показов макетов и схем начальнику Генерального штаба Н.В. Огаркову. Идея разработки "Курьера" начальником Генерального штаба была одобрена.
    Комплекс был, конечно, удивительный. … он умещался в кузове автомобильного трейлера типа "Совавтотранс", в любых железнодорожных вагонах, мог транспортироваться на баржах, да и в самолет входил. Может быть, он и не давал бы явного прироста в эффективности. Но в ответном ударе, конечно, смог бы принять участие, поскольку обнаружить этот комплекс было практически невозможно.
    Эскизный проект был закончен в 1984 году.
    "Курьер" – первая и единственная в мире малогабаритная твердотопливная ракета мобильного грунтового комплекса на колесном ходу. Стартовая масса этой межконтинентальной ракеты была всего около 15 т – почти в 20 раз меньше , чем у первой отечественной МБР Р-7! Длина "Курьера" составляла всего 11,2 м, а диаметр – 1,36 м. Конструкция ракеты нового поколения базировалась на новейших разработках в области материалов и топлив, а также новой элементной базе в системах управления и наведения и несколько иной концепции конструирования МБР. По предварительным оценкам специалистов, "Курьер" не должен был уступать по своим тактико-техническим характеристикам заокеанскому аналогу.
    Для обеспечения межконтинентальной дальности стрельбы для малогабаритной ракеты в ее конструкции были реализованы наиболее совершенные технические решения, существовавшие в мировом ракетостроении к началу 80-х годов. В частности в маршевых ДУ было применено высокоплотное твердое топливо повышенной энергетики. В цельномотанных корпусах типа "кокон" и сопловых аппаратах двигателей использовались высокопрочные и высокомодульные композиционные материалы. Для сопловых аппаратов верхних ступеней впервые были установлены тонкостенные углерод-углеродные насадки. Управление по каналам тангажа и курса при работе маршевых двигателей осуществлялось отклонением частично утопленных в камеру поворотных сопл повышенного разряжения. На верхних ступенях для управления ракетой по крену были применены газодинамические органы, а на первой ступени – раскрываемые при старте решетчатые аэродинамические рули. Последние обеспечивали управление по всем каналам на баллистической "паузе" между участками работы двигателей первой и второй ступеней. Боевая ступень "Курьера" оснащалась ДУ с высоким уровнем массового совершенства. Специально для ракеты "Курьер" коллективом НПО АП была создана высокоточная бортовая аппаратура системы управления с массой , в несколько раз меньшей, чем у ранее разработанных аналогичных систем. С учетом малой нагрузки на мидель, характерной для малогабаритной ракеты, было особо важно обеспечить минимальное аэродинамическое сопротивление, что обусловило хорошо обтекаемые внешние обводы ракеты. При этом боевое оснащение располагалось под сбрасываемым в конце работы второй ступени обтекателем, а ДУ третьей ступени – внутри удлиненного конического соединительного отсека второй ступени.
    Постановлением СМ СССР от 22 июля 1985 г. № 696-213 Московский институт теплотехники определялся головным по проведению опытно-конструкторских работ по комплексу "Курьер". В процессе работы практически в полном объеме была выполнена наземная отработка основных узлов, систем и агрегатов ракеты, включая ДУ и аппаратуру СУ.
    Много времени и усилий было направлено на создание пусковой установки. Начали с трехосного шасси, потом оно стало четырехосным, а в конечном итоге осей стало пять. Были изготовлены в металле эти пусковые установки. С них на полигоне Капустин Яр были осуществлены испытания с реальным пуском ракеты и отработкой основных пиротехнических систем по упрощенной нештатной циклограмме при полете первой ступени с уменьшенным зарядом твердого топлива.
    К 1991 г. в ЦКБ "Титан" была завершена разработка, а в ПО "Баррикады" началось изготовление опытных ПУ для комплекса "Курьер". Летные испытания натурного образца должны были начаться летом 1992 г., однако они не состоялись в силу причин политического характера, хотя основные узлы и компоненты были успешно испытаны.
    В соответствии с договоренностями между политическими лидерами СССР и США 6 октября 1991 г. дальнейшие разработки малогабаритной советской МБР и ее заокеанского аналога – МБР "Миджетмен" – были прекращены.
    При работе над комплексом "Курьер" коллективом института были сделаны огромные технологические и конструкторские прорывы. Эти "курьерские" достижения в дальнейшем легли в основу комплексов "Тополь-М" и "Булава", не говоря о том, что космическая ракета-носитель "Старт-1" летает сегодня с использованием систем управления "Курьера"

    материалы по шасси:
    http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=185.0
    http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=193.0

    Одной из причин, не позволивших разместить РК "Курьер" в фургонах "Совтрансавто" - так и не смогли в те годы создать надежную и малогабаритную систему связи, которая бы позволила осуществлять надежное боевое управление комплексом на маршрутах боевого патрулирования. То же самое было и с БЖРК, но там хоть габариты позволяли разместить аппаратуру связи, позволявшую (правда с большим напрягом) держать связь с ВЗУ.
     
  2. экс майор

    экс майор Активный участник

    Регистрация:
    20.10.09
    Сообщения:
    6.220
    Симпатии:
    1.874
    что то не понятно, почему же у Тополя и габариты и вес больше. Из статьи я понял, что ракету создали (только не испытали). У Курьера дальность меньше получилась чем у Тополя, или что? Ведь если бы тополь был размером со Скад, красота бы была. Че то я не допонял видимо. Может поясните? Если тема еще жива.. :Shok:
     
  3. polkovnik

    polkovnik Модератор Команда форума

    Регистрация:
    25.10.07
    Сообщения:
    3.467
    Симпатии:
    5
    Адрес:
    Пермь
    Сказать что-то конкретное кроме имеющейся уже информации скорее всего будет просто невозможно.
    Как видно из имеющейся информации, ракета прошла испытания частично, опытные образцы агрегатов комплекса были выполнены в металле и даже участвовали в опытном пуске, но дальше ... дальше вмешалась большая политика...
    Ну а где сейчас эти разработки...кто ж его знает...
     
  4. экс майор

    экс майор Активный участник

    Регистрация:
    20.10.09
    Сообщения:
    6.220
    Симпатии:
    1.874
    Просто помню, когда нам объявили, что будем перевооружаться с Пионеров, я все мечтал, чтоб на Курьер (в варианте СОВТРАНСАВТО) или БЖРК. До такой степени задрала маскировка и ОиО. Да и из болотины натягались агрегатов. Вот думал где лафа.... А тут паравоз в 106 тонн. 547 стал жигулями казаться.. :-D
     
  5. polkovnik

    polkovnik Модератор Команда форума

    Регистрация:
    25.10.07
    Сообщения:
    3.467
    Симпатии:
    5
    Адрес:
    Пермь
    Да уж...было такое...
    Я когда после 543 и 7917 сел на Волгу...так неделю привыкал...
    Теперь свою рабочую лошадку (МБУ) вспоминаю с благодарностью...большие машины приучили быстро переходить с одного типа на другой...(водителей не было, так за рулем МАЗов и АПУ ездили сами).
     
  6. Dancomm_

    Dancomm_ Новый участник

    Регистрация:
    23.04.10
    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Москва
    Эти шасси к Курьеру отношения не имеют.

    P.S. В заголовке темы Курьер назван комплексом средней дальности. На самом деле, это, естественно, РК межконтинентальной дальности.
     
  7. vlad2654

    vlad2654 Модератор Команда форума

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    15.911
    Симпатии:
    67
    Адрес:
    г. Ставрополь
    Dancomm_
    Совершенно верно. Ошибка. "Курьер" - это МБР
     
  8. экс майор

    экс майор Активный участник

    Регистрация:
    20.10.09
    Сообщения:
    6.220
    Симпатии:
    1.874
    А этого никто не утверждал.... :-read:

    Это про Тополь и Пионер.. :-D
     
  9. Dancomm_

    Dancomm_ Новый участник

    Регистрация:
    23.04.10
    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Москва
    Как это не утверждал, когда polkovnik русским языком в первом сообщении пишет:
    Вот эти шасси (7909 и 7929) отношения к Курьеру не имеют.

    P.S. Уж не думаете ли вы, что я 7917 и 543 к Курьеру отнёс? :-D
     
  10. polkovnik

    polkovnik Модератор Команда форума

    Регистрация:
    25.10.07
    Сообщения:
    3.467
    Симпатии:
    5
    Адрес:
    Пермь
    Извините уважаемый, если вы внимательно читали сообщения ветки, там дальше есть еще одно пояснение, данное мной же....вот это
    Так что тему это я создавал как раз для обсуждения и сбора имеющейся информации, так сказать по крупицам...
    То, что мне удалось найти я и выложил...если у Вас есть что-то то добавьте и дайте ссылки, а просто так что-то заявлять...многие что-то пытались сказать по Курьеру, но так и не смогли пока привести ни одной ссылки и факта...Так что уж постарайтесь дать нам что-то, кроме выше приведенных Ваших заявлений...

    РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
    Шасси МАЗ-7909 было разработано в СКБ-1 МАЗ-а в 1987 году для самоходной пусковой установки ракетного комплекса "Курьер".


    ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
    - СПУ РК "Курьер" - самоходная пусковая установка ракетного комплекса "Курьер"

    Это из моих предыдущих ссылок, подпись к первой ссылке и фотографии по ней...
    РАЗРАБОТКА, ПРОИЗВОДСТВО
    Шасси МАЗ-7929 было разработано в СКБ-1 МАЗ-а в 1988 (1989 ?) году для самоходной пусковой установки ракетного комплекса "Курьер".


    ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
    - СПУ РК "Курьер" - самоходная пусковая установка ракетного комплекса "Курьер"

    А это ко второй ссылке и второй фотографии
    Если у Вас есть информация это опровергающая, то пожалуйте факты и ссылки...
    Люди, которые дали мне предыдущую информацию служили как раз там, где Курьер испытывали, а фото были сделаны непосредственно на заводе...
    так что еще раз оговорюсь - есть чем доказать, что это не для Курьера, прошу ссылки

    Да...и еще...читайте внимательно...там везде сказано ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
    Так что это могло быть и не для Курьера....а может и для какого-то из опытныз вариантов Курьера....В живую никто Курьер не видел...по крайней мере на сайте, который дан в сылках. эти люди не проявились...
    Если Вы знаете что-то большее по Курьеру - добро пожаловать (если есть реальная информация)...ну а если нет - то нет...

    Добавлено спустя 2 минуты 58 секунд:

    Ошибку в названии темы я уже исправил...
     
  11. Dancomm_

    Dancomm_ Новый участник

    Регистрация:
    23.04.10
    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Москва
    polkovnik
    Так вам ссылки нужны, а не крупицы информации. Тогда вопрос закрыт. Открытых ссылок нет. Я информацию беру из документации на этот РК. А с неё только в прошлом месяце спецдоступ снят, сейчас она просто СС. Поэтому требование ссылок м-м-м… бессмысленно.

    P.S. Эти машины в принципе не могли быть использованы для РК Курьер. Но пусть это останется моим «голословным» утверждением. Подтверждать его «ссылками» я не буду.

    P.P.S. Вам фамилия Иванихин говорит что-нибудь? :-D
     
  12. polkovnik

    polkovnik Модератор Команда форума

    Регистрация:
    25.10.07
    Сообщения:
    3.467
    Симпатии:
    5
    Адрес:
    Пермь
    Мне нужна информация...я собираю ее не только по этому комплексу (да и не только я, нас таких бывших и не бывших много), но и по другим...тем на которых служил, на которые учился, о которых слышал....и много еще чего....
    Вот я и говорю, что в том документе, который мне попался (он приведен в начале ветки, это книга) о комплексе сказано мало...очень мало....сам я про него слышал в году 85-86, перед окончанием ВУЗа, нам показывали красочные картинки (не чертежи и схемы, а именно картинки) и говорили о перспективной разработке....позже я уже слышал о нем от своих друзей, попавших служить в Мирный и Капяр...однако в открытой информации по шасси мне не удалось найти ничего, кроме того, что приведено выше...
    Если у вас что-то есть, то дайте...хотя бы "голословно" (но опираясь на что-то)...
    Ведь не сходится и не срастается то, что сказано с тем, что демонстрировали на заводе (это я по шасси)...ведь если планировался комплекс в фургонах типа "Совтрансавто", то шассси никак не могло быть МАЗовским...ведь в качестве тягачей в "Совтрансавто" были тогда совсем другие модели...
    если же разработка велась под новое шасси, тогда кто-то врал про внешний вид комплекса (фургон Совтрансавто)...
    Так что помогайте...лично у меня по этому комплексу очень мало инфы
     
  13. КС

    КС Модератор Команда форума

    Регистрация:
    30.03.10
    Сообщения:
    16.331
    Симпатии:
    4.739
    Адрес:
    г. Коломна МО
    Насколько я помню, как раз Супер МАЗы и были в качестве седельных тягачей.
    Поговорил с тестем, он немного видел ракету, тихо "сполз", на самом деле, всё похерено давно, к чему такая секретность?
     
  14. Dancomm_

    Dancomm_ Новый участник

    Регистрация:
    23.04.10
    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Москва
    По Курьеру большего сказать не могу. Информация до сих пор под грифом. Комплекс этот чрезвычайно революционный и в корне отличается от всех остальных ПГРК. И малогабаритность ракеты – далеко не самое главное его новшество.
    По Совтрансавто вас не обманывали.
    В качестве компенсации могу дать интересную открытую фотографию из книги Ю. Соломонова «Ядерная вертикаль». Сама фотография агрегата известная, а вот подпись... не думаю, что кто-то такую видел. Подпись Генерального конструктора МИТ, разработчика комплекса.
    [​IMG]
     
  15. vlad2654

    vlad2654 Модератор Команда форума

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    15.911
    Симпатии:
    67
    Адрес:
    г. Ставрополь
    То, что изначально комплекс проектировался под фургоны "совтрансавто" не вызывает сомнения. Этому есть подтврерждение и в книге, посвященной 60-летию МИТа, и в книгах Ряжского.
    Вопрос в том. что трудности. возникшие при проектировании комплекса, точнее невозможности создания устойчиво работающей системы связи к чему привели? То, что изначальна комплекс проектироваля под трехоску - есть тому подтверждение в воспоминанях Ряжского. Причем параллельно с МИТом этой работой занималось и КБЮ, но только с жидкостной ракетой.

    Что произошло дальше - вот на это действительно пока нет ответа. Был запланирован переход на 4-5 осное шасси или нет-неизвестно. Даже в описаниях у Ряжского показа "курьера" на полигоне в Плесецке нет никаких деталей. Только фразы типа:"Сработал ПАД и ракета встала в вертикальное положение.
    Ну а то, что на дорогах нашей необъятной Родины были случае, когда заслуживающий доверия товарищ встречал нечто, напоминающее комплекс "Курьер" (контейнер на тягаче в сопровождении машин охраны) - это событие имело место быть.
    Что ж, поживем-увидим

    Фотография действительно известная. прада я что-то на ней не нашел подписи Генерального :-D
     
  16. Wann

    Wann Модератор Команда форума

    Регистрация:
    03.11.07
    Сообщения:
    6.868
    Симпатии:
    757
    Адрес:
    Волгоград
    Может имелась ввиду не подпись, а надпись? :???: Пусковая установка ПГРК "Скороход".
     
  17. vlad2654

    vlad2654 Модератор Команда форума

    Регистрация:
    11.03.08
    Сообщения:
    15.911
    Симпатии:
    67
    Адрес:
    г. Ставрополь
    Wann
    О этой книге Соломонова уже ходят легенды. Это что-то вроде художесмтвенно-документального повествования. Правда многие реальные фамилии заменены на выдуманные, хотя люди и узнаваемы. Так адмирал Куроедов стал Куропатовым. Ну и т.д. Думаю поэтому и "Скорость" стала "Скороходом". Не удивлюсь, что и "Булава" может оказаться или "Шестопером" или что-то в этом роде
     
  18. Dancomm_

    Dancomm_ Новый участник

    Регистрация:
    23.04.10
    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    0
    Адрес:
    Москва
    vlad2654
    Вы сначала книгу прочитайте. Все события в ней реальны. Из художественного - только фамилии изменены. Все фотографии реальны. Тополь-М - это Тополь-М, Булава-30 - это Булава-30, а Скороход - это Скороход.
     
  19. экс майор

    экс майор Активный участник

    Регистрация:
    20.10.09
    Сообщения:
    6.220
    Симпатии:
    1.874
    Первый раз слышу.
    А где еще кроме указанной книги есть об этом информация.
    [​IMG]

    http://www.kapyar.ru/index.php?pg=410


    P.S.
    Сравните..
    http://www.rusarmy.com/forum/topic5848.html

    Добавлено спустя 7 минут 41 секунду:

    Будем считать, что перспектива его реинкорнации не похоронена.. :think:
     
  20. polkovnik

    polkovnik Модератор Команда форума

    Регистрация:
    25.10.07
    Сообщения:
    3.467
    Симпатии:
    5
    Адрес:
    Пермь
    прошу прощения...порылся на сайтах различных организаций (в том числе и МИТа)...Скорость, Темп, Темп-2 С, Пионер, Тополь, Тополь -М, РС-24 (ЯРЦ)...но Скороход ни разу не упоминается даже как инженерная разработка...
    Зато по Скорости и Курьеру, есть упоминания, что воплощены в металле, но похоронены...
    Если есть где-то ссылка на Скороход (кроме подписи под данным фото), то дайте пожалуйста для ознакомления...
     
Загрузка...

Поделиться этой страницей