Экранофлот

wew

Новый участник
Сообщения
2
Адрес
Нижний Новгород
Фрагмент доклада на секции по транспорту в РАН, 2003 г.

Экраноплан – новый вид скоростного водного транспорта

1. Скорость и современная техника флота.

Морские и океанские акватории, покрывающие 2/3 поверхности Земли, в течение многих веков являются естественными транспортными артериями между островными и прибрежными странами. Морской транспорт остается основным видом, способным обеспечить большие грузопотоки между континентами, а освоение минеральных и биологических ресурсов мирового океана еще более повышает роль морского флота. Однако скорость транспортных судов мало изменялась за прошедшие века, остается на уровне 30-100 км/ч, и уже не соответствует темпам развития современной экономики.

Современная техника транспортного флота включает следующие типы судов:

- водоизмещающие суда,

- глиссирующие суда,

- суда на подводных крыльях,

- суда на воздушной подушке.

Скорость водоизмещающих судов, у которых существует так называемый «горб сопротивления», ограничена резким ростом волнового сопротивления с приближением к скорости по Фруду Fr(D) = 2.5. Снизить сопротивление и повысить скорость возможно, если поднять корпус судна из воды с помощью гидродинамических или аэростатических устройств, что частично реализовано на судах на подводных крыльях (СПК), на воздушной подушке (СВП) и на глиссирующих катамаранах (ГК).

Несмотря на значительные научно-технические достижения, водный транспорт практически утратил свое значение в пассажирских перевозках на дальность более 300-500 км, поскольку скорость пассажирского железнодорожного транспорта достигла 300-500 км/ч (Франция, Германия, Япония), а в авиации до 900 км/ч. Эффективность водного транспорта сохраняется только на грузовых перевозках, за счет большой единичной грузоподъемности судов, и как средство отдыха на воде.

Радикально уменьшить сопротивление, повысить скорость и мореходность судов возможно, если полностью поднять корпус судна над гребнями волн, и при этом использовать полезное влияние поверхности для создания аэродинамической подъемной силы. Подобный способ реализуется новым типом судна – экраноплан.

2. Состояние разработок экранопланов в России и в мире.

2.1. Российские разработки. По инициативе Р. Е. Алексеева Постановлением ЦК и Правительства СССР от 1961 года ЦКБ по СПК ( Н. Новгород) поручено приступить к разработке экранопланов для задач ВМФ. В работе принимали участие практически все ведущие институты авиа- и судпрома. В целом госбюджетом затрачено около 0,5 млрд. долларов.

В рамках Постановления созданы уникальные экспериментальные стенды для исследования устойчивости приэкранного полета, мореходных и амфибийных качеств экраноплана (г. Чкаловск). Испытаны сотни лабораторных моделей с различными вариантами аэродинамических схем и стартово-посадочных устройств, накоплен опыт проектирования экранопланов. Разработана базовая схема экраноплана на основе крыла малого удлинения с шайбами, высокорасположенного оперения и системы поддува струй двигателей под крыло (экраноплан КМ – «корабль-макет»).

Построено и испытано 8 пилотируемых моделей (СМ1-СМ8, 1961-72г.), летный тренажер (УТ-1, 1967г.), тяжелые экранопланы – КМ («Каспийский монстр», 1966г.), «Орленок», «Лунь», учебный экраноплан «Стриж». При их испытаниях произошло 4 катастрофы – СМ-5 (1964г), Орленок (дважды), КМ (1980г).

С 1985 г. исследования по тематике прекращены, все построенные экранопланы уничтожены, сохранен только экраноплан «Стриж». Предложения по модернизации проектов под коммерческие задачи интереса у реальных заказчиков (зарубежных и российских) также не привлекли, так как ни один из проектов не соответствовал критериям экономически эффективной эксплуатации.

Основная причина потери интереса к российским проектам в том, что концепция экраноплана со стартовым устройством на основе системы «поддува» (экраноплан КМ) ожиданий не оправдала. Сказался недостаточный уровень теоретических обоснований базовой схемы экраноплана - остались нерешенными проблемы мореходности, амфибийности и способов базирования. Дальнейшее развитие схемы «поддува» привело к разработке проектов судов нового типа – Судов с Динамическим Принципом Поддержания ( СДПП - разновидность судов на воздушной подушке ).

С 1985 года в России построен один летающий экраноплан - Иволга-2, (частная фирма, Москва-Иркутск, В.В. Калганов, взлетный вес - ок. 3 т).

2.2. Зарубежные разработки. За рубежом внимание к экранопланам появилось после опубликования в 1964 году результатов испытаний экраноплана Х-112 А. Липпиша (США). Научно-исследовательские работы, с испытаниями ряда экспериментальных образцов, были активно развернуты в период 60-х – 70-х годов в США и ФРГ.

Результатом исследований явилась разработка трех типов базовых схем для будущих проектов экранопланов :

- схема с шатрообразным крылом и Т-образным оперением А. Липпиша (дальнейшую разработку ведет Х. Фишер, ФРГ),

- схема «тандем» (крылья друг за другом) Г. Йорга (ФРГ), и

- «самолетная» схема экраноплана, фирма Боинг, США. (Направление исследований, проводимых длительное время фирмой Локхид по схемам с «поддувом», признано в США неперспективным).

Проектные проработки и успешные испытания опытных образцов подтвердили реальную возможность самого разностороннего использования экранопланов в системе водного транспорта. В ряде стран приняты собственные программы разработки и строительства экранопланов с целью их коммерческого использования в транспортных системах различного назначения (США, ФРГ, Китай, Тайвань, Австралия, р. Корея).

С начала 90-х годов в этих странах активно ведется строительство и испытания опытных экранопланов с целью накопления опыта эксплуатации этого нового вида транспорта. К настоящему времени построено более 20 опытных образцов различных типов. Всего в процессе испытаний произошло 3 катастрофы – экраноплан Вейланда, 1964 г.; Х-114, 1974 г.; L-325, 2003 г..

Испытания опытных образцов по приведенным выше схемам подтвердили достаточно высокую технико-экономическую эффективность экранопланов в режиме крейсерского полета. В то же время, принятые в проектах компоновочные схемы не привели к комплексному решению вопросов, связанных с обеспечением мореходности, амфибийности и способов базирования экранопланов. По этим причинам пока ни один экраноплан не вышел на регулярную эксплуатации.

Поиск базовой схемы экраноплана, пригодной для организации серийного строительства и массовой эксплуатации на морских трассах, продолжается.

2.3. Современные направления разработок экранопланов. К настоящему времени сложилось два независимых, и по своему экономически эффективных, направления использования экранопланов в транспортных системах :

- концепция «аэропорт – акватория - аэропорт», когда экраноплан взлетает как самолет с аэропорта, совершает полет над акваторией в приэкранном режиме и осуществляет посадку в другом аэропорту,

- концепция «гидропорт – акватория - гидропорт», когда экраноплан базируется на береговой площадке, стартует с воды, совершает полет в приэкранном режиме, включая промежуточные посадки на воду, и возвращается снова на береговую площадку.

Базовые схемы экранопланов для каждой из этих систем будут существенно отличаться.

Первое направление не требует создания новой инфраструктуры технического обслуживания, ориентировано на традиционные авиационные структуры и предполагает эксплуатацию в системе авиатранспорта. Именно по этой концепции, как наиболее простой, не требующей разработки мореходных стартово-посадочных устройств, фирма Боинг (США), после многолетних исследований, приступила к созданию первой, и пока единственной, коммерческой транспортной системы на базе сверхтяжелого самолета-экраноплана типа Пеликан.

Второе направление ориентировано на использование экранопланов в судоходных транспортных системах, с базированием в гидропортах, на береговых площадках. Соответственно, такой экраноплан должен обладать всеми судовыми качествами, в первую очередь мореходностью, способностью совершать старт и посадку в любой точке по трассе движения на заданной акватории. Экранопланы данного направления могут найти самое широкое применение на водном транспорте.

Подробнее анализ состояния разработок экранопланов в мире и новая концепция технического облика экраноплана для инновационных проектов приведены в работе:

Транспортные суда-экранопланы

Концепции транспортных систем на базе экранопланов

www.ekranoplan-ru.narod.ru , 2003 г.

wew, e-mail: WEWNN@yandex.ru

-*-
 

ELISEY

Активный участник
Сообщения
257
Адрес
Москва
Интересно! Можно припомнить "Каспийского монстра" - экраноплана со скоростью 500 км/ч.. Вот эта машина.. Красивая.. И ниже радарного слежения летит :-D :-D :-D
 

L.O.G

Активный участник
Сообщения
1.145
Современное применение экранопланов ИМХО:

- военное использование: малые экранопланы со стелсовитостью, способные перевозить БМП или средний танк, и пехоту. Тяжёлые экранопланы будут легко обнаружимыми и слишком хорошой мишенью.

- гражданское применение: если достичь для тяжёлых экранопланов самолётной скорости и на порядок большей грузоподьёмности, при приемлемом расходе топлива, то в этом так же будет смысл. Естественно только для стран, имеющих непосредственный выход к морю. Тогда они займут промежуточное положение между короблями и самолётами.
 

RIMYCH

Активный участник
Сообщения
607
Адрес
Саратов
L.O.G
L.O.G написал(а):
Тяжёлые экранопланы будут легко обнаружимыми и слишком хорошой мишенью.
Не то что-бы совсем. Идут на границе двух сред, т.е. для боевых кораблей и береговых РЛС вне зоны радиовидимости. Остаются средства космической разведки и ,в меньшей степени, АВАКС. Уже давно проверено. Американцы считали "Лунь" большой угрозой авианосного флота. Да и "Орлёнки" их удивили. Да и чем бороться с громадиной несущейся над водой со скорость в 500км/ч, ПКР не захватит, а ЗУР слабоваты.
 

желдорбат

Активный участник
Сообщения
292
Адрес
Москва
В Москву притащили один из Дагестана будет стоять как памятник на Химкинском водохранилище.
 

77RUS

Активный участник
Сообщения
740
Адрес
Мск
желдорбат написал(а):
В Москву притащили один из Дагестана будет стоять как памятник на Химкинском водохранилище.

в парке Северное Тушино, рядом с подводной лодкой Б-396

уже видел причал под Орленок делают
 

Rumata

Активный участник
Сообщения
230
Адрес
Ленинград
Это было да... дешево и сердито. Двигатели на них можно ставить было отработавшие свой ресурс авиационные, что само-собой удешевляло его постройку. Опасность катастрофы незначительна (по сравнению с самолётом, скажем). Представляли бы из себя крайне сложную цель. А уж Москиты когда на горбу...
 

ПУТНИК

Активный участник
Сообщения
1.016
Адрес
Санкт-Петербург
Вот именно, москиты.
Давайте прикинем боевые возможности экранопланов, их ведь недаром пиндосы называли убийцами авианосцев.
 

Reflected sound

Активный участник
Сообщения
1.752
Адрес
Казахстан
Как замена МРК - может быть что-то путное и выйдет , как "убийцы авианосцев" в открытом океане - без шансов .
 

Rommel999

Активный участник
Сообщения
252
Адрес
Украина
Reflected sound написал(а):
как "убийцы авианосцев" в открытом океане - без шансов
почему же без шансов? сматри (как уже писали): летит ниже зоны поражения ЗРК, сбить их "Вулканом" сам наверна догадываешся шо нереально, торпеды и мины экранопланам тоже фиолетовы => придется поднимать самолеты, а пока их подымеш... БАБАХ!
 

Reflected sound

Активный участник
Сообщения
1.752
Адрес
Казахстан
Rommel999 написал(а):
почему же без шансов? сматри (как уже писали): летит ниже зоны поражения ЗРК
А при чём тут ЗРК ?

сбить их "Вулканом" сам наверна догадываешся шо нереально
"Вулкан" это фактически подтяжки , т.е. если до него дело дошло , значит что-то не так :)

торпеды и мины экранопланам тоже фиолетовы => придется поднимать самолеты, а пока их подымеш... БАБАХ!
Зачем "поднимать" ? Дежурное звено уже в воздухе , плюс Хокай всенепременно . Плюс в предстартовой готовности наверняка стоит кто-то , кого отправить в воздух - дело единиц минут .
И не будем забывать про корабли эскорта , которые по наводке Хокая с радостью угостят нежданно-негадано появившуюся цель хоть Гарпуном ( последние до 280км ) хоть Томагавком ( 550км в варианте ПКР ) .
 

Бывалый

Активный участник
Сообщения
2.714
Reflected sound написал(а):
Зачем "поднимать" ? Дежурное звено уже в воздухе , плюс Хокай всенепременно . Плюс в предстартовой готовности наверняка стоит кто-то , кого отправить в воздух - дело единиц минут .
И не будем забывать про корабли эскорта , которые по наводке Хокая с радостью угостят нежданно-негадано появившуюся цель хоть Гарпуном ( последние до 280км ) хоть Томагавком ( 550км в варианте ПКР ) .
Очередная военно-морская байка про неуязвимость авианосцев...
Ну-ню...:)

http://www.lenta.ru/internet/2000/12/08/kittyhawk/
http://www.lenta.ru/news/2006/11/13/sub/
 

Rommel999

Активный участник
Сообщения
252
Адрес
Украина
Reflected sound написал(а):
Дежурное звено уже в воздухе , плюс Хокай всенепременно
по логике вещей ими уже будет заниматься аналогичное звено, сопровождающее экранопланы
Reflected sound написал(а):
хоть Томагавком ( 550км в варианте ПКР )
и пискипером сверху шоб наверняка, ага :)
 

L.O.G

Активный участник
Сообщения
1.145
по логике вещей ими уже будет заниматься аналогичное звено, сопровождающее экранопланы
А какой прикол в экранопланах тогда? Грузим на пару Су-34 из этого звена ПКР и живём без изобретательства. А так по этой эскадрилье сопровождения как раз экраноплан и засекут.

Логично предположить, что если экранопланы станут угрозой авианосцев, будут сразу же разработаны контрмеры для борьбы с ними.

Чего можно ожидать от экраноплана? Это самолёт, быть может чуть более живучий чем обычные, и вероятней всего более медленный. Это не корабль. К тому же его применение ограничено природными условиями, при шторме он никуда не полетит (или не поплывёт?). Чудес от него ждать ненадо. Может у него и есть гражданское будущее, но вот что он станет грозой авианосцев я сомневаюсь ;)
 

Rommel999

Активный участник
Сообщения
252
Адрес
Украина
L.O.G написал(а):
Грузим на пару Су-34 из этого звена ПКР
с той только разицей, что методы противодействия им есть, а каких-либо внятных методов против луни нет
и:
под фюзеляжем между мотогондолами может быть размещена одна ракета 3М80
а у луни их шесть
 

Rumata

Активный участник
Сообщения
230
Адрес
Ленинград
Тут значит бул в наличии сказ про "Вулканы" по экранопланам - ладно... пол беды. Но извините, ПКР против них так же бессильны.

ПКР "Гарпун" способна перехватывать цели движущиеся перпендикулярно её со скоростью не более 40 узлов. Чего говорить о Томагавке? Который изначально отнюдь не ПКР.

С другой стороны согласен - не экранопланское это дело по океянам шляться. Но создавались они для борьбы с авианосными соединениями в морях - южные, такие, моря. Черное, красное, средиземное.
Шторм не шторм, а при 5 балловом волнении чувствует себя нормально. Способен подняться над повыверхностью достаточно высоко, что бы не огрести от волны...

Вот, кстати, наши ЗРК способны бороться с этой целью...
 

Reflected sound

Активный участник
Сообщения
1.752
Адрес
Казахстан
Rommel999 написал(а):
по логике вещей ими уже будет заниматься аналогичное звено, сопровождающее экранопланы
Т.е. то , о чём я и говорил - экраноплан может действовать только в прибрежной зоне , под защитой своей авиации и к самостоятельным действиям в открытом океане неспособен .

и пискипером сверху шоб наверняка, ага :)
Заменено на:Томагавки с обычной БЧ в противокорабельном варианте существуют, а Вы этого не знаете.

с той только разицей, что методы противодействия им есть, а каких-либо внятных методов против луни нет
ПКР - более чем внятный метод , либо ракеты В-З , бо ПВО у него хиленькая .

Сообщение было подвержено редактированию. Admin
 

wew

Новый участник
Сообщения
2
Адрес
Нижний Новгород
[quote="L.O.G]Чего можно ожидать от экраноплана? Это самолёт, быть может чуть более живучий чем обычные, и вероятней всего более медленный. Это не корабль. К тому же его применение ограничено природными условиями, при шторме он никуда не полетит (или не поплывёт?). Чудес от него ждать ненадо. Может у него и есть гражданское будущее, но вот что он станет грозой авианосцев я сомневаюсь ;)[/quote]

-*-
Некоторые дополнения и соображения к теме…
-*-
1. Р.Е. Алексеев и А. Липпиш в начале 60-х годов на своих опытных аппаратах продемонстрировали возможность снижения затрат мощности при аэродинамическом полете вблизи ровной поверхности – экранный эффект. В том числе устойчивого, безопасного полета и маневров на столь малых высотах. Они открыли возможности создания качественно нового вида транспорта для авиации и флота (экраноплан-самолет и экраноплан-корабль).
-*-
2. Чтобы создать новое транспортное средство для реальной эксплуатации на морских и океанских акваториях необходимо решить проблему мореходности. И не просто за счет масштабов аппарата, а в первую очередь, за счет мореходных стартово-посадочных устройств (СПУ). Это та же проблема, что стояла и стоит у гидросамолетов. Пока удачных решений этой проблемы не было. Еще предстоит сформировать и обосновать технический облик экраноплана(ЭП), обладающий одновременно свойствами корабля и самолета.
-*-
3. Следует признать неудачной попыткой создание для флота тяжелых ЭП типа КМ, Орленок и Лунь на основе СПУ в виде системы поддува реактивных струй под аэродинамическое крыло. Не были достигнуты реальная амфибийность, мореходность и автономность плавания, получена крайне низкая топливная экономичность и, соответственно, дальность полета. Объясняется это поспешным желанием поскорее, без рациональных теоретических обоснований, использовать на практике новый физический эффект (как говорил Л. Брежнев на одном из съездов – нет ничего практичнее хорошей теории).
-*-
4. Решение проблемы мореходности ЭП могло бы открыть широкие возможности для его использования в самых различных назначениях на водном транспорте. Залогом этого служат его высокая скорость (в сравнении с судами) и потенциально высокая экономичность полета (в сравнении с самолетами). Вариант решения данной проблемы, с обоснованием уровня мореходных и летных характеристик ЭП на основе современных технологий, рассмотрен на сайте: www.ekranoplan-ru.narod.ru , см. выше.
-*-
5. Американцы технически грамотно решили вопрос полезного использования экранного эффекта путем программы разработки сверхтяжелого самолета-экраноплана Пеликан. Здесь убиваются сразу два зайца: абсолютный монополист в скоростных контейнерных перевозках (сверхдоходы в бюджет) и скоростная доставка тяжелой военной техники на большие расстояния. Причем при выработке своей концепции они ориентировались на наш многолетний отрицательный опыт создания мореходного ЭП.
-*-
6. К вопросу использования ЭП, в частности – «угроза для авианосцев». Весьма рациональный вариант – самолеты типа Миг-31, Су- 27 с ПКР. Они по аэродинамике способны летать в экранном режиме (ок. 1 метра над гребнями волн) с некоторой корректировкой техники пилотирования. Дальность за счет экрана может составить 8-10 тыс. км и более, плюс радиолокационная незаметность и прекрасная маневренность.
Нашим стратегам стоит повнимательнее изучить физические возможности экранного эффекта.
-*-
С уважением, wew.
 
Сверху