Авиация в Ирано-Иракской войне

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Zmops написал(а):
с учетом того, что персы - не арабы, и большинству из них плевать и на ислам, и не Хомейни - почему американцы не свергли аятоллу и исламистов?
Вопрос конечно интересный. Не думаю, что иранцам было плевать на Хомейни и пр. Иран превратился из светской страны в мусульманскую буквально за считанные месяцы.
Что же касается американцев. Так у них не было особо времени на то, чтобы понять, какой геммор для них режим Хомейни. В феврале 79 в Иран вернулся Хомейни, в ноябре захватили заложников. Атаковать, когда у Иранцев были заложники, особено после провала рейда американских "коммандос" - вряд ли кто решился бы. Тем более незадолго до этого закончилась вьетнамская война и у американцев еще был силен вьетнамский синдром
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Zmops
То что был скандал "Иран-контрос" - это факт. Основа скандала именно поставк а оружия в обход эмбарго
 

Zmops

Активный участник
Сообщения
134
Адрес
там делали Ту-134Ш
vlad2654 написал(а):
Вопрос конечно интересный. Не думаю, что иранцам было плевать на Хомейни и пр. Иран превратился из светской страны в мусульманскую буквально за считанные месяцы.
Честно?
Судя по личному общению, иранцы всегда недолюливали арабов и прохладно относились к исламу.
Уж грамотные и интеллигентные персы так точно. Ну а персы - не арабы, у них грамотных и образованных в разы больше.

vlad2654 написал(а):
Атаковать, когда у Иранцев были заложники, особено после провала рейда американских "коммандос" - вряд ли кто решился бы.
Думаю причина кроется в провале операции по спасению заложников. Иначе бы и аятоллу свергли.
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Zmops
Что будете отрицать, что Иран из светской страны, где женщины ходили как во всем мире в нормальной одежде, за несколько месяцев превратился в страну, где женщина могла покинуть дом только закутанная с ног до головы? И это прохладное отношение к исламу? Те, кто мог - покинул страну, в основном именно грамотные и интеллигентные. Но таких были максимум проценты. Остальные приняли новый режим. Если бы большинство относилось бы прохладно - вряд ли бы такое произошло. Как и последующие события на фронатх войны, когда молодые иранцы шли на врага поминным полям, как шивой трал.

Что касается того, что иранцы недолюбливали арабов, с этим согласен, тоже приходилось в начале-середине 80-х общаться
 

Zmops

Активный участник
Сообщения
134
Адрес
там делали Ту-134Ш
vlad2654 написал(а):
Что будете отрицать, что Иран из светской страны, где женщины ходили как во всем мире в нормальной одежде, за несколько месяцев превратился в страну, где женщина могла покинуть дом только закутанная с ног до головы?
Нет.
vlad2654 написал(а):
И это прохладное отношение к исламу?
Ну восточная европа тоже коммунистической была... Так что не все так просто.

vlad2654 написал(а):
Что касается того, что иранцы недолюбливали арабов, с этим согласен, тоже приходилось в начале-середине 80-х общаться
Я общался лет на 20 позже :-D
 

Врач

Активный участник
Сообщения
1.825
Адрес
Россия, Москва
Lavrenty написал(а):
Врач писал(а):
Где здесь приведены примеры советского технического отставания?

Достаточно сравнить F-4E и F-14A с МиГ-21бис и МиГ-23М. Боевой радиус, стандартная боевая нагрузка, состав бортового вооружения и БРЭО.

А зачем сравнивать самолеты разных весовых категорий, предназначений? Сравнивайте теже самолеты, например, с МиГ 25.

Lavrenty написал(а):
То что Иран, несмотря на блокаду и революционную вакханалию, ее не проиграл - это выдающееся достижение. То что Ирак, несмотря на развязанные руки и возможность беспрепятсивенно получать боевую технику из СССР и Франции, не смог ее вчистую выиграть - это провал.

Это слова. Достаточно ознакомиться с мобилизационным потенциалом Ирана и Ирака. И не будет слов про провал.

Lavrenty написал(а):
Ирану помогали и Израиль, и США (в глубокой тайне через аферу Иран-Контрас). Полная победа Хуссейна и резкое усиление просоветского Ирака до опасного для Саудовской Аравии (а после свержения шаха, саудиты остались единственным надежным американским союзником в регионе) уровня американцев совсем не устраивала.

Все в точности только наоборот. Никаким просоветским Ирак на начало войны с Ираном не был. А помогали Ираку США, что было совершенно с их стороны логично, после получения ими по морде от Ирана.
 

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
Вот неплохой отчет, он из объемного по ирано-иракской войне, привожу то, что касается ВВС.
Есть еще по вертолетам, если нужно тоже могу повесить.

Довольно подробно разобраны вооружени сторон, тактика.

Итак:

Военно-воздушные силы и ПВО сторон в ходе конфликта решали следующие основные задачи: нанесение бомбо-штурмовых ударов по военно-воздушным и военно-морским базам, войскам противника и его важнейшим военно-экономическим объектам; противовоздушная оборона; авиационная поддержка своих войск; воздушная разведка.

Основные усилия ВВС сторон на первом этапе конфликта были направлены на уничтожение авиации на аэродромах и нанесение ударов по военно-промышленным объектам, в первую очередь нефтепромыслам, нефтеперерабатывающим заводам и портам.

Результативность ударов иракской авиации по иранским военно-воздушным базам была низкой, так как иракцы выделяли для этого недостаточно сил и не сумели эффективно подавить средства ПВО баз. Наибольший ущерб от авиации понесли объекты нефтяной промышленности обеих сторон.

В начале конфликта воюющие стороны применили практически все свои боеготовые самолеты (иракцы - 315, иранцы - около 250). Боевые действия авиации велись в основном днем. Количество ночных вылетов на боевое применение составляло примерно 20-25% от общего числа вылетов. Среднесуточное число самолето-вылетов в начале конфликта составляло 100-150 и в отдельные дни до 250 - иракской и 80-100 - иранской авиации.

В последующем вследствие понесенных потерь, снижения уровня боеготовности самолетного парка и нехватки боеприпасов количество боевых вылетов в сутки уменьшилось.

Глубина основных ударов ВВС Ирана составляла 200 км. Со второй половины ноября 1980 г. глубина ударов авиации обеих сторон уменьшилась и в основном не превышала глубины оперативного построения войск сторон.

Авиация использовалась в основном небольшими группами в составе не более 4-8 самолетов. Иранцы обычно помимо истребителей-бомбардировщиков F-4 и F-5 включали в состав такой группы самолет-разведчик RF-4 или RF-5, в задачу которого входили доразведка целей и определение результатов удара.

Иранская авиация дольше действовала на малых и предельно на малых высотах. Нанесение бомбо-штурмовых ударов иранской авиацией выполнялось в основном с высот 600 м. Атака ударной группой цели осуществлялась парами самолетов, которые делали до трех боевых заходов. Общее время нахождения ударной группы в районе цели составляло в среднем шесть минут. Иранские летчики довольно эффективно использовали бортовые радиолокационные станции и другое радиоэлектронное оборудование самолетов.

Основную боевую нагрузку несли авиабазы, на вооружении которых находились истребители-бомбардировщики F-4 и F-5. Тактические истребители F-14А "Томкэт" боевого применения практически не получили из-за неподготовленности экипажей к использованию сложного современного вооружения самолета. Самолеты этого типа, имеющие мощную бортовую РЛС, использовались в основном в интересах усиления системы радиолокационного прикрытия.

В ходе конфликта количество маневренных воздушных боев было незначительным. Основные потери стороны понесли от наземных средств ПВО. Выделенная в интересах ПВО авиация действовала в основном путем несения непрерывного дежурства в воздухе днем и ночью и перехвата воздушных целей на подходах к охраняемым объектам. Радиолокационные средства системы ПВО Ирана обеспечивали обнаружение воздушных целей на дальностях 150-350 км в зависимости от высоты полета цели, а бортовые РЛС самолетов - на дальности 50-80 км.

Перехват одной цели выполнялся, как правило, парой истребителей, на удалении до 150 км от охраняемого объекта вне зоны действия активных наземных средств ПВО. Цели поражались в основном ракетами класса "воздух-воздух".

Боевой радиус иранских истребителей-бомбардировщиков типа F-4 составлял в среднем 500 км, а продолжительность боевого патрулирования парой F-4 доходила до 3 часов. В ходе боевых действий иранская боевая авиация широко использовала аэродромы рассредоточения.

Боевое использование бомбардировочной авиации Ирака (самолеты советского производства Ту-22) характеризовалось следующим образом. Экипажи выполняли боевые вылеты, как правило, только днем в простых метеоусловиях ввиду слабой подготовки летного состава.

Боевое применение Ту-22 осуществлялось в основном группами из двух боевых машин с использованием боевого порядка "пеленг" (с дистанцией в паре 800-1000 м, углом визирования ведомого на ведущего 10° и принижением относительно ведущего 300-500 м).

Группа сопровождения (два-четыре МиГ-21 или МиГ-23) выполняла полет слева и справа от бомбардировщиков на дистанции 2,5-3 км с интервалом 2 км и превышением 200-300 м.

В случае встречи с самолетами противника и завязывания с ними воздушного боя осуществлялся вызов дополнительного наряда истребителей с ближайших аэродромов для наращивания усилий и дальнейшего сопровождения бомбардировщиков.

В конце 1981 - начале 1982 гг. отмечались случаи использования групп доразведки целей и подавления ПВО ("группы упреждающего удара") из трех-четырех самолетов "Мираж-F-1", которые вылетали за 20-25 минут до ударной группы.

Основными целями для бомбардировщиков в начальный период боевых действий были крупные военные и экономические объекты в глубине территории Ирана. Впоследствии, ввиду значительных потерь и из-за активного противодействия иранских истребителей, иракцы стали использовать бомбардировочную авиацию, главным образом, в прифронтовой полосе на глубину 40-50 км от линии фронта для бомбардировок скопления живой силы и техники противника, а также объектов добычи и перекачки нефти.

Чаще всего применялись боеприпасы ФАБ-250, ФАБ-250-270 в количестве 18-24 шт; ФАБ-500 по 18 шт. на самолет, реже ФАБ-1500 и ФАБ-9000.

Бомбовые удары по мостам и переправам наносились редко и были малоэффективными из-за больших высот бомбометания (6500-8000м).

Высота 7000-8000 м была выбрана для исключения поражения огнем ЗРК "Рапира". После пролета линии фронта бомбардировщики, не изменяя высоты, углублялись на территорию противника на 40-50 км и выполняли разворот для выхода на цель. Полет к цели осуществлялся вдоль линии фронта на постоянной высоте. Для усложнения радиоэлектронной обстановки ставились пассивные помехи. После бомбометания бомбардировщики следовали на аэродром по кратчайшему расстоянию,

В последнее время для обеспечения действий бомбардировщиков иракцы стали использовать самолеты Су-22М (2-4 ед.).

В редких случаях полет самолетов Ту-22 осуществлялся на сверхзвуковой скорости на высотах менее 6000 м. Отмечен случай превышения установленных ограничений для самолета Ту-22. Два экипажа, выполняя полет парой с интервалом 2-3 км между самолетами, на высоте менее 6000 м на сверхзвуке превысили установленную скорость, в результате чего при развороте на самолетах разрушились верхние части килей и рулей поворота.

Экипажи благополучно произвели посадку, однако потребовалось время на ремонт поврежденных самолетов и их ввод в состав боеготовых.

Истребительно-бомбардировочная авиация Ирака боевые действия по наземным целям вела группами (два-четыре самолета) днем в простых метеоусловиях. Удары наносились по заранее запланированным целям и по вызову.

Полеты выполнялись в боевых порядках "колонна пар" с дистанцией 150-200 м и углом визирования 20-30° на высоте 4000-5000 м до удаления 40-50 км от линии фронта. Затем осуществлялось энергичное снижение до высоты 200-300 м (в зависимости от рельефа местности).

Маршрут полета выбирался с учетом максимального использования складок местности. На маршруте полета к цели истребители-бомбардировщики использовали пассивные помехи. Для срыва захвата и автосопровождения станциями ЗРК противника в районе целей производился отстрел противорадиолокационных снарядов.

Атаки целей и сброс бомб осуществлялись с кабрирования под углом 10-20° или с боевого разворота, В отдельных случаях выполнялся повторный заход на цель для стрельбы из пушек. Отмечено применение зажигательных баков с самолетов МиГ-23.

Полет при поиске целей осуществлялся на высотах 200-1000 м и скоростях 600-1200 км/час.

Боевые действия истребительно-бомбардировочной авиации обеспечивались патрульным сопровождением истребителей МиГ-21бис, МиГ-23 обычно в составе двух-четырех единиц.

Для управления экипажами истребителей-бомбардировщиков над полем боя в районе переднего края использовались передовые авианаводчики.

Истребительная авиация при выполнении задач ПВО объектов страны, тыла фронта и прикрытия войск осуществляла перехваты противника из положений дежурства на аэродроме или в воздухе, а также вела самостоятельный поиск и уничтожение воздушного противника. Районы самостоятельного поиска располагались, в основном, над своей территорией вдоль линии фронта на направлениях вероятного пролета самолетов противника. Полет в зонах поиска осуществлялся на высотах 1000-1500 м. В некоторых случаях иракские истребители в ходе самостоятельного поиска углублялись до 200 км на территорию Ирана.

В случаях обнаружения воздушного противника наземными радиолокационными станциями выход перехватчиков в район цели осуществлялся на малой высоте с последующей атакой и пуском управляемых ракет.

Отмечено применение истребителями иракских ВВС преднамеренных воздушных боев, когда демонстративная группа вызывала на себя самолеты противника, а следовавшая за ней на малой высоте ударная группа атаковала противника. Кроме того, применялся такой тактический прием, как полет смешанной группы: ведущая пара - на самолетах МиГ-21 бис, ведомая - на самолетах "Мираж".

Дистанция между парами - 15-20 км с принижением до 2000 м. После обнаружения воздушной цели бортовой РЛС самолетов "Мираж" (дальность обнаружения - до 120 км) их экипажи наводили на цель пару МиГ-21бис и одновременно прикрывали ее действия.

Атака воздушных целей осуществлялась с задней полусферы с применением управляемых ракет и пушек.

Одним из главных недостатков в боевом применении ВВС обеих воюющих сторон являлось нечеткое и поверхностное планирование использования авиации, нарушение принципа массированного ее использование, отсутствие как такого АСУ и поля управления в принципе.
 

Zmops

Активный участник
Сообщения
134
Адрес
там делали Ту-134Ш
А за чьим авторством статья, можно узнать?

Добавлено спустя 13 минут 5 секунд:

ГЕРКОН32
Давайте по вертолетам.
Надеюсь там не будет сказок, про 11 сбитых кобр by Ми-24
 

Lavrenty

Активный участник
Сообщения
6.325
Адрес
Москва
Врач написал(а):
А зачем сравнивать самолеты разных весовых категорий, предназначений? Сравнивайте теже самолеты, например, с МиГ 25.

Ну и как смотрится МиГ-25 со своим убогим "Сапфиром" на фоне F-14A с мощнейшей по тем временам AWG-9.

Врач написал(а):
Это слова. Достаточно ознакомиться с мобилизационным потенциалом Ирана и Ирака. И не будет слов про провал.

Какое отношение так называемый "мобилизационный потенциал" имеет к воздушной войне?! Авиастроительная индустрия у обоих противников находилась в зачаточном состоянии. Летчиков в современных условиях также невозможно готовить по "мобилизационной" схеме. Это штучный товар. Можно было лишь докупать авиатехнику тому, у кого была такая возможность, а "мобилизовывать" там было просто нечего.

Врач написал(а):
Никаким просоветским Ирак на начало войны с Ираном не был.

Вы начинаете доказывать, что 2х2=5! На чем, позвольте спросить, базируются эти "открытия" в области истории международных отношений?! :grin:
На Ближнем Востоке, вслед за разрывом с Египтом, баасистский Ирак стал для СССР союзником № 2. После Сирии.

Врач написал(а):
А помогали Ираку США, что было совершенно с их стороны логично, после получения ими по морде от Ирана.

Ираку напрямую США не помогали. Оружие не продавали. Помогали они (тайком), как раз, Ирану, несмотря на унижение после истории с заложниками в Тегеране. США знали, что Ирак получает массированную военную помощь от СССР и Франции. США знали, что Иран блокирован. США понимали, что, в условиях блокады, Иран одержать победу в войне не сможет и, вероятно, вскоре потерпит полное поражение. США понимали, что полная победа Хусейна для них опасна, так как она ставит под угрозу Саудовскую Аравию. Поэтому они решили помогать своему злейшему врагу, хотя и очень опасались огласки. Тупой общественности было бы крайне сложно объяснить все эти мотивы, связанные с необходимостью поддержания баланса сил в регионе.
 

Врач

Активный участник
Сообщения
1.825
Адрес
Россия, Москва
Lavrenty написал(а):
Врач писал(а):
А зачем сравнивать самолеты разных весовых категорий, предназначений? Сравнивайте теже самолеты, например, с МиГ 25.

Ну и как смотрится МиГ-25 со своим убогим "Сапфиром" на фоне F-14A с мощнейшей по тем временам AWG-9.

Вот, вот, торжество объективности, как советское так убогое, как американское так мощнейшее :-D

Lavrenty написал(а):
Врач писал(а):
Это слова. Достаточно ознакомиться с мобилизационным потенциалом Ирана и Ирака. И не будет слов про провал.

Какое отношение так называемый "мобилизационный потенциал" имеет к воздушной войне?! Авиастроительная индустрия у обоих противников находилась в зачаточном состоянии. Летчиков в современных условиях также невозможно готовить по "мобилизационной" схеме. Это штучный товар. Можно было лишь докупать авиатехнику тому, у кого была такая возможность, а "мобилизовывать" там было просто нечего.

А воевали Ирак с Ираном только в воздухе? Не надо тут никого путать, ничего конкретно про мобилизацию я не писал. А писал о том, что возможности Ирана в обладании людским (мобилизационным) потенциалом – численности населения, подлежащей призыву в ВС и оборонные отрасли экономики значительно превышали возможности Ирака. И этот факт не мог не сказаться на ходе войны вообще.

Lavrenty написал(а):
Врач писал(а):
Никаким просоветским Ирак на начало войны с Ираном не был.

Вы начинаете доказывать, что 2х2=5! На чем, позвольте спросить, базируются эти "открытия" в области истории международных отношений?! Хохочу
На Ближнем Востоке, вслед за разрывом с Египтом, баасистский Ирак стал для СССР союзником № 2. После Сирии.

Врач писал(а):
А помогали Ираку США, что было совершенно с их стороны логично, после получения ими по морде от Ирана.

Ираку напрямую США не помогали. Оружие не продавали. Помогали они (тайком), как раз, Ирану, несмотря на унижение после истории с заложниками в Тегеране. США знали, что Ирак получает массированную военную помощь от СССР и Франции. США знали, что Иран блокирован. США понимали, что, в условиях блокады, Иран одержать победу в войне не сможет и, вероятно, вскоре потерпит полное поражение. США понимали, что полная победа Хусейна для них опасна, так как она ставит под угрозу Саудовскую Аравию. Поэтому они решили помогать своему злейшему врагу, хотя и очень опасались огласки. Тупой общественности было бы крайне сложно объяснить все эти мотивы, связанные с необходимостью поддержания баланса сил в регионе.

Такое ощущение, что Вы здесь только себя читаете. Помогали США и Ирану в гораздо меньшей степени и Ираку, но в гораздо большей и открыто. Факты мной приведены выше. Почему? Потому как война эта была им выгодна.
 

ГЕРКОН32

Активный участник
Сообщения
6.232
Адрес
Москва
Zmops написал(а):
А за чьим авторством статья, можно узнать?

Добавлено спустя 13 минут 5 секунд:

ГЕРКОН32
Давайте по вертолетам.
Надеюсь там не будет сказок, про 11 сбитых кобр by Ми-24

Автор - В. Еремеев. обозреватель ВКО. Обычно у него нейтальные и взвешенные материалы.

Про вертолеты и их применение + десантные операции той войны:

Наибольшая эффективность в борьбе с танками получена от применения вертолетов с ПТУР. Так, в начале конфликта эскадрильей иракских вертолетов Ми-25 в скоротечном бою на северном направлении был практически полностью уничтожен иранский танковый батальон на марше. В ноябре 1980 г. иранскими вертолетами "Кобра" из состава 43-й бригады армейской авиации в течение одного вылета было уничтожено 40 иракских танков в районе Сари-Поле-Зохаб, Гида.

Армейская авиация в условиях ирако-иранского конфликта являлась весьма эффективным средством борьбы. Она использовалась обеими сторонами для нанесения огневых ударов по войскам противника с целью срыва его наступления и отражения контрударов и контратак, высадки тактических десантов, разведки и перевозок в зоне боевых действий.

Иракская армейская авиация (входящая в состав ВВС), в ходе конфликта использовалась в основном днем в простых метеоусловиях. Имеющаяся на Ми-25 аппаратура "Радуга-Ф", позволяющая производить пуски в сумерках в ручном режиме, не использовалась ввиду неподготовленности экипажей. Для улучшения взаимодействия со своими танками предпринималась попытка установки на вертолеты Ми-25 радиостанций "Маркони" итальянского производства. Из-за нехватки операторов часто их функции выполняли командиры экипажей.

Вертолеты огневой поддержки выполняли боевые задача группами в составе двух-шести вертолетов. При действиях по скоплениям танков наносился одновременный удар группами 6-16 вертолетов в боевом порядка "колонна пар".

Основными способами боевых действий вертолетов были: удары по заранее разведанным целям; самостоятельный поиск и уничтожение целей; удары по вызову; удары из засады. Атаки целей производились пусками ПТУР и НАР (с ходу на максимальных дальностях пуска; с положения "висения"; с круга - "карусель").

Боевой порядок "круг" ("карусель") - три-четыре вертолета - применялся при действиях по танкам в укрытиях, когда вертолеты находились над своей территорией и не входили в зону огня зенитной артиллерии и стрелкового оружия противника. Дальность пуска ПТУР составляла 4-6 км. Полет в район цели и весь маневр для атаки осуществлялся на высотах 15-25 м.

В последнее время ввиду повышения эффективности огня средств ПВО сухопутных войск Ирана резко сократилось число вылетов вертолетов для действий способом самостоятельного поиска и уничтожения целей в глубине боевых порядков противника. Преобладающими стали удары по вызову по двигающимся и развертывающимся для атаки танковым подразделениям. Для этого использовались площадки подскока, находящиеся вблизи линии фронта и непосредственно в расположении передовых частей.

При этом вертолеты действовали группами по 3-4 машины. Вариант боевой зарядки Ми-24: ПТУР "Скорпион" - 4 шт.; НАР С-5 - 64 шт., патронов - 400 шт. Уменьшение боекомплекта к пулемету обусловлено тем, что операторы часто не выдерживали режима стрельбы, что приводило к чрезмерному перегреву ствола и заклиниванию подвижных частей пулемета.

Высадка десантов силой до роты и редко - батальона - производилась на тактическую глубину. Перед десантами ставились ограниченные задачи: осуществление диверсий на коммуникациях, уничтожение отдельных важных объектов (узлы связи, пункты управления, склады), ведение разведки.

В отдельных случаях (в основном на южном, ахвазском, направлении) подразделения воздушно-десантных войск Ирана использовались для проведения контратак противника, прорвавшего оборону.

Применения тактических воздушных десантов в общевойсковом бою практически не отмечалось. Отдельные такие десанты, высаженные иранским командованием в начале конфликта на северном (керманшахском) направлении, успеха не имели, так как эффективного взаимодействия их с основной группировкой войск, действовавшей с фронта, организовано не было.

Так, например, 23 октября 1980 г. иранское командование высадило один парашютно-десантный батальон в район Хосрови (западнее Кесре-Ширин) с задачей нарушения управления и коммуникаций в тылу иракских войск, захвата выгодного в тактическом отношении участка местности и удержания его до подхода частей 81-й бртд, которая должна была ударом в направлении Кесре-Ширин, Хосрови нанести поражение противостоящему противнику, захватить Хосрови и в дальнейшем развивать наступление в направлении Ханекин.

Однако в связи с невыполнением 81-й бртд поставленной перед ней задачи десант был полностью уничтожен. Неудачной была также высадка иранского воздушного десанта в составе одного парашютно-десантного батальона в тыл 10-й бртд 2-го ак Ирака в районе западнее Сусенгерд 4 октября 1980 г.

На более поздних этапах конфликта иранское командование использовало свои воздушно-десантные части (55-ю овдбр и 23-ю овдбр СН) в основном для действий небольшими группами, забрасывавшимися в тыл иракских войск вертолетами и выполнявшими разведывательно-диверсионные задачи.

При этом такие группы чаще использовались на северном (керманшахском) направлении, где гористый характер местности и отсутствие сплошного фронта облегчал их действия,

На последних этапах боевых действий широкое распространение приобрели рейды иранских групп специального назначения и партизанских отрядов. Продолжительность их нахождения в тылу противника составляла двое-трое и более суток. Основные задачи - разведка и проведение диверсий.

В связи с попытками иранского руководства перенести боевые действия на территорию Ирака в глубокий тыл иракских войск на юге стали забрасываться специальные группы для ведения подрывной работы среди иракских мусульман-шиитов. Так, в ходе операций "Рамадан" в район Басры было переправлено пять таких групп.

Для борьбы с иранскими группами и отрядами специального назначения иракское командование организовало в прифронтовой зоне 11-ю воздушно-десантную бригаду, патрулирование при помощи вертолетов и усилило охрану объектов.

Имеющиеся в иракской армии бригады спецназначения задействовались в боевых действиях за овладение Хорремшехром, а для решения задач в тылу иранских войск фактически не привлекались.
 

Kaa

Активный участник
Сообщения
5.545
Lavrenty написал(а):
Врач написал(а):
А зачем сравнивать самолеты разных весовых категорий, предназначений? Сравнивайте теже самолеты, например, с МиГ 25.
Ну и как смотрится МиГ-25 со своим убогим "Сапфиром" на фоне F-14A с мощнейшей по тем временам AWG-9.
a. БРЛС "Сапфир-25" cовсем не убогая. В ветке летчикам на них летавшим, это поясните на пальцах, если получится. Это немного не тот Сапфир, что стоял на МиГ-23 ;)
Показателем отличной работы Сапфира считаю обнаружение и поражение 17 января 1991 г. палубного истребителя ВМС США F/A-18С «Hornet». Это не смотря на висящие в воздухе АВАКСы с поддержкой AEGIS с АУГ + мощнейшие помехи с самолетов РЭБ. Иракские пилоты наведения с земли не имели ;)
После этого было еще два боя с F-15E и F-15C, ни один МиГ-25 в этом бою сбит не был (с учетом АВАКСов, мощных радаров F-15 и наличия AMRAAM - американцы явно слили). Чувствуете разницу, самолеты как бы имеют 15 лет разницы во времени.
 

sivuch

Активный участник
Сообщения
2.804
Адрес
Питер
Lavrenty написал(а):
Здесь сам Жирохов признает, что его статья устарела.
http://forums.airforce.ru/showthread.php?t=2809&page=7
.
Ну да.В свое время он написал откровенно проиранскую статью ,а сейчас признает -извините,ошибочка вышла

Добавлено спустя 3 минуты 32 секунды:

Lavrenty написал(а):
Достаточно сравнить F-4E и F-14A с МиГ-21бис и МиГ-23М. Боевой радиус, стандартная боевая нагрузка, состав бортового вооружения и БРЭО.
Так ведь в начале войны -как минимум до 83года не было ни бисов ни 23М(а их и быть не могло -только 23МФ) и все равно иранцы не смогли задавить
 

Кий

Активный участник
Сообщения
2.452
Адрес
Киев
Врач написал(а):
Приведите тогда факты, опровергающие, приведенный факт о том, что на январь 1981 года 115-мм бронебойный подкалиберный снаряд пушки танка Т-62 надежно пробивал лобовую броню танков «Чифтен».
Фактов не приведу потому как не участвовал :), но:
Чифтенов много и что там было у Ирана известно Ирану
http://mk-armour.narod.ru/2006/01/02.htm
к примеру в 1987 году, после той войны появляется Чифтен с накладной броней "стилблю"
Stillbrew001.jpg

т.е. на основную броню накладывалась резина, а сверху еще сталь(лежит рядом), такое похоже Т-62 не пробьёт, а вот насчет предыдущих версий возникают сомнения... и разные трактовки...
 

Врач

Активный участник
Сообщения
1.825
Адрес
Россия, Москва
Кий, да я собственно в отношении вас и не настаиваю, тем более ветка ВВС.
Но тем не менее еще и в другом источнике: http://historiwars.narod.ru/Index/XXv/s ... am2VII.htm
В ходе иранского контрнаступления (1981 год) произошло несколько крупных танковых сражений. Наиболее известным является бой в долине Хархе вблизи города Сусенгерда. В январе 1981 года усиленная 16-я танковая дивизия Ирана (300 английских танков "Чифтен" и американских М60) при поддержке 55-й парашютной бригады готовила контратаку вблизи Сусенгерда (Иран) с целью освободить дорогу на Ахваз и снять иракскую осаду с города Абадан. Из-за начавшегося сезона дождей пути выдвижения иранских войск представляли собой море грязи, затруднявшее осуществление маневра и снабжение войск. Иракское командование предугадало намерения противника и выдвинуло навстречу ему танковую дивизию (300 танков Т-62).
5 января разведывательные вертолеты Ирака обнаружили движение трех танковых колонн и следовавшей за ними парашютной бригады. Командир иракской дивизии быстро сосредоточил все силы у деревни Ахмет-Абад на равнине Хархе. 6 января передовая иранская танковая бригада вышла к иракским позициям. Считая, что перед ними лишь небольшое прикрытие, иранские танки атаковали с ходу. Иракские подразделения тут же отошли, в результате чего первая иранская бригада оказалась в подготовленном огневом мешке и была атакована с флангов. Потери иранцев составили более ста танков.
Вторая и третья бригады, действуя разобщено и без поддержки пехоты, попали в ловушку позже, 7 и 8 января. К этому времени поле боя превратилось в сплошную трясину, а противники сблизились настолько, что авиация не могла оказать им поддержки. Иранские войска, сознавая рискованность своего положения, были вынуждены отступить. Ирак объявил, что уничтожил или захватил 214 иранских танков, Иран же признал потерю только 88 машин.
В ходе боя окончательно прояснилось, что 115-мм бронебойный подкалиберный снаряд пушки танка Т-62 надежно пробивает лобовую броню танков «Чифтен», и в дальнейшем иранские танкисты избегали лобового столкновения с современными танками советского производства.

За сим с танками здесь завязываю.
 

Кий

Активный участник
Сообщения
2.452
Адрес
Киев
Врач написал(а):
Кий, да я собственно в отношении вас и не настаиваю
Та мне стало интересно и полез копаться... вобщем я так понял что Тарасенко с Фофановым точно не определились на этот счет, а я запутался...
Врач написал(а):
тем более ветка ВВС.
:Shok: тогда молчу.

Часть сообщений участников форума удалена. Admin
 

sivuch

Активный участник
Сообщения
2.804
Адрес
Питер
Вчера у меня начальство весь день торчало на работе безвылазно,а сегодня,смотрю,ветка уже почищена.
Так вот,в целом я согласен с Лаврентием,что в начале войны качественный состав иранской авиации был лучше.Миг-21МФ и Миг-23МС -фактически основа истребительной авиации.Вот только ,что Ирак все время беспрепятственно получал авиатехнику из Союза -мягко говоря,большое преувеличение.До середины 83года действовало эмбарго.А вот Миражи F-1 и Миг-23МЛ и стали рабочими лошадками,которые переломили ход борьбы.Миг-21 в иранских условиях был менее подходящим -не хватало радиуса и продолжительности полета.Да,иногда иранские ВВС наносили удары до конца войны,но это были именно булавочные уколы,а иракская авиация занималась боевой работой -останавливала наземные наступления иранцев.
по поводу Кота.Понятно,что 140 сбитых -это за гранью добра и зла.Примерно,как Геродот писал о миллионе персов при Марафоне.Но отец истории мог не задумываться,где этот миллион человек достанет пропитание и как уместится на небольшом поле,а вот Куперу стоило подумать,что 140 сбитых Томкетом,80 -Фантомом,25-Тиграми,более 100 средствами ПВО,плюс небоевые потери -и иракская авиация переходит в отрицательную величину.
Сейчас сухой форум все еще висит.Там была цитата со ссылкой на эйрвор -
Иран удтверждает что F-14 сбили 45 самолетов(22 -Фениксами) при потере 12 своих,но не в результате действий противника,а из-за помпажа двигателей при пусках и в БВБ.Но и эти цифры преувеличены,а достоверно они сбили всего несколько машин.Но в действительности,если бы 12 самолетов были бы потеряны из-за помпажей,то это говорило бы только об одном -самолет не пригоден для БМБ.Полагаю,что было и то и другое -и их сбивали,и сами падали.А цифра в 40-45 побед -вполне возможная
Сапфиры действительно были очень разные.Дэшки с 23М/МФ -полное г-но,Сапфир-25 с Миг-25ПД по технологическому уровню соответствовал Сапфиру-23МЛ,но за счет большей тарелки был помощнее,а Сапфир МЛА-2 был намного соверщенней,с кучей новых режимов.
Пока все
 

F-14 Tomcat

Заблокирован
Тему воздушных боёв между вертолёми ещё не затрагивали? Если нет, тогда делюсь сведениями какими распологаю: - "Входе той войны произошли 118 воздушных боёв между вертолётами и самолётами и 56 - между винтокрылыми машинами, в т. ч. 10 - между Ми-24 и "Си Кобрами". ..."Первый воздушный бой с участием Ми-24 произошёл 7 сентября 1980 г., ещё до начала ирано-иракской войны. ... Первый бой между вертолётами, ставший первым таким событием в мировой истории, произошёл в ноябре тогоже года в районе города Дезфуль." - Это выдержка из главы "Под сенью знамён боевых" в монографии за Ми-24 - "Винтокрылый штурмовик Миля" (Авиация и время №3/96). Далее в этом повествовании описываются вертолётные бои и приводятся статистические данные: с иракской стороны - сбито 10 "Кобр" против 6-ти своих Ми-24, иранская сторона и Запад приводят диаметральную противоположность - 6 "Кобр" на 10 Ми-24. А теперь выдержка из книги "Ка-50" (изд. Polygon): "Не смотря на то, что иранские лётчики вступали в бой только при численном превосходстве, им не удалось сбить ни одного Ми-24." Это как-же называется? Сами иракцы признают потерю шести "крокодилов" в боях с "Кобрами", а авторы книги "Ка-50" придумали свою истрию воздушных войн? :Shok:
 

Lavrenty

Активный участник
Сообщения
6.325
Адрес
Москва
В общем наш друг Бриз был совершенно прав, когда указал на то, что о реальной боевой эффективности Р-23Р и Р-24 (разумеется в комплексе с истребителем и радаром) у нас в открытых источниках информации нет.

Кроме того, и "Мираж", и МиГ-23МЛ появились у иракцев тогда, когда "технический голод" в ВВС Ирана уже сделал свою работу. У нас нет надежных источников, характеризирующих динамику "деградации" иранской авиации хотя бы по годам.
 
Сверху