Обнаружение подлодок

SerzhPiter

Участник
Сообщения
12
Интересуют все системы и методы, позволяющие обнаруживать подлодки. Неужели наши РПКСН всегда под колпаком? Или наоборот правы те, кто говорят, что сосус и иже с ним эффективны только против старых подлодок 1-2 поколений. Вот начал с этой ссылки

http://www.sinor.ru/~bukren/aviano_4.htm
 

Barbudos

Активный участник
Сообщения
24.482
Адрес
Санкт-Петербург
SerzhPiter написал(а):
Неужели наши РПКСН всегда под колпаком?
Всегда, всегда. И их тоже. Все эти средства только для тактических игрищ, чтобы было, чем народ занять.
А РПКСН и со спутника хорошо видны всегда, когда реактор не заглушен: по тепловому следу.
 

Novice

Активный участник
Сообщения
676
Адрес
Севастополь
Barbudos написал(а):
SerzhPiter написал(а):
Неужели наши РПКСН всегда под колпаком?
Всегда, всегда. И их тоже. Все эти средства только для тактических игрищ, чтобы было, чем народ занять.
А РПКСН и со спутника хорошо видны всегда, когда реактор не заглушен: по тепловому следу.
Конечно-конечно. Особенно хорошо их наблюдает спутник в Баренцевом море примерно 300-320 календарных дней пасмурной погоды. Шторм тоже благоприятно сказывается на обнаружении спутниками ПЛАРБ, гребущей на трех сотнях метров глубины. И особенно благоприятные условия для обнаружения ПЛАРБ в инфракрасном диапазоне создает ледяной покров, который зимой закрывает примерно 80 процентов позиционного района ПЛАРБ СФ.

СОСУС. Как много в этом слове. По второму поколению самими американцами вероятность обнаружения лодки, находящейся в зоне обнаружения средств одной из станций в течение одного часа - примерно в 0.5%. Сооттвенно при суточном нахождении лодки в зоне обнаружения одной из станций, она была бы обнаружена в 10% случаев. Это круто, но.. когда говорим о ПЛАРБ, такая эффективность в боевых условиях рассматривается как нулевая. увы и ах..
Третье и четвертое поколение видело этот СОСУС в гробу и белых тапках. Мало того, что обнаружение этих лодок СОСУСом разве что случайно, так и позиционные районы ПЛАРБ в нынешнее время располагаются неподалеку от своих берегов, и штурмовать СОСУС нет никакой необходимости.

Куда более злой враг - корабли гидроакустической разведки. Но... В позиционных районах ПЛАРБ как СФ, так и ТОФ время жизни этого корабля в условиях боевых действий будет... дальше придумайте сами, сколько проживет корыто в районе действия сил флота и базовой авиации.

Охотское море. Даже от знания где в данный момент ПЛАРБ находится, вероятному противнику ну никак не полегчает.
В случае, если подкрадется армагеддончик, ПЛАРБ однозначно выполнят задачу. Можно верить сколько угодно во всякую хрень из "независимой газеты", но на сегодняшний день ни у них, ни у нас нет средств, чтобы решить проблему уничтожения ПЛАРБ до выпуска ракет.

Основной враг лодок - лодки. И немного - базовая авиация.
 

SerzhPiter

Участник
Сообщения
12
А что же с операцией "Атрина" в 1987 году, действительно ли прошмыгнули в Западную Атлантику и нескольео дней скрытно ходили там, или это выдумки брехунов?
 

Читатель

Активный участник
Сообщения
3.023
Адрес
Беларусь, г. Вилейка
Мне один знакомый расказывал (он служил на подводной лодке), что неделю лежали на грунте возле американского побережья. Врёт или может быть? :think:
 

All

Активный участник
Сообщения
1.035
раньше подлодки засекали путем измерения эл.магнитного поля земли - были даже спец самолеты для этих целей (сорри не знаю как назывался этот копмлекс), по потом на лодках стали применять новые методы снижения искажения корпусом магнитных линий..., позже лоции для выхода лодки в район боевого дежурства (или пуска ракет) стали прокладывать с учетом эл.магнитной маскировки (подводные залежи металлов)... инфракрасная разведка только на начальном этапе казалась панацеей - лоции поменяли (температура воды не везде одинакова, плюс течения - все это является фактором маскировки), единственный реальный метод обнаружения и сопровождения лодки - гидроакустика (лодка, БПК, корабли гидроакустической разведки)....
 

dron

Активный участник
Сообщения
8.886
Адрес
Россия
Barbudos написал(а):
Всегда, всегда. И их тоже. Все эти средства только для тактических игрищ, чтобы было, чем народ занять.
А РПКСН и со спутника хорошо видны всегда, когда реактор не заглушен: по тепловому следу.
Barbudos, а как же "Апорт" и "Атрина"?
 

EDW

Активный участник
Сообщения
110
...единственный реальный метод обнаружения и сопровождения лодки - гидроакустика (лодка, БПК, корабли гидроакустической разведки)....[/quote]

А вот такая пришла дурная мысль в голову.
ГАК на лодке ограничен размерами и геометрией корпуса, возможностями энергетики, расположением систем оружия и много ещё чем. Плюс к этому наша устаревшая элементная база и относительное технологическое отставание не позволяют уменьшить массогабаритные характеристики ГАК, а дальность необходимо обеспечить.
На кораблях дальнего гидроакустического обнаружения стоят сверхмощные ГАС, однако корабли эти не могут проникнуть в районы сплошного ледяного покрова.
А что если создать АПЛ дальней гидроакустической разведки, приспособив все её системы под обеспечение работы очень мощного ГАК огромного радиуса действия? Оставить ей кое-какое оружие самообороны и обеспечивать охранение обычной ПЛ. Поскольку мы мирные люди, можно нагло работать ГАС в активном режиме, "высвечивая" подлёдную обстановку. С помощью таких станций отодвинуть рубежи патрулирования ПЛ супостата.
Осталось "совсем немного" - разработать систему связи и ЦУ с серьёзной пропускной способностью и придумать, как не "светить" свои ПЛ. Ну, что скажут специалисты?
 

All

Активный участник
Сообщения
1.035
А смысл???? получится тоже что и над водой - там авианосец прикрывает ТАКАЯ ТУЧА кораблей..
 

EDW

Активный участник
Сообщения
110
All написал(а):
А смысл???? получится тоже что и над водой - там авианосец прикрывает ТАКАЯ ТУЧА кораблей..

А не надо тучей прикрывать. Для охранения достаточно одной ударной ПЛ, данные на применение оружия которая будет получать с охраняемого объекта.
 

Сергей Горн

Новый участник
Сообщения
4
При чтении одной статьи о ПЛ подвело недостаточное знание темы и английского языка. Правильно ли я понял, что носовой отсек, в котром размещается сонар, заполнен водой, а в корпусе имеется множество микроотверстий для сообщения с внешней водной средой и все это нужно для обнаружения других лодок?
 

Bosun

Модератор
Сообщения
6.811
Адрес
Klaipeda
По данным ученых из МФТИ, приведенным в брошюре "Будущее стратегических ядерных сил России: дискуссия и аргументы" (Долгопрудный, 1995 г.), даже при самых благоприятных гидрологических условиях, характерных для Баренцевого моря в зимний период (вероятность их возникновения составляет 0,03) АПЛ проекта 971 могут обнаруживаться американскими лодками типа "Лос-Анджелес" с ГАК AN/BQQ-5 на дальности не более 10 км. При менее благоприятных условиях в данном районе Мирового океана обнаружить "Барс" гидроакустическими средствами практически невозможно.
Уместно привести характеристику подводным лодкам 971-го проекта, данную видным американским военно-морским аналитиком Н. Полмаром на слушаниях в комитете по национальной безопасности палаты представителей конгресса США: "Появление подводных лодок типа Akula, а также других русских АПЛ третьего поколения продемонстрировало, что советские кораблестроители ликвидировали разрыв в уровне шумности быстрее, чем ожидалось". Спустя несколько лет, в 1994 г., стало известно, что этот разрыв устранен полностью.
По утверждению представителей ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5- 7 узлов шумность лодок типа Improved Akula, фиксировавшаяся средствами гидроакустической разведки, была меньше шумности наиболее совершенных АПЛ ВМС США типа Improved Los Angeles.
По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда (Jeremy Boorda), американские корабли оказались не в состоянии сопровождать АПЛ Improved Akula на скоростях менее 6-9 узлов (контакт с новой российской лодкой состоялся весной 1995 г. у восточного побережья США). По мнению адмирала, усовершенствованная АПЛ Akula-2 по характеристикам малошумности соответствует требованиям к лодкам четвертого поколения.
Появление уже после окончания "холодной войны" в составе российского флота новых сверхскрытных атомоходов вызвало серьезную озабоченность в США. В 1991 г. этот вопрос был поднят в конгрессе. На обсуждение американских законодателей было вынесено несколько предложений, направленных на то, чтобы исправить в пользу США сложившееся положение. В соответствии с ними предполагалось, в частности:
- потребовать от нашей страны придать гласности свои долгосрочные программы в области подводного кораблестроения;
- установить для РФ и США согласованные ограничения на количественный состав многоцелевых АПЛ;
- оказать помощь России в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции.
К компании по борьбе с российским подводным кораблестроением подключилась и международная неправительственная экологическая организация "Гринпис", активно выступившая за запрещение подводных лодок с ядерными силовыми установками (в первую очередь, разумеется, российских, представляющих, по мнению "зеленых", наибольшую экологическую опасность). С целью "исключения ядерных катастроф", "Гринпис" рекомендовала правительствам западных стран поставить предоставление финансовой помощи России в зависимости от решения этого вопроса.
В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки 971-го проекта находятся в составе Северного (бухта Ягельная) и Тихоокеанского (Рыбачий) флотов. Они достаточно активно (разумеется, по меркам нынешнего времени) используются для несения боевой службы.

http://warships.ru/Russia/Fighting_Ships/PLA/
 

Ksergus

Активный участник
Сообщения
56
Адрес
Северодвинск
EDW написал(а):
А вот такая пришла дурная мысль в голову.
ГАК на лодке ограничен размерами и геометрией корпуса, возможностями энергетики, расположением систем оружия и много ещё чем. Плюс к этому наша устаревшая элементная база и относительное технологическое отставание не позволяют уменьшить массогабаритные характеристики ГАК, а дальность необходимо обеспечить.
На кораблях дальнего гидроакустического обнаружения стоят сверхмощные ГАС, однако корабли эти не могут проникнуть в районы сплошного ледяного покрова.
А что если создать АПЛ дальней гидроакустической разведки, приспособив все её системы под обеспечение работы очень мощного ГАК огромного радиуса действия?
Примерно так уже делали, лодку 667 А ("Азуха") К-403, зав №450 переоборудовали для новой ГАС (получила название "Аксон"), вследствие чего ГАК получился больше по диаметру корпуса и лодка приобрела весьма нетривиальные очертания ;) . Правда было давно, в 80-х, и для проведения опережающей морской отработки перспективных гидроакустических комплексов (ГАК), а также ряда других опытных образцов акустического и неакустического радиоэлектронного вооружения, сейчас она утилизируется, точнее ждет своей очереди. Когда я уходил в отпуск была на стадии выгрузки ОЯТ.
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files ... 0/list.htm
 

Guron

Активный участник
Сообщения
1.494
Адрес
Siberia
Один бывший коллега, который летал на т.н. одной летающей лабе в районе Татарского пролива и далее, испытывали они в конце 80-х новый комплекс для ловли косяков рыб. Ну а скрытой задачей был поиск следов американских АПЛ. Ну и видел их :)
В основе своей у комплекса был то ли лазерный сканер, то ли лидар какой то. Короче, на вооружение видимо поставить его не успели (Союз накрылся), но налетал дядя с этой штукой прилично. Говорит довольно часто и устойчиво обнаруживали и наблюдали АПЛ. Похожа на косяк рыбы, только более плотнее структура. :-D
 

Bosun

Модератор
Сообщения
6.811
Адрес
Klaipeda
All написал(а):
там авианосец прикрывает ТАКАЯ ТУЧА кораблей..
http://byaki.net/2007/10/15/gepard-podv ... tnik..html
Интересный случай произошел 29 февраля 1996 года в самый разгар учений сил НАТО. Боевые корабли вели поиск условного подводного противника. Учебная задача была выполнена, как вдруг на связь вышла... российская подводная лодка. Ее командир просил о помощи. Надо было срочно эвакуировать матроса с острым приступом аппендицита.
Для англичан к которым адресовалась просьба, это был шок. До сих пор они теряются в догадках: то ли помощь действительно была нужна, то ли это хорошо задуманная операция. Когда лодка всплыла на поверхность, то все увидели, что она находится в самом центре ордера натовских кораблей. Будь боевая обстановка реальной...
"Гепард" на рабочей скорости, позволяющей ему быстро обследовать достаточно большой район, вообще не засекается существующими гидролокационными средствами. И даже когда он набирает скорость, то способен "увидеть" и "услышать" в океане любого супостата прежде, чем тот его заметит.
В шок были повержены и американцы, когда “случайно” обнаружили нашу “Щуку” вблизи своих территориальных вод.
Еще одна “Щука” отличилась летом 1999 года во время агрессии НАТО против Югославии. Тогда прошло сообщение, что в водах Средиземного моря замечена наша подводная лодка. Ее действительно заметили, когда она проходила узкий Гибралтарский пролив. Но потом она как растворилась. Через некоторое время она появилась у берегов Корсики и Югославии. За ней охотились как надводные корабли, так и противолодочные самолеты. Поиграв в прятки, лодка спокойно покинула Средиземное море.
Шок был потом, когда в штабе НАТО узнали, что вместе с хотя бы на короткий срок замеченной ими “Щукой” в Средиземном море находился подводный крейсер “Курск” и “Барракуда” (“Псков”). Их обнаружили только тогда, когда они уже возвращались к родным берегам. :flag: :flag: :flag:
 
Сверху