Мои истории со службы в ВВС

Ринат

Военный лётчик
Сообщения
8.041
Адрес
Санкт-Петербург
MilitaryStalker написал(а):
Очень обидно,когда командир полка назвал инжинерно-технический состав быдлом,жирующим на горбах лётчиков. Это технари а не лётчики в сорока градусный мороз крутят гайки и смотрят, чтобы дрожайшая шкура летуна осталась цела
В 1998-м, уже почти год не давали зарплату, семьи в серьезной нужде, народ перебивался кто как мог.
И вдруг дали керосин - полеты!!!
Погода снег с дождем и сильнейший ветер, боковая составляющая 8 метров в сек., на полосе и рулежке сантиметров пять слякоти.
Начало смены.
Я вырулил первым и мне чтобы прорулить на старт быстрее, дали команду "по полосе". Полоса длинная, разогнался прилично, и тут чайка садится передо мной, и сразу взлетает мне в двигатель. Инстинктивно дергаю штурвал управления передним колесом в сторону.
Заруливаю.
На винтах забоина 2 мм. это в допуске, но на стойке шасси от резкого поворота сломался болт.
Времена трудные. Запасного такого болта на аэродроме нет.
Столько ждали полетов и вот. Смена накрылась.
А за мной этот борт ждали летать еще три моих летчика.
И тут один из техников вспоминает, что у него в гараже есть такой болт в заводской упаковке (в богатые советские времена они никому были не нужны, их выбрасывали, чтобы положить в ЗИП вновь пришедшие, он и прихватил).
Техник погнал на своей машине 10 км. за болтом, а бензин на вес золота, чтобы ехать моторы не прогревали, бензин экономили.
И тут наши технари забегали.
Чтобы сделать, нужно было лежа на спине и не одному в снежной луже разбирать и собирать. Через два часа все были в ледяной корке, т.к. работали по очереди лежа в этой жиже на ветру. И офицеры и прапорщики и сверчки. И все бегом.
И не слова упрека (а зарплату не платили уже почти год).
Через два часа я вырулил. Пока я не запустил двигатели и не вырулил никто не ушел греться. Так стояли и провожали обледеневшие, чтобы мы успели слетать.
Как я им благодарен!!! Разве можно такое забыть?
 
Последнее редактирование:

Ринат

Военный лётчик
Сообщения
8.041
Адрес
Санкт-Петербург
Не считая летного училища летал на Ту-16 ракетоносцах, разведчиках, постановщиках помех, заправщиках.
На Ил-38 противолодочные самолеты. На них в ЦБП и ПЛС обучал слушателей, переучивал готовых летчиков с других типов, контролировал летчиков. На нем и произошла эта история.
Кое что я записывал для потомка. Возможно будет интересно, выложу свои воспоминания о полетах тех времен. Пока корректирую и думаю, как это сделать.
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.352
Адрес
Саратов
Ринат написал(а):
Возможно будет интересно, выложу свои воспоминания о полетах тех времен. Пока корректирую и думаю, как это сделать.

Будем жать, камрад!
 

Ринат

Военный лётчик
Сообщения
8.041
Адрес
Санкт-Петербург
Тут я переделал часть своих записей в литературную и полушутливую форму. Чтобы непосвященные могли понимать, о чем речь.
Это не документальное толкование событий. Это литературное преувеличение и изложение. Имена не совпадают. Остальное имело место.
Тапки хорошее лекарство от глупости. Но!
Я не писатель, и это только как проба.
А потому прошу снисхождения :)
Кстати, если кто то захочет процитировать или еще что нить в другом месте кроме форума. Прошу просить разрешения на то.



О штурмовых бомбах.

Мы частенько бомбились бомбами ФАБ-500ШН. Это 500 кг. бомбы с парашютом.
Вот такая: 1710526307353.png
Бросают их с очень малой высоты.
А бомба не сразу отстает от самолета, она падает вниз, почти не отставая от него, и до земли с такой высоты ей лететь тоже не далеко. И чтобы самолет не подорвался на собственной бомбе, на ней раскрывается большой, из натурального шелка парашют, который её бомбу тормозит в воздухе, и она отстает от самолета взрываясь позади него.
Иногда парашюты на бомбе не раскрываются, или их «тырят» на земле до подвески в бомболюк самолета. И тогда бомба, она и есть бомба. Взрывается прямо под самолетом.
Высота полета при сбросе бомб предельно мала, а высота разлета осколков гора-а-здо больше. И кидая бомбы, экипаж перед взрывом прижимается к бронеспинке и ставит ноги на подножки катапультного кресла.
Вот такой был экстрим!
В общем, на своих бомбах никто не подорвался, но пробоины в плоскостях самолетов мы привозили. И никого это особо не смущало.
Работа такая.
Самый наглядный пример применения этих бомб был на учениях «Братство по оружию».
Учения были грандиозные. Участвовал весь Варшавский договор.
На месте руководил учениями Министр обороны ГДР.
По легенде этих учений – на мирный немецкий остров Узедом нападает злой агрессор. К острову подходит вражеская эскадра, чтобы обстрелять мирных Узедомских жителей и высадить под прикрытием линкора Айова и своры вражеских кораблей враждебный десант.
Хотели обидеть мирных опять же Узедомских жителей.
Айова был очень древним и по своему, легендарным кораблем, вооруженным пушками чудовищного калибра. Он даже мог самостоятельно, то есть своим ходом передвигаться по морю и даже «окияну».
А когда он стрелял, становилось страшно. И тем, в кого стреляли, и тем, кто стрелял.
В кого стреляли – про тех понятно, что было страшно. А вот тем, кто стрелял, собственному экипажу линкора было страшно потому, что с каждым выстрелом главным калибром Айовы заклепки из этой Айовы вылетали с диким визгом, пострашнее снарядов. Это было главное секретное Айовское оружие.
И экипажу Айовы приходилось прятаться от своего корабля на своем же корабле.
Как они это делали?
Не знаю.
Но!
Только за это отважных Айовцев можно было уважать.
На учениях Айову изображало какое то списанное здоровенное судно. За этой лжеАйовой шла вражеская эскадра сопровождения и десантные корабли , которые изображала свора списанных военных и не военных кораблей.
Внешне это выглядело как гордо прущий впереди всех в сторону берега агрессор Айова, а за ним ордер кораблей, построившихся за ним сзади ровной дугой.
Но, как положено в каждом кино, совершенно случайно, из-за спины мирно спящих Узедомцев вылетают штурмовики, истребители прикрытия, бомберы, корабли на воздушной подушке и без, и добрые морские пехотинцы. Мы топим нехороших ребят в море, а на на головы успевших высадиться вражеских десантников падают наши морпехи, тихо и умело вырезают всех плохих парней под корень, или вырезают им плохие корни.
Надо сказать, что учения были не простыми.
Были приглашены гости как свои, так и вражеские, из Нато.
Надо же показать им их светлую долю. Пригласили и вражеское телевидение. И «в грязь лицом» нам было никак нельзя.

На самолет в бомболюк подвешивались по шестнадцать этих самых штурмовых бомб. И мы должны были, заходя десятью парами вдолбить лжеАйову в пучину морскую.
А дугу ордера из кораблей сопровождения должны были утопить морские штурмовики Су-17.
Очень даже злющий самолет между прочим.
Нам разбомбить - что раз плюнуть. Но, командование не хотело никаких промахов. И готовились мы долго.
Тренировались.
Рядом с Узедомом выставили для нас корабль-мишень. И мы на нем отрабатывали наш неотразимый удар.
Если бы мы тренировались-бомбились по полной схеме, то после каждой пары самолетов нужно было бы выставлять новую мишень, взамен потопленной, иначе остальным девяти не во что было бы прицелиться, и нечего было бы бомбить. На этот случай мы придумали нехитрый прием.
В бомболюк нам подвешивали только первую бомбу и шестнадцатую. Остальные четырнадцать оставались на земле. Первая бомба должна была падать в то место, куда попадает первая бомба из шестнадцати, то есть до корабля- мишени, а шестнадцатая соответственно в то место, куда падает шестнадцатая, то есть после мишени. В бомболюках стояли кинокамеры, снимающие сход бомб и их попадание. Если прямая от первой бомбы до шестнадцатой проходила через мишень, то значит прицеливание произведено верно.
Ведомые кидали бомбы по ведущему. То есть ведомый становился снизу чуть справа под бомболюк ведущего. И как только первая бомба из бомболюка ведущего вылетала, ведомый начинал сброс. Бомбы ложились аккуратненько, рядом и по направлению, и по дальности.
Так мы экономили и бомбы, и берегли достаточно дорогие корабли-мишени.
Мы летали на полигон Узедом много дней подряд. Каждый день десятка пар самолетов, пара за парой кидали каждый по две бомбы, одна падала до мишени, другая после.
А в это время!
Министр обороны ГДР, вполне сухопутный Генерал ежедневно инспектировал подготовку полигона к учениям.
И на его глазах каждый день русские бомберы не могли потопить эту жалкую посудину. Каждый день, как по линеечке, недолет и перелет. Иногда кто-то кидал ну совсем рядышком, но мишень продолжала плавать, а на другой день все повторялось.
МАЗИЛЫ!!!
Генерал был возмущен! Будет западное телевидение. Заснимут наш позор. Что они на учениях Натовцам собираются показывать???
Он ругался страшной немецкой руганью, уже и свою генеральскую кепи об землю кидал, и топтал её.
Ничего не помогало.

И вот однажды сбылось!!!
Штурман нашего Вячеслава Михалыча загляделся в прицел на нудистский пляж. Нужно сказать, что заходили мы на бомбежку прямо через него. А почти сразу за пляжем стояла мишень. Много километров по пляжу ходили, лежали, играли в волейбол или еще во что-то, махали нам ручками совершенно голые женщины. И это вызывало у нас гораздо больше интереса, чем какое-то прицеливание. Пары самолетов вставали на расширенный интервал, летели мы очень так низэнько, и глядеть было удобно, особенно штурманам в увеличивающий стабилизированный прицел. А с пляжа…. нам и ручками махали, и становились красиво.
Какая на хрен бомбежка?
В общем, про цель вспоминали когда уже совсем было пора.
И вот Валера, штурман нашего Вячеслава Михалыча, оба без преувеличения высочайшие профессионалы, загляделись на женщин, и кинули бомбу прямо на мишень. От чего столь оберегаемая и драгоценная посудина стремительно ухнула в бездну. А над ней траурно распустился двухсот метровый цветок огня и поднятой взрывом воды.
Наконец-то генерал армии ГДР был вознагражден за свои терзания.
Иное дело наш Вячеслав Михайлович со штурманом Валерой.

У политруков случилась радость нежданная!
Есть тема для работы!
Акелло промахнулся на охоте!
Что тут началось!!!
Ну, только не расстреляли.
Все остальное было.
Все политруки считали неотложным долгом пинуть негодяя, разъяснить всем, и особенно виновному, а виновными являются все.
Потому что плохо конспектируют наследие, плохо внимают откровениям политребят, и вообще плохо.
А наш Вячеслав Михайлович, это вообще скрытый вредитель, уничтожил драгоценную мишень, и они давно это знали, да только их никто не слушал.
И теперь надо усилить!
Прислушаться!
Напрячься!
Бдительней!
Первоисточники!
Конспекты!!!
Партсобрания!
Конференции!

Прошел год.
Уже прошли все учения. Уже наградили всех политруков непричастных и наказали всех невиновных. Уже никто не помнил, что по большому счету там произошло. Но на каждой парт конференции, на каждом парт. собрании и политзанятии политребята упражнялись в пинках в чем-то кажется виноватого Вячеслава Михайловича.

Но зря что ли смеялся бессмертный Гоголь Н. В.?

Наши бюрократические машины всегда работают долго. И только на самих себя.
По понедельникам с утра в полку всегда большое построение. В один из таких понедельников утром наш командир полка Михеев Анатолий Тимофеевич вывел из строя Вячеслава Михайловича.
А Вячеслав Михайлович?
Он волк небесный. Летчик Ту-16, инструктор по всем видам, на дозаправку днем и ночью. Подготовил кучу летчиков. С ним Ангелы небесные не считают за худое поболтать по душам.
Он привык, что его старательно пинают все, кому поручены наши души, нравственность, ответственность и политическая зрелость.
Ну, пинком больше, пинком меньше.
Михалыч встал перед строем полка.
Анатолий Тимофеевич, высокий и статный полковник, реальный аристократ, ему слегка подражали все молодые офицеры, хитро улыбался.
Он начал с прелюдии:
«Товарищи офицеры! Вы, конечно будете смеяться.»
Он сделал загадочную паузу.
«Полк Равняйсь!»
« Смирно!»
« Приказом Министра обороны ГДР Вячеслав Михайлович Яковлев награждается боевым орденом Германской демократической республики. За снайперское бомбометание во время подготовки к учениям, за ту самую мишень, которую он потопил!»
Что было с лицами политребят???!!!
Их челюсти рухнули на их трудовую грудь.
Что такое???
Как же так?
Мир рухнул!
Мир перевернулся!
Столько разбрызгано слюны!
И все зря!
И все впустую!
И орден не им??

Народ поздравлял Михалыча, и требовал накрытия «поляны».
Заслуженная награда нашла Героя!

Однако вернемся к нашему учению и счастливому острову Узедом.
Закончена подготовка, и мы летим бомбить.
Собрались дорогие гости.
Приплыли так же корабли шпионы, если мне не изменяет память, назывались Алстер и Окер. Очень уж хотелось им наилучшим образом все вынюхать и рассмотреть, и они нашли замечательное решение, привязались прямо к обозначающим границу полигона на море бочкам. Ветром не уносит, и не нужно подгребать.
На острове у генералов праздник. Все бегает, ездит, носится по воде, летает, пускает ракеты, стреляет, и бомбит.
Все как часы.
Стоило ли столько готовиться?
Мы бы это же изобразили в первый же день.

Мы подошли к полигону. В небе тесно. На море тесно.
Несутся корабли на воздушных подушках, вертолеты, истребители. Воюем по полной схеме.
Уже не до голых баб.
Штурман командует «На боевом».
Мы вторая пара.
Первую пару ведет командир полка.
Нам понятно, что за ними ловить уже нечего.
Сейчас он сделает дело, а остальным девяти парам придется просто выгрузить бомбы в то место, где раньше была лжеАйова.
Так и есть!
Две цепочки взрывов ведущего и ведомого отрывает от корабля нос и корму, и они как огромные прогулочные яхты подпрыгивая, несутся по волнам от корабля в разные стороны. Середина огромного корабля разом ухнула в море. Как ничего и не было.
И что нам?
Просто «сгружать» в чистое море бомбы?
Наш ведущий принимает влево, потом сразу вправо.
Все понятно!
И вот наша пара висит опять в крутом левом развороте над кораблями сопровождения, стоящими дугой. Так по дуге мы и прошлись.
Всем остальным идущим за нами, нашим бомберам, и Су-17 бомбить и расстреливать уже не чего.
Море стало девственно чистым.
Промахнулась наша вторая пара.
Промахнулась, и вколотили в воду, совершенно нечаянно, стоящий за лжеАйовой ордер кораблей-мишеней.
Бывает.

Остальные, идущие за нами пары, кроме одной, просто сгрузили бомбы в район мишеней. Надо же потешить заморские делегации. Красиво!
Внешне это выглядело так.
Первая пара топит линкор. Вторая одним махом все корабли сопровождения.
С берега зрителям была видна пятисот метровая стена воды и огня, высотою метров двести - выше высоты нашего полета. Как только эта стена начинала оседать, в это пространство приносилась очередная пара, и устраивала повтор фейерверка. Вкупе с потопленными кораблями это была эффектная картинка.
И так девять раз. Но не десять. Десятый был Вячеслав Михайлович. Старый умный и хитрый небесный волк. И за просто так свои бомбы он не собирался переводить.
Но об этом позже.
А на полигон сразу за нами принеслись Су-17, именно принеслись, по другому не скажешь. Потому что вот ты слышишь вжи-и-ик, где то они есть, поворачиваешь голову в их сторону, а они уже пропадают.
Наш народ весело улыбался, слушая доклад «Сухарей» - «Цели не вижу», «Прошу указать цель».
Где же им её видеть, мы же промахнулись.
Но не пропадать же тренировкам за просто так. КП полигона дает команду Сушкам уничтожить бочки, ограничивающие полигон. К которым, к их несчастью привязались корабли шпионы.
Я уже говорил, что Су-17 очень злой самолет. Ему все равно, во что попадать. В корабль, или в ведро из под селедки. Делали они это одинаково хорошо и так же быстро, как вжи-ик.
Как отгребали корабли шпионы от тех бочек, вы можете себе представить. Благо, что находились они в море, и штаны можно было отстирать.
Граница полигона испарилась.
Гости кто в восторге, кто в унынии. Все прошло как по нотам.

Однако мы были еще в воздухе.
В случае, если кто то не сбросил бомбы по мишени на заданном полигоне, то он должен был лететь на наш, полигон морской авиации. Которым руководил старый друг Вячеслава Михалыча.
КП полигона располагался на острове Сур-Пакри, недалеко от древнего города Таллинн. А на пространстве полигона, когда мы не работали по нему, ловили рыбу рыбаки местного совхоза.
Эхолотов тогда не было, и рыбу надо было искать по месту и глубине. А если бросить в ту воду большую бомбу, а лучше много бомб, то глубина и место были уже не так важны.
Надо ли объяснять, что совхоз этот с начальником полигона дружил, и всегда был готов выйти в море после нашей бомбежки.
Мы с Узедома помчались домой, а пара нашего Михалыча полетела помогать народному хозяйству.
Совхоз план добычи рыбы выполнил и перевыполнил.
А нашему Михалычу было передано специальное приглашение побывать в отпуске почетным гостем в том совхозе на острове Сур-Пакри. Где для него приготовят все, что положено дорогому гостю. Будут каждый день ему топить баньку на берегу моря и к ней все как полагается.
А пока Вячеслав Михайлович собирается к ним в отпуск, они просят его принять подарок. Далее идет перечисление блюд царского стола из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
 
Последнее редактирование:

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.352
Адрес
Саратов
Ринат

Очень интересно, камрад! Спасибо большое!

Если можно, несколько вопросов:
1. ФАБ-500ШН. ШН - это "штурмовая, низковысотная"?
2. Время описываемых вами событий - 80-е?
3. Про "Айову" намеренно иронизировали? У нее ведь в реале взорвалась башня ГК во время учебных стрельб.
4. А ваш тип самолета какой?
 

Ринат

Военный лётчик
Сообщения
8.041
Адрес
Санкт-Петербург
Tigr написал(а):
ФАБ-500ШН. ШН - это "штурмовая, низковысотная"?
Могу соврать, но вторая буква кажется связана со взрывателем.

Tigr написал(а):
Время описываемых вами событий - 80-е?
Да. 1980-й год. В Википедии об этих учениях есть инфа.

Tigr написал(а):
Про "Айову" намеренно иронизировали? У нее ведь в реале взорвалась башня ГК во время учебных стрельб.

И не намеренно тоже. Заклепки вылетали реально.

Tigr написал(а):
А ваш тип самолета какой?
Да. Это был Ту-16. Штурвал от него и шлем висят у меня дома, на стене.
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.352
Адрес
Саратов
Ринат

Камрад, если еще напишите историй из вашей службы, буду очень признателен!

P.S. Стиль вашего изложения весьма хорош, на мой взгляд.
 

Ринат

Военный лётчик
Сообщения
8.041
Адрес
Санкт-Петербург
Это скорее навеяно книгой Покровского "Расстрелять".
Если про армию писать серьезно, станет скучно.
Мы делали слишком серьезные дела, и потому на жизнь приходилось смотреть с улыбкой.
К тому же служа в авиации и довольно много летая, как бы не было трудно не было ни одного дня, чтобы было не интересно идти на службу.
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.352
Адрес
Саратов
Ринат

Камрад, будет интересно так, если вы напишите свои воспоминания в художественной обработке, так и если изложите сухие факты. В любом случае, очень интересно. Продолжайте, пожалуйста!
 

Ринат

Военный лётчик
Сообщения
8.041
Адрес
Санкт-Петербург
Tigr написал(а):
Будем ждать, камрад!
DNK написал(а):
Спасибо!
Меня мучили сомнения.
Реально очень приятно, что не летят тапки.
Возможно обработаю свои записи, и выложу на форум что нибудь еще.

Добавлено спустя 1 час 16 минут 36 секунд:

Tigr
Вы просили рассказать о полетах.
В прошлом и мой командир полка полковник Чечельницкий Василий Васильевич пишет прозу о морской авиации.
Замечательный человек и летчик. Если интересно, его рассказы:
http://www.proza.ru/avtor/12omrap
 
Последнее редактирование:

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.352
Адрес
Саратов
Ринат

Обязательно прочитаю, просто сегодня поздно уже.
 
Сверху